В Казахстане может появиться Фонд финансирования проектов ГЧП, который позволит повысить доступность финансов в регионах для строительства крупных объектов инфраструктуры, сообщил в ходе «Обзора государственно-частного партнерства», организованного в Астане Азиатским банком развития, председатель АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» МНЭ РК Самат Сагындыков, передает ИА El.kz.
«Зачастую острые и капиталоемкие вопросы регионов не находят решения, так как лимиты акиматов не позволяют реализовать крупные инфраструктурные проекты. Для обеспечения доступности финансовых средств для проектов ГЧП предлагается финансировать из республиканского бюджета крупные местные проекты ГЧП, для чего необходимо закрепить в законодательстве механизм софинансирования местных проектов ГЧП, рассмотреть создание фонда финансирования проектов ГЧП при Банке развития Казахстана или с привлечением средств международных финансовых организаций, привлекать финансирование путем выпуска зеленых облигаций», - сообщил в своем выступлении глава центра.
Для справки:
По данным отчета «Infrascope», подготовленного Economist Intelligence Unit (аналитический отдел журнала The Economist) за 2019 год, Казахстан занимает 11-е место среди 21 азиатской страны по благоприятным условиям для государственно-частного партнерства, 7-е место по общему инвестиционному и деловому климату, 8-е по качеству институтов, 11-е место с точки зрения финансовых условий, 13-е с точки зрения регулирования и 15-е с точки зрения зрелости рынка.
Председатель АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» МНЭ РК подчеркнул, что 2021 года сотрудничество с АБР осуществляется по четырем главным направлениям: повышение квалификации казахстанских специалистов в сфере ГЧП, формирование pepeline проектов, информационной системы Source, программы ГЧП в сфере образования, и методологическая работа.
«При поддержке АБР в прошлом году в рамках технической помощи было проведено обучение по международной программе сертификации специалистов в области ГЧП для представителей центральных и местных исполнительных органов. По результатам обучения и успешной сдачи экзаменов 38 участникам была присвоена международная сертификация специалиста в области ГЧП», - подчеркнул Самат Сагындыков.
Для справки:
Потребности Казахстана в инфраструктуре растут по мере роста экономики и населения. В отчете Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за 2019 год отмечается, что при росте ВВП Казахстана на 4,3% в год, расходы страны на инфраструктуру в среднем составят 292 млрд долларов США (или 3,93% ВВП) до 2040 года, что в сравнении с нынешним уровнем расходов означает дефицит инвестиций в размере 84 млрд долларов США (1,11% ВВП).
Не менее важное направление совместной деятельности осуществляется в сфере среднего образования. В рамках помощи АБР предусмотрена подготовка в соответствии с международными стандартами пакета документов для первого программного ГЧП по строительству и эксплуатации школ.
«Инструмент программного ГЧП позволит повысить качество тиражируемых проектов, одновременно упросить и сократить процедуру для акиматов, для чего будет разработана типовая документация для дальнейшего тиражирования по стране. Пока никто из регионов не подтвердил желание участвовать в пилотном проекте, хотя строительство школ по механизму ГЧП будет не только способствовать решению вопроса дефицита ученических мест в регионе, но и увеличению индекса привлечения инвестиций в основной капитал», - отметил глава казахстанского центра государственно-частного партнерства.
Важной областью совместной работы АБР с Фондом устойчивой инфраструктуры SIF (Швейцария) является деятельность по формированию pepeline проектов ГЧП в рамках информационной системы Source, которая будет способствовать ознакомлению иностранных инвесторов с проектами ГЧП в Казахстане.
«Кроме того, предполагается использование системы Source для применения международных стандартов на стадии разработки конкурсной документации проектов ГЧП. На сегодня в систему загружено более 1000 реализуемых проектов ГЧП. Source является составной частью портала ГЧП. Его использование сейчас возможно в пилотном режиме, но станет обязательным для всех государственных и местных исполнительных органов с января 2024 года», - уточнил Самат Сагындыков.
Также в прошлом году центром при поддержке АБР была проведена большая методологическая работа: внесены изменения и дополнения в законодательные акты по вопросам ГЧП во исполнение поручений главы государства. Поправки касались кардинального пересмотра некоторых подходов, закрепления принципов открытости и доступности информации, создания веб-портала ГЧП, цифровизации процедур, введения процедуры конкурсного отбора частного партнера, закрепления обязательного наличия в проекте инвестиционного и эксплуатационного периодов.
