В Астане прошло заседание коллегии Министерства просвещения РК с участием представителей госорганов, педагогов, родителей и экспертов. В ходе мероприятия подвели итоги 2024 года и обсудили ключевые изменения в образовательной сфере, сообщает ИА El.kz со ссылкой на пресс-службу Минпросвещения РК.
Министр просвещения Гани Бейсембаев подчеркнул, что обучение невозможно без воспитания.
«Образование неразрывно связано с воспитанием. По поручению Главы государства во всех организациях образования внедрена программа «Біртұтас тәрбие», включающая шесть ключевых проектов, направленных на формирование и укрепление системы ценностей у подрастающего поколения», – заявил он.
Министр также отметил важную роль классных руководителей: «Эффективность этой работы во многом зависит от классных руководителей. Важно, чтобы эту работу выполняли квалифицированные педагоги с опытом».
Национальная система оценки образования
В 2024 году Казахстан получил международную аккредитацию в сфере оценки качества образования. Национальный инструмент МОДО был признан Научно-исследовательским центром экспертизы и сертификации RCEC.
Кроме того, теперь процесс повышения квалификации учителей автоматизирован.
«Министерством пересмотрена парадигма повышения квалификации как процесса непрерывного профессионального развития педагога. Вся процедура автоматизирована на национальной платформе «Ұстаз». В этом году впервые на платформе планируется прохождение аттестации более 88 тысяч модераторов и экспертов», – сообщил глава ведомства.
Защита прав учителей
В 2024 году зафиксировано 120 случаев нарушений Закона «О статусе педагога», связанных с привлечением учителей к несвойственным обязанностям.
«В частности, игнорирование запрета на привлечение педагогов к несвойственным функциям в г. Семей едва не привело к трагедии с участием учителя. Призываю руководство регионов принять все необходимые меры для строгого соблюдения закона», – подчеркнул министр.
Рекордное строительство школ
В 2024 году в Казахстане было построено 257 школ, что стало историческим максимумом.
«Если в 2023 году было введено 165 школ, то в 2024-м – 257, из которых 105 построены в рамках Национального проекта «Комфортная школа». Для их эффективного управления Министерство разработало единую систему», – сообщил Гани Бейсембаев.
Также продолжится модернизация сельских школ в рамках проекта «Ауыл мектебі – сапа алаңы», который направлен на улучшение инфраструктуры и обеспечение высокоскоростного интернета.
Цифровизация образования
Важное внимание уделено цифровизации образовательного процесса. В 2024 году запущен проект «SMART ОҚУ АҒАРТУ», который объединит образовательные ресурсы в единую экосистему.
«Благодаря внедрению терминалов Starlink доля школ с качественным интернетом выросла с 19% в 2022 году до 95% в 2024-м», – отметил министр.
Поддержка инклюзивного образования
Развитие инклюзивного образования остается приоритетом.
«К 2025 году планируем обеспечить 100% доступ к психолого-педагогической поддержке. Начата трансформация центров «Бөбек» и Национального центра инклюзивного образования. В октябре Казахстан впервые примет Всемирный конгресс по инклюзии», – сообщил глава ведомства.
Новая модель финансирования детских садов
С 2024 года в стране внедряется система ваучерного финансирования, которая позволит родителям выбирать детские сады и направлять государственные средства на обучение детей в удобных им учреждениях.
Подготовка кадров с учетом потребностей рынка труда
В 2024 году проведена полная инвентаризация колледжей. Определены профильные направления подготовки специалистов с учетом индустриальных проектов в регионах.
Безопасность детей и защита их прав
В 2024 году в закон внесены изменения, ужесточающие наказание за преступления против несовершеннолетних. «Территориальные департаменты по обеспечению качества в сфере образования зафиксировали 120 случаев нарушений», – сообщил министр.
Кроме того, расширены полномочия Комитета по охране прав детей, а реформы Казахстана в этой сфере были высоко оценены странами ООН.
Подводя итоги, министр Гани Бейсембаев подчеркнул важность взаимодействия с педагогическим сообществом и защиты прав учителей.
«Для педагогов особенно важно чувствовать защиту своих прав, а решения, связанные с их профессиональной деятельностью и дисциплинарными мерами, должны приниматься на основе объективных критериев и в рамках законодательства», – отметил он.
Читайте также: