Чуваши – потомки шумеров, соотечественники Василия Чапаева и Владимира Ленина.
Чувашия – край ста тысяч песен, вышивок и слов
Есть на земле многочисленные народы, которые процветают и те, кто на грани исчезновения.
На планете Земля есть народы, которые не исчезнут никогда, но о них не так часто упоминают. Как показало время, им есть что рассказать и заявить всему человечеству. К числу таких можно по праву отнести великий чувашский народ.
Чуваши компактно проживают на севере России, в Чувашской Республике с административным центром в городе Чебоксары. Чувашей не так много, 1,5 млн. человек, но этого, как оказалось, предостаточно, чтобы о них заговорить с новой силой, по-новому.
Чуваши – это пятая по величине этническая группа Российской Федерации. В Чувашии проживает примерно половина всех коренных представителей, живущих в России, остальные живут практически во всех регионах страны, а небольшая часть - за ее пределами. Наибольшие группы - в Казахстане, Узбекистане и на Украине.
Только в Казахстане проживают порядка 7 тыс. чувашей. Больше всех они компактно расселены в Карагандинской, Костанайской, Северо-Казахстанской, Павлодарской и Акмолинской областях.
А наша героиня, о котором пойдет речь, живет и трудится на благо своей родины – многонационального Казахстана - в городе Кокшетау Акмолинской области. О ней не только много говорят, но и очень часто искренне благодарят и благословляют за бескорыстные добрые, благие дела и поступки. Ее обожают и любят за отзывчивое сердце, неравнодушие к окружающим и нуждающимся в помощи. Она не только любящая мать, активный член общества, руководитель чувашского этнокультурного центра, первоклассный кулинар, признанный на мировом уровне, но и великолепный организатор, управленец, душа компании.
А самое главное, она сегодня - любящая мама многих детишек Акмолинской области, которые волею судьбы рано осиротели или живут в детдомах при своих живых родителях, добрая мама детей-инвалидов, многие из которых не могут перемещаться самостоятельно. Она стала нежной мамой для детей солнца, которым есть что сказать, которых порой некому даже услышать. К детям, пораженным разными недугами, парализованным и прикованным к кровати или коляске, к детям, покинутым и забытым родными, но не забытым Богом на помощь, как по зову сердца спешит и своевременно приходит на помощь наша героиня - Елена Мащинская, необыкновенный человек с открытой и необъятной душой и большим сердцем. Такие люди, как Елена Ивановна готовы вместить в свое неравнодушное сердце всех детей на планете, отдавая всю себя, свою любовь, заботу без остатка, до последней капли.
***
Но прежде хочу рассказать об истории чувашского народа, чтобы максимально стало понятно, откуда идет природная отзывчивость, щедрость, неравнодушие и схожесть с казахской ментальностью, желание помогать чужому как ближнему своему, протягивать руку помощи, как это уже сделал когда-то великий казахский народ, принимая у себя на земле тысячу, миллионы обездоленных людей и семей, репрессированных и депортированных на далекую чужбину, ставшей за эти годы настоящей родиной.
Чуваши - это один из древнейших и уникальных народов среднего Поволжья. Как полагают ученые, чуваши выступали ранее под этнонимом «сувары». Первое - происхождение от слова «суар», то есть водные люди. Чувствуете родтство и сходство с казахским языком? В казахском языке «су» - это вода. То есть «суар» - люди, живущие у воды, и второе – «сабар». В казахском языке снова есть аналогия этого слова - «сабыр», то есть миролюбивые, тихие, смирные, кроткие.
Чуваши впервые получили государственность в 1920 году при советской власти, когда была создана Чувашская автономная область. Позже, в 1925 году, была преобразована в автономную республику.
Чувашский язык – это действительно интересный язык, на котором общаются 85% населения. В быту - очень часто используемый язык и изучается в школах, в институтах. Имеет достаточно большой словарный запас, не менее ста тысяч, и поэтому Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и ста тысяч слов.
Чуваши - уникальная народность, которая смогла сквозь века пронести свою аутентичность. Их считают потомками древних шумеров и гуннов, однако и современной истории чуваши подарили многое. Как минимум, родину символу революции Василию Ивановичу Чапаеву.