Точечные поправки коснулись повышения инвестиционной привлекательности и дебюрократизации процесса.
«В этом году мы продолжаем работу по совершенствованию законодательства, а именно – в сфере объединения закона ГЧП и концессиях, доработки веб-портала ГЧП и введения его в эксплуатацию, реализации программного ГЧП в рамках национального проекта «Комфортная школа». В рамках исполнения поручения главы государства совместно с центральными госорганами сейчас разрабатывается проект комплексного плана развития социальной сферы через ГЧП. В рамках комплексного плана будет осуществляться реализация проектов в сфере социальных услуг, образования, здравоохранения, культуры и спорта», - перечислил глава центра.
На данный момент проходит этап экспертизы один из крупных социальных проектов ГЧП – строительство и эксплуатация многопрофильной университетской больницы на 300 коек в городе Караганда, сопровождаемое АБР.
«Реализация данного проекта имеет важное значение для развития сферы здравоохранения в регионе и стране. При этом у таких крупных проектов ГЧП, как правило, имеются сложности прохождения этапов согласования и экспертизы. Мы полагаем, что в целях оптимизации процессов ГЧП, поддержки инвесторов и международных финансовых организаций имеется потребность в создании «единого окна» со стороны государства в целях сопровождения республиканских и крупных совместных проектов, перечень которых будет определяться правительством страны», - предложил Самат Сагындыков.
Он предложил представителям АБР рассмотреть возможность сотрудничества в вышеуказанных направлениях и включения их в страновую стратегию партнерства для Казахстана на 2023-2027 годы.
В свою очередь, как сообщил управляющий директор АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Айдос Кобетов, если в 2013 году число реализованных проектов в сфере государственно-частного партнерства в Казахстане было не более пяти. Сейчас они представлены практически во всех отраслях. На 1 мая количество заключенных договоров достигло 1085, их стоимость превысила 2,1 триллиона тенге, что составляет около пяти миллиардов американских долларов.
Кроме того, на этапе планирования находится 152 проекта, которые оцениваются в 450 миллиардов тенге, или около одного миллиарда долларов США.
Для справки
По состоянию на 1 сентября 2022 года, по данным сайта «Казцентра ГЧП», в Казахстане было реализовано в общей сложности 1362 проекта. Однако по данным Всемирного банка, таких проектов – 24. Такие расхождения связаны с разным определением ГЧП.
Так, ВБ относит к этому понятию ««долгосрочный контракт между частной стороной и госорганом на предоставление государственного актива или услуги, в котором частная сторона несет значительный риск и управленческую ответственность, а вознаграждение связано с результатами».
Однако статья 4 Закона о ГЧП относит к таким проектам как долгосрочные, так и среднесрочные от 5 до 30 лет. Большинство реализованных в нашей стране проектов заключены на пятилетний срок и не связаны с передачей рисков. В основном это региональные проекты ГЧП в сфере начального образования, а ответственность руководства и вознаграждение могут быть не связаны с результатами.
«С учетом потребностей, целей и задач, стоящих перед государством, инвестиций потребуются в десятки раз больше. И как свидетельствует статистика заключенных договоров, 90% из них приходятся на образование, здравоохранение, а также сферу энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. В стоимостном выражении около 40% проектов реализуются в транспортной и энергетической сферах», - сообщил Айдос Кобетов.
С 2018 года самым крупным заключенным в Казахстане договором стал проект Большой Алматинской Кольцевой Автомобильной Дороги (БАКАД). Он реализуется консорциумом, в состав которого входят турецкая и южно-корейская компании. Исторический запуск движения транспортных средств по данной магистрали, строительство которой велось более десяти лет, состоялось в июне текущего года.
Несмотря на значительный прогресс нашей страны в создании благоприятных условий по развитию ГЧП, только БАКАД считается долгосрочным проектом ГЧП с проведением международных торгов, достигшим финансового закрытия с участием иностранных банков.
В целом, за 20 лет в сфере ГЧП в 21 проект были привлечены средства иностранных спонсоров.