Отечественное медиапространство последние 10 лет находится в постоянном развитии и обогащается новинками в области электронных технологий, который в основной своей массе к нам приходят из соседней России. Естественно, что центральное место в этом процессе занимает Интернет, выполняющий функции как хранилища, так и передатчика информации. Совсем недавно в казахстанском сегменте Интернет появилась такая важная и интересная форма медиа, как блогинг.
Несмотря на то, что блигинг понятие для Казахстана относительно новое, с каждым днем его общественное значение возрастает. Более того, представители блог-индустрии становятся главными законодателями моды и ньюсмейкерами. И это несмотря на то, что поначалу блоги были созданы в качестве инструмента общения, позиционирования своего мнения, размещения информации о себе. Другими словами, блог - электронный онлайн-дневник доступный для просмотра каждому желающему. Совершенно незаметно он превратился в инструмент, проникший практически все сферы общественной жизни и влияющий на наше с Вами сознание.
Если говорить о Казахстане, то особо активно о блогерах и их блогах заговорили несколько лет назад, когда обсуждался вопрос о том, являются ли блоги средством массовой информации. В конечном итоге, что вполне закономерно, пришли к выводу: блог к СМИ не относится. Однако, с другой стороны, аудитория у некоторых казахстанских блогеров в разы превышает количество читателей у традиционных медиа.
Сейчас блогосфера стремительно набирает медийный вес, в том числе и как источник информации для традиционных СМИ, которые все чаще ссылаются на блоги и блогеров. Например, совсем недавно известная блогер Аида Джексен на своей странице в Facebook разместила предложение о включении Азамата Мусагалиева из команды КВН «Камызяки» в проект «100 новых лиц Казахстана». Ее пост набрал множество лайков и репостов и стал информационным поводом для СМИ, которые с удовольствием вязли его за основу своих новостей. Здесь уместно упомянуть модное нынче слово «хайп», которое умело пользуются блогеры, дабы, поддерживать читательский интерес.
С другой стороны, стоит отметить, что ни для кого не секрет, что блогеры далеко не всегда утруждают себя проверкой, публикуемой ими информации, а иногда намеренно искажают еѐ. Конечно, все они прекрасно понимают, что при существующем законодательстве привлечь к ответственности блогера значительно сложнее, чем СМИ.
С этой мыслю не согласятся сами блогеры, которые уверены, что именно они заставляют СМИ работать более оперативно. Как это выглядит: блогер оказывается очевидцем событий, он успевает сообщить о нем в своем блоге быстрее, чем журналисты доберутся до места. Интернет-издания или информационные агентства немедленно цитируют его со ссылкой «по сообщению очевидцев».
Вообще среди блогеров распространено мнение, что они сближают СМИ с постоянными и потенциальными читателями. Это очень сильно похоже на правду. Мониторинг самых читаемых блогеров позволяет журналистам отслеживать мнение общества по любому интересующему его вопросу, проследить реакцию аудитории на публикацию, получить необходимые реплики и комментарии, которые он может использовать в качестве цитат в своих материалах. Более того, на этой волне многие средства массовой информации заводят собственные блоги. Это помогает им не только взаимодействовать с аудиторией, но и расширять ее.
Только сейчас многие блогеры и читатели могут подумать, что традиционные СМИ трансформировались под влиянием блогеров. Однако это далеко не так. Блоги не меняют саму суть журналистики, они просто заставляют ее быть в большей степени социально ответственной, более оперативной, более интерактивной.
Когда нет другой информации
Часто бывает, что у журналистов нет информационных поводов или они хотят «горячих новостей». В этом случае редактора частенько заглядывают на страницы блогеров в поисках сплетен, новых идей и мнений. При этом в редакциях есть заготовленные списки читаемых блогеров. Многие журналисты тоже ведут блоги, а блогеры со временем могут найти постоянную работу в издательских домах или на радиостанциях.
Другими словами, информационные агентства, газеты, журналы, телеканалы используют посты популярных блогеров в качестве источника информации. А блогеры, в свою очередь, таким образом повышают свою аудиторию читателей, а, следовательно, становятся более привлекательными для рекламодателей. Хотя если говорить о Казахстане, то реклама в блогах пока не пользуется большой популярностью. Наверное, это связано с тем, что доступ к хорошему интернету имеют только жители крупных городов, плюс к этому pr-агентства еще не успели освоить эту нишу.