Некоторые высказывают гипотезы о том, что чуваши - не тюрки, а выходцы из Центральной Азии, их предки — никто иные, как шумеры. Толчок к появлению такой идеи дал советский лингвист Николай Марра, который считал, что само название народа «чаваш» весьма близко соотносится с названием «шумар», «шумер».
Современник Геннадий Егоров доказывает, что язык шумеров — это чувашский язык, который за тысячелетия почти не изменился.
Чувашский язык является единственным живым представителем болгарской группы тюркских языков, имеет два диалекта: верховой (окающий говор) и низовой (укающий). Основное вероисповедание религиозной части чувашей - это православное христианство, есть приверженцы традиционных верований и мусульмане.
За пределами Чувашской Республики зарегистрировано не менее 79 чувашских национально-культурных автономий, обществ, союзов, объединений. Всех их объединяет чувашский национальный конгресс. Только в Казахстане работает порядка пяти этнокультурных центров.
Выдающаяся черта чувашского менталитета – это верность присяге, сохранившаяся до наших дней и заслуживающая пристального внимания при формировании подразделений современной российской армии. Недаром Иосиф Сталин при беседе с югославской делегацией 19 апреля 1947 года отметил эту особенность характера чувашского народа.
«В. Попович (посол Югославии в СССР):
- Албанцы - очень храбрые и преданные люди.
И. Сталин:
- У нас такими преданными были чуваши. Русские цари брали их в личную охрану» (Гиренко, 1991).
Испокон веков традиционно в чувашских семьях сильны родовые, семейные связи, точно также как и у казахов.
Главное богатство чувашей - семейные отношения и почитание старших. Традиционно в семье одновременно жили три поколения, за пожилыми трепетно ухаживали, а те, в свою очередь, воспитывали внуков. Фольклор пронизан песнями, посвященными любви к родителям.
Несмотря на равенство полов, мать - «апи», для чувашей священна. Ее имя не упоминается в бранных или пошлых разговорах, насмешках, даже если человека хотят обидеть. Считается, что ее слово целительно, а проклятие - самое страшное, что может случиться. Красноречиво об отношении к матери свидетельствует чувашская пословица: «Каждый день угощай мать блинами, выпеченными на собственной ладони, - все равно не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды».
Несмотря на то, что народ исповедовал язычество, у них был лишь один верховный бог Тура, который руководил жизнью людей, насылал на них бедствия, испускал громы и молнии. Зло олицетворялось с божеством Шуйттан и его слугами - злыми духами. У казахов также присутствует понятие «Шайтан» (бөжәй), но он никак не отождествляется с божеством, это скорее всего мифический этнофольклорный жанр, которым пугают в основном малышей.
***
Несомненно, у каждого народа есть свои герои, которым он гордится, которого помнит и чтит. Один из самых знаменитых уроженцев Чувашии, родившийся близ Чебоксар - знаменитый Василий Чапаев. Он стал настоящим символом революции и героем национального фольклора: о нем не только снимали фильмы, но и придумывали остроумные анекдоты о русской смекалке и всякие небылицы.
За его короткую жизнь, а прожил он всего 32 года, сложилось столько легенд и мифов, что превзошло все мыслимые и немыслимые границы. Это действительно уникальная персона.
Культ Чапаева достиг в Советском Союзе такого размаха, что складывалось впечатление будто он был самым успешным и выдающимся полководцем той войны.
Усилиями Сталина был создан своеобразный культ мёртвых героев гражданской войны. Фильм о Чапаеве создавался под личным патронажем Сталина, который курировал даже написание сценария. Так, по его настоянию в фильм была введена романтическая линия Петьки и Анки-пулемётчицы. Кино вождю понравилось, и фильм ждал самый широкий прокат из всех возможных, он шёл в кинотеатрах несколько лет и не было, пожалуй, ни одного советского человека, который не посмотрел бы фильм хотя бы раз.
Петька также имел вполне реального прототипа — Петра Исаева, в прошлом старшего унтер-офицера музыкантской команды императорской армии. В реальности Петька был не простоватым ординарцем, а командиром батальона связи. А вот Анка-пулёметчица является полностью вымышленным персонажем. В Чапаевской дивизии никогда не было такой девушки, отсутствует она и в оригинальном романе Фурманова. В фильме она появилась по настоянию Сталина, который требовал отразить героическую роль женщин в гражданской войне, а кроме того, добавить романтическую линию.
