Сегодня около 35% из общей налоговой базы Казахстана поступает в местные бюджеты. А это более 5 триллионов тенге. С каждым годом в рамках политики децентрализации областным и районным акиматам предоставляется больше самостоятельности, сообщает корреспондент ИА El.kz.
Если рассмотреть структуру местных бюджетов более подробно, то в среднем по стране 62% доходов аккумулируется на областном уровне, который относится ко второму уровню бюджета, 37% - на уровне районных акиматов и 1% средств направляются на деятельность маслихатов, органов местного самоуправления, которые относятся к четвертому уровню. Об этом на недавнем заседании «круглого стола» в сенате парламента рассказал вице-министр национальной экономики Азамат Амрин
С каждым годом доля местных бюджетов растет, так как политика направлена на то, чтобы дать госорганам больше самостоятельности, так как на местах виднее, как распорядиться финансами наиболее эффективно. И если в предыдущие годы наиболее значимые налоги, к каковым относится корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость поступали только в республиканский бюджет, то теперь ситуация меняется.
«Сборы от индивидуального подоходного налога и социального налога в настоящее время остаются на местном уровне, а также по КПН, но только от крупного бизнеса. Сегодня ведется работа по снижению порогов в отношении малого и среднего предпринимательства. Есть различные варианты есть передачи части корпоративного налога. В качестве одного их вариантов рассматривается передача НДС от субъектов МСБ. Кроме того, прорабатывается вопрос о передаче в регионы налога на добычу полезных ископаемых по общераспространенным полезным ископаемым», - отметил Азамат Амрин.
Тем не менее, пока значительная часть собранных налогов направляется в республиканский бюджет. Но в местные эти суммы возвращаются в виде трансфертов. Так, например, по итогам 2019 года совокупные доходы бюджетов областей на 60,57% были сформированы за счет поступления трансфертов.
Изъятия регионов сокращены с 31 до 18%
Но с каждым годом бюджетные изъятия для регионов, которые традиционно являются донорами, сокращаются. В прошлом году их удалось сократить с 31 до 18%.
Подчеркнем при этом, что в законе «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения и столицы», принятом на 2023–2025 годы, только три региона были определены в качестве доноров. К ним относятся города Астана, Алматы и Атырауская область.
По данным трем бюджетам бюджетные изъятия были определены следующим образом: в текущем году от данных регионов в республиканскую казну будет направлено 432 млрд тенге, в 2024 году – 469 млрд тенге; а в 2025 году – 504 млрд.
Для сравнения, из бюджетов остальных 17 регионов уровень изъятия в текущем году составит 5 трлн тенге; в 2024 году – 5,3 трлн тенге; в 2025 году – 5,8 трлн тенге.
Эти меры позволили увеличить текущие затраты регионов на 23%, что в номинальном выражении составляет 1,1 трлн тенге.
«Объемы бюджетных изъятий были снижены благодаря применению дополнительных коэффициентов к бюджетам регионов-доноров. Если в прошлом году был изъят 31% доходов местных бюджетов, то в рамках трансфертов общего характера эта доля была снижена до 18%», - проинформировал заместитель министра национальной экономики.
В рамках Бюджетного кодекса, в период трехлетних трансфертов общего характера, целевые текущие трансферты помогают оперативно компенсировать потери, которые понесли регионы при принятии новых нормативно-правовых актов.
«Мы приняли меры для усовершенствования методологии прогнозирования доходов местных бюджетов. В 2020 году мы передали в регионы дополнительные суммы, поступающие от корпоративного подоходного налога. В этом направлении отмечается очень позитивная динамика. Так, если в 2020 году в регионы было направлено 386 млрд тенге, то в 2022 году эта сумма выросла в 2,7 раза. Удалось собрать 1 триллион 42 миллиона тенге, что позволило в среднем в течение трех последних лет перевыполнить планы по собственным доходам на 123%», - сообщил вице-министр национальной экономики.
В новом трехлетнем финансовом документе страны эта работа будет продолжена.
«Кроме всего вышеперечисленного, мы дополнительно смогли передать в рамках новых трехлетних трансфертов около 300 млрд тенге, 12 различных сборов, пошлин и плат. В сентябре 2022 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев давал поручение продолжить работу по укреплению доходной базы местных бюджетов. В настоящее время мы прорабатываем различные варианты передачи четырех крупных налогов, к которым относятся КПН, НДС, социальный налог и ИПН», - отметил Азамат Амрин.
В рамках совершенствования фискального законодательства министерство прорабатывает вопрос по точечному закреплению видов налогов за каждым уровнем бюджета.
Весь процесс по передаче налоговых поступлений для укрепления местных бюджетов будет проходить с учетом принципов стабильности, собираемости для того, чтобы бюджеты были сбалансированными.
Межрегиональный баланс будет сокращен
По расходной части бюджетов местных уровней государственная политика традиционно направлена на упрощение планирования межбюджетных трансфертов, что позволит сократить межрегиональные различия. Для этого в 2022 году объемы целевых текущих трансфертов были переданы базы местных бюджетов. При этом их целевое назначение было сохранено.
В целом, все принимаемые меры позволят повысить независимость регионов от финансовой поддержки центра. А значит – обеспечить всех казахстанцев одинаковым качественным уровнем жизни.
Так, если на сегодняшний день в северных регионах наиболее актуален вопрос с обеспечением медицинских учреждений, то на западе – ремонта и строительства дорог.
Благодаря трансфертам общего характера министерство национальной экономики выработало новые методические подходы, ведь без комплексного изменения методологии межбюджетных отношений невозможно эффективно реализовать региональную политику, а значит – обеспечить и достижение общенациональных целей.