В отличии от обычных СМИ блоги почти всегда – источник уникальной информации. В данном случае речь идет о корпоративных или «звездных» блогах. Эффективность корпоративных онлайн-дневников, с точки зрения РR, уже не вызывает сомнений. Организации самостоятельно предоставляют уникальный контент, в результате чего коммуникация между журналистами и организациями существенно упрощается и улучшается. В международных средствах массовой информации несколько лет назад активно обсуждалась тема влияния социальных средств массовой информации на политические волнения на Ближнем Востоке. Эта тема особенно актуальна для египетского восстания, которое получило название «Facebook революция».
С чего все начиналось
Блоги – вещь достаточно старая и берет свое начало еще в Древнем Египте. Без всяких преувеличений можно сказать, что это понятие зародилось именно тогда, хотя многие с эти могут поспорить, имеют право. Однако именно в Египте в Египте при раскопке одной из гробниц нашли набор глиняных табличек в форме дневника, на которых были написаны различные события. Как и положено, были эмоциональные комментарии, подробное описание событий и ссылки на предыдущие записи.
Все что было найдено в Египте, блогингом можно назвать с большой натяжкой, т.к. это напоминает обычный дневник. Другими словами, блог – это не только возможность писать самому, но и предоставлять возможность остальным комментировать. Это стало возможным только с развитием радиотехники в 80-х годах прошлого века, когда радиолюбители одновременно вели переговоры с несколькими друзьями. Затем, с распространением интернета началась эпоха конференций Usenet и Fido, электронных досок объявлений BBS и более привычных сегодня форумов.
Специальный термин «веблог» придумали всего 20 лет назад - лишь в 1997 году ученым и писателем Джорном Баргером. Одним из первых проектов, предназначенных для блогинга, который способствовал популяризации этого вида интернет-деятельности стал вебсервис для ведения блогов – Blogger. С его помощью любой пользователь мог завести свой блог, не прибегая к программированию и не заботясь об установке и настройке программного обеспечения. Blogger был создан компьютерной компанией Pyra Labs из Сан-Франциско, которой сейчас владеет Google.
Прошло всего три года и блоги стали политизироваться. Первым преуспел журналист Джош Маршалл, который запустил блог TalkingPointsMemo, с обсуждением «флоридсого кризиса». Суть вопроса – результаты президентских выборов в штате Флорида. О значимости этого явления заговорили в 2001 году, когда блогеры впервые стали источником информации для традиционных СМИ. Тогда ньюйоркские авторы интернет-дневников рассказывали о теракте 11 сентября 2001 года с места событий. Именно их фотографии и рассказы легли в основу новостных сюжетов.
Казахстанский блогинг завтра
В Казахстане – не просто увлечение, а профессия, которая приносит стабильный доход. Блогеры-любители переходят в ранг «профессионалов» и начинают вести корпоративные блоги, Многие профессиональные журналисты и специалисты рекламного дела ведут блоги, помогающие им продвигать свое имя как бренд. Наверное, самое высшее признание тебя как блогера – статус бренд-амбассадора. Его суть заключается в том, что человек становится официальным представителем конкретной компаний и за крупную сумму продвигает ее продукцию.
Более того, редкая итоговая аналитическая программа на телеканале или материал в печатных СМИ обходится без мнения блогеров по поводу того или иного события в стране. Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия действительно компетентных экспертов. СМИ с удовольствием цитируют самые острые и ироничные замечания пользователей FB по нашумевшим событиям
При этом надо признать, что в казахстанской блогосфере еще многих свежих, незанятых ниш — это тематические блоги и видеоблоги. Малое присутствие первого типа объясняется «молодостью» казахстанского блогинга, второго — менталитетом и закрытостью людей. Так что для молодых специалистов в блогосфере открыты все пути. На данный момент в Казахстане существует 3 блог-платформы: самая популярная Your Vision (yvision.kz), блоги знаменитостей afftor.kz и блоги на blogos.kz. Судить о блогосфере легче всего по самой крупной блог-платформе Yvision.kz. Звание «Лучший сайт» Казнета и Первый слет блогеров Казахстана в числе ее заслуг.
Вполне возможно развитие на казахстанском медиа-поле такого направления как профессиональный блогинг, потому что, когда некий универсальный автор сегодня пишет о кино, завтра – о политике, а послезавтра – о том, как правильно готовить блюда итальянской кухни, это рано или поздно начинает утомлять. О кредитах должен писать банкир, о формировании среднего класса – социолог, о музыке – крайне желательно - музыкант. У блогинга большое будущее, и благодаря своей специфики его популярность с каждым разом будет расти в геометрической прогрессии.