Жансеит Туймебаев, заместитель Председателя Ассамблеи народа Казахстана, заведующий Секретариатом АНК Администрации Президента РК рассказывает об итогах деятельности Ассамблеи и дальнейших планах.
Состоялась XXVII сессия Ассамблеи народа Казахстана с повесткой дня: «Формула мира и согласия: единство и модернизация».
По итогам этого события представляется важным еще раз осмыслить казахстанскую модель общественного согласия и общенационального единства, у истоков которой стоял Первый Президент Казахстана – Елбасы Н.А. Назарбаев.
Богатый бэкграунд
Для полиэтнического Казахстана обеспечение стабильности, межэтнического согласия стало одним из важных приоритетов государственной политики, базовым условием проведения социально-экономических и политических реформ.
Многие помнят, как на заре Независимости авторитетные международные эксперты пророчили Казахстану распад из-за этнических и религиозных конфликтов. Но эти пессимистические прогнозы не сбылись.
Политическая воля Первого Президента Казахстана – Елбасы Нурсултана Назарбаева была нацелена на обеспечение единства народа. Практическое воплощение этой политики нашло отражение в казахстанской модели общественного согласия и общенационального единства, которая получила международное признание.
Следует выделить ряд ее отличительных особенностей.
Во-первых, Конституция РК содержит исчерпывающие нормы, регулирующие сферу межэтнических и межконфессиональных отношений. Она начинается со слов «Мы, народ Казахстана», что изначально заложило идею общности всех граждан страны. При этом у нас не применяется понятие национальные меньшинства. Мы едины, и не делимся на больших и меньших.
В статье 1 Основного закона одним из основополагающих принципов деятельности Республики Казахстан провозглашено общественное согласие. Закреплено равенство прав и свобод всех граждан независимо от их национальной принадлежности.
В статье 39 Конституции РК, пункте 2 содержится норма, согласно которой «Признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное и межконфессиональное согласие».
Во-вторых, государство последовательно выступает гарантом стабильности в сфере межэтнических отношений, реализуя продуманную стратегию национальной политики.
Об этом говорит такой факт: за 26 лет независимости только по вопросам, касающимся непосредственно деятельности АНК, были дважды приняты поправки в Конституцию, Закон «Об Ассамблее народа Казахстана». Издано более 10 Указов Президента. Реализована Стратегия АНК на среднесрочный период (до 2011 года), принята Концепция развития Ассамблеи народа Казахстана до 2025 года.
Кроме того, были разработаны и реализованы Концепция формирования государственной идентичности, «Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 2006-2008 годы», другие документы.
То есть вопросы межэтнического согласия находятся в эпицентре внимания государства и общества. Благодаря этому, Казахстан обрел одну из наиболее сбалансированных и эффективных систем обеспечения мира и согласия.
В-третьих, благодаря политической воле Елбасы, созданы и последовательно совершенствуются реальные институциональные механизмы гражданского равноправия, независимо от этнической и религиозной принадлежности.
Ключевой институт – Ассамблея народа Казахстана, созданная в 1995 году как консультативно-совещательный орган. Идея ее формирования была озвучена Елбасы Н. А. Назарбаевым на 1-м форуме народов Казахстана в 1992 году.
Конституционная реформа 2007 года закрепила Ассамблею в качестве учреждения, имеющего конституционный статус.
Ассамблее обеспечено гарантированное парламентское представительство, а избираемые ею 9 депутатов Мажилиса стали выразителями всей совокупности интересов этнических групп Казахстана. В нынешнем созыве Мажилиса действует депутатская группа АНК из 31 человека, куда входят представители всех партий, представленных в Парламенте. Аналогичные группы созданы в областных маслихатах.
В октябре 2008 года принят Закон «Об Ассамблее народа Казахстана», который обеспечил нормативно-правовое регулирование ее деятельности, единство институциональной вертикали в центре и регионах.
В-четвертых, с момента своего создания АНК под своим крылом сформировала и объединила серьезную общественную инфраструктуру.
Сегодня под эгидой Ассамблеи действует 1 025 этнокультурных объединений (ЭКО), в том числе 28 республиканских. Актив ЭКО – 348 тыс. человек. Как многофункциональные ресурсные центры Ассамблеи функционируют 40 Домов дружбы, а в г. Алматы - республиканский Дом дружбы.
Сделано немало и в разных направлениях
В 2009 году по поручению Елбасы был создан Научно-экспертный совет АНК (НЭС АНК). В его составе 52 ученых, руководители исследовательских институтов и общественные деятели. Во всех регионах созданы научно-экспертные группы, в их деятельность вовлечено 300 ученых и экспертов. Научными базами для этих групп выступают региональные вузы.
Создана Ассоциация кафедр Ассамблеи народа Казахстана. Работают 42 кафедры центра АНК в ведущих вузах страны и колледжах, что обеспечивает обучение молодежи в духе проводимой государством этнополитики. Во всех регионах под эгидой Ассамблеи созданы 3 014 Советов общественного согласия и 1 753 Совета матерей на областном, городском, районном и сельском уровнях, а также в коллективах крупных предприятий. Они активно участвуют в решении насущных проблем населения на местах, в т.ч. в области профилактики конфликтов.
Одно из направлений деятельности АНК – развитие медиации в сфере общественного согласия. В инклюзивную сеть входят 1 республиканский и 32 региональных совета, а также 628 кабинетов медиации. Количество медиаторов