Через полтора десятилетия после своей смерти Чапаев обрёл такую славу, что по количеству объектов, названных в его честь, встал в один ряд с самыми высокопоставленными деятелями партии.
Из Чувашии был и Андриян Николаев - третий советский гражданин, покоривший космос. Из его личных достижений - это работа на орбите без скафандра впервые в мировой истории.
Иакинф Бичурин (1777 -1853 г.г.) - архимандрит русской православной церкви (в 1802—1823 годах); востоковед и путешественник, знаток китайского языка, один из основоположников русской синологии, первый русский китаевед, получивший общеевропейскую известность.
Прокопий Ефремов (1821-1907г.г.) — чебоксарский купец первой гильдии, самый известный представитель чувашской купеческой династии Ефремовых, известный меценат.
Илья Ульянов (1831 -1886 г.г.) - государственный деятель, педагог, сторонник всеобщего равного для всех национальностей образования. Действительный статский советник. Известность Илье Ульянову принесли его знаменитые сыновья-революционеры — Александр Ульянов, Владимир Ульянов-Ленин, Дмитрий Ульянов, дочери-революционерки Анна Ульянова-Елизарова и Мария Ульянова.
Иван Яковлев (1848 – 1930 г.г.) - чувашский просветитель, православный миссионер, педагог, организатор народных школ, создатель нового чувашского алфавита и учебников чувашского и русского языков для чувашей, писатель, переводчик, фольклорист.
Константин Иванов (1890-1915г.г.) – чувашский поэт, классик чувашской литературы, переводчик классической русской литературы, был известен и как мастер портретной живописи, как автор графических и скульптурных работ. Изданные в 1907—1908 годах его сказки, баллады и поэма «Нарспи» считаются наиболее совершенными из всех его поэтических творений. В поэме повествуется о трагической любви бедняка Сетнера к девушке Нарспи, дочери богатых родителей. Глубокая ненависть к социальной несправедливости, мечта об освобождении чувашского народа от оков морали старого общества — вот основные мотивы творчества народного чувашского поэта. Поэма «Нарспи» переведена на многие языки мира. В частности, на русский язык её перевёл Петр Хузангай – чувашский советский поэт, народный поэт Чувашии. По её мотивам создано несколько пьес, а на сцене Чувашского театра оперы и балета поставлена и опера.
Татьяна Максимова-Кошкинская, псевдоним Таня Юн (1903-1977г.г.),-театральная актриса и первая чувашская киноактриса, драматург, переводчица. В 1937 году как жена «врага народа» (ее муж - Иоаким Степанович Максимов-Кошкинский (1893—1975) - чувашский актёр и режиссёр, организатор чувашского театра и студии «Чувашкино», драматург, переводчик, сценарист, народный артист Чувашской АССР) была уволена из театра и осуждена по статье «контрреволюционная деятельность» сроком на 8 лет с содержанием в Карлаге. В январе 1940 года НКВД Чувашской АССР отменил постановление спецтройки, она была освобождена со снятием судимости. Совместно с мужем И. Максимовым-Кошкинским написала несколько пьес, с 1957 года - член Союза писателей СССР. В 1972 году выпустила книгу воспоминаний «Дни и годы минувшие». В предисловии к ней можно было прочесть такие строки: «Думаю, я счастливая. Может быть, не все мои желания исполнились. В моей жизни немало было и обидного, и горестного. А все же - счастливая! Потому что я - актриса!».
***
«Моя мечта, увлечение всей моей жизни – добиться уважение профессии повара, кондитера и ее высокого статуса», - напишет позже наша героиня Елена Мащинская.
Могла ли в те далекие лихие 1990-ые годы наша героиня даже и подумать о том, что через каких-то 10 лет она не только сможет добиться уважения к профссии кондитера и повара, но и станет руководить республиканской федерацией, а затем получит признание на международном уровне? Конечно же, нет. Но судьба так распорядилась, что она получила благословение самого Президента независимого Казахстана Нурсултана Назарбаева в 2008 году, когда Глава государства посетил Кокшетау и встречался с активом области. Тогда и случилась та самая судьбоносная встреча и рукопожатие Президента и его историческое наставление.
Родилась наша героиня в Самарской области. Однако вскоре по семейным обстоятельствам переезжает в Казахстан. Сначала местом жительства будущего успешного предпринимателя становится Караганда, затем – Кокшетау, в котором живет уже 23 года. Несмотря на то, что ей предрекали судьбу заслуженного учителя, наперекор судьбе она посвящает себя полностью кулинарному делу.
Дорога к олимпу начинается в Караганде, где она устраивается в ресторан ученицей калькулятора. Позже, окончив торгово-кулинарный техникум, получает специальность технолога.
Про Кокшетау она всегда говорит с особой теплотой.
«У нас люди хорошие. В этом городе у меня родился сын. Я очень много отдала Кокшетау, поэтому заезжая в город из различных командировок, всей душой осознаю, как же я люблю свой город! Меня всегда тянет сюда. У меня двое детей – дочь и сын. У дочери уже у самой сын растет. Он – мой любимый внук, учится в Назарбаев Интеллектуальной школе. Сын уже взрослый, ему 22 года», - делится Е. Мащинская.
«Стараюсь все праздники отмечать дома. Люблю Новый год, Масленицу, Пасху, Прощеное воскресенье. Конечно, свой день рождения. Очень нравится, когда вся семья в сборе за одним большим дастарханом. В наше время этого очень не хватает, смотрю на других, а у них вся жизнь на бегу, едят на ходу. А ведь за столом можно не только есть, но и общаться, узнавать что-то новое, проявлять внимание», - рассказывает Елена Ивановна.
Сегодня Е. Мащинская руководит ТОО «Той Дастархан», в той самой системе общественного питания, о котором мечтала с самого раннего детства. Сознательную часть жизни отдала профессиональной кулинарной деятельности. Ее жизнь так или иначе тесно переплетается с домашним очагом, теплотой, созданием домашнего уюта, варкой, печкой, жаркой, стряпней. Одним словом, всем тем, что делает ее по-настоящему счастливой и умиротворяющей, будто в ней лишь есть покой и забвение.
Не привыкшая получать что-то просто так, Елена Мащинская с детства познала горечь утраты близких людей, в шестилетнем возрасте не стало мамы. Но эти обстоятельства лишь еще сильнее закалили ее и без того мужественный характер. Она поражает тем, что никогда не остается равнодушной и всегда протягивает руку помощи.
В 2003 году Елена Мащинская избирается Президентом республиканской национальной Ассоциации поваров Республики Казахстан, в 2005 году председателем Союза работодателей Кокшетау, еще через четыре года - председателем Ассоциации предпринимателей своего родного города.
Бизнес-леди в 2014 году в корне меняет свою сферу деятельности. Решает весь свой накопленный жизненный опыт направить в другое русло – открыть и развивать работу чувашского этнокультурного центра.
Благодаря своей требовательности, трудолюбию и творческому подходу к каждому новому делу ей не только удается поставить на поток работу общественного объединения, но и наполнить ее новым содержанием и смыслом, работа центра гармонично развивается и выходит на новый качественный уровень работы.
В области проживает более 1000 человек чувашской национальности, активистами центра являются 30 человек разного возраста.
Объединение содействует сохранению этнокультурных ценностей чувашей, проживающих в Казахстане: чувашской культуры, языка, самобытности и национальных традиций.
Оъединением на постоянной основе проводится работа по сбору данных о чувашах, проживающих в Акмолинской области. Создано молодежное крыло, открыт класс по изучению чувашского языка в школе «Шанырак». Проведены вечера-портреты выдающихся деятелей чувашского этноса. К примеру, надолго запомнились вечер-портрет ветерана труда, первоцелинника, изобретателя Осипа Троицкого и юбилейный вечер заслуженного деятеля искусств РК Валерия Тарасова. Активисты центра принимают участие в мероприятиях, проводимых КГУ «Қоғамдық келісім», со дня открытия центра оказывается благотворительная помощь различным слоям населения.
В целях популяризации народного творчества центром был проведен конкурс-выставка вышивки «Красота спасет мир», большой интерес вызвал конкурс рисунков к национальному дню семьи, в котором приняли участие учащиеся школ города.
Елена Ивановна не один десяток раз принимает активное участие в общественно-политической жизни города и области, не забывая ежегодно участвовать в профессональных кулинарных мероприятиях, представляя национальную кухню казахского народа на международном уровне – это тоже дань патриотизму и преданности своей стране.
«У нас почему-то непрестижной считается профессия повара. Это положение надо менять. На самом деле эта профессия важнее многих других, и вопрос престижа зависит от нас самих. Посмотрите, все встречи на высоком уровне, дипломатические и деловые, чем заканчиваются? Хлебом-солью! А что мы видим сегодня, какой огромный кадровый голод! Профессионалов в этой сфере – единицы», - уверена Елена Ивановна.
Особого внимания заслуживает и тот факт, что именно наша героиня была автором идеи создания при ассоциации кулинаров курсов по обучения глухонемых детей и детей с нарушениями слуха поварскому делу. Сегодня порядка 20 выпускников успешно трудятся и являются полноправными членами общества.
«Когда приглашают в качестве члена жюри на конкурсы и фестивали, нравится судить национальные кухни. Благодаря этому можно узнать много нового о традициях, обычаях, рецептуре. Каждая страна привозит и показывает что-то новое, свою кухню, демонстрируя особенности. Являясь членом Всемирной ассоциации кулинарных союзов, каждые два года участвую в конгрессах. Представьте, как это интересно – узнать новые названия, очередность блюд, выбор напитков к столу и прочие нюансы», - делится наша героиня.
Кстати, Елена Ивановна очень давно избравшись депутатом кокшетауского городского маслихата, ныне является депутатом областного избирательного органа. Авторитет и доверие к ее личности настолько велик, что она выдвигалась три раза подряд кандидатом в депутаты и все три раза единогласно получала нужное количество голосов своих избирателей.
В этом качестве наша героиня неустанно проводит встречи с горожанами, разъясняя им новые законопроекты, основные положения Послания Главы государства и рассказывая события области. На протяжении всей своей профессиональной и депутатской деятельности Елена Ивановна постоянно оказывает поддержку незащищенным слоям населения: детям- инвалидам, а также Дому милосердия, обществу Красного Креста, активно участвует в общегородских мероприятиях, поддерживает лигу КВН, общество афганцев. И это далеко не полный список ее безвозмездного милосердия.
«Я - очень чувствительная и, наверное, чересчур добрая. Некоторые говорят, что простота хуже воровства. Иногда этим злоупотребляют. Раньше возникало чувство вины, если кому-то не могла помочь или отказывала. Но я уже научилась говорить НЕТ, вернее, меня научили», - чистосердечно признается наша героиня.
Елена Ивановна имеет международную награду - диплом всемирно известного института VATEL (Франция) «За выдающийся вклад в развитие национальной отечественной кулинарии, содействие ее распространению и повышению престижа на международном уровне».
Если собрать все награды воедино, то пожалуй, не хватит места, чтобы их разместить в одном месте. Она награждена всевозможными медалями, их просто не счесть.
Буквально в прошлом году при активном участии Елены Мащинской на территории курортной зоны Бурабай прошел первый международный гастрономический фестиваль «BURABAY NOMAD FOOD».
Фестиваль преследовал цели развития и продвижения в Казахстане гастрономического туризма, реализации творческого потенциала профессионалов и любителей в области кулинарии, проведение профориентационной работы среди молодежи.
Международный гастрономический фестиваль «BURABAY NOMAD FOOD» стал хорошей площадкой для мастеров производственного обучения и студентов из лицеев области по «живому» обучению новым технологиям у ведущих поваров и кулинаров из республики и зарубежья.
А завершить повествование про Елену Мащинскую хотелось бы выразительными строчками стихотворения поэта Роберта Рождественского «Повара»: «Земля еще и потому щедра, что в мире существуют повара!».
Пока существуют на земле кулинары, повара, такие замечательные и преданные своему делу люди, как Елена Ивановна Мащинская, есть полная уверенность, что в нашей стране кулинарное дело и искусство будут только процветать и выйдут на новый качественный уровень развития как отдельный сектор и отдельная индустрия. Ведь будущее за туризмом, а кулинарный туризм сейчас завоевывает постепенно авторитет во всем мире. А значит есть смысл и нам задуматься над тем, что мы представим мировому сообществу, не то, а как и в каком виде все наше богатое наследие, достояние народа Великой степи мы ему преподнесем.
Читайте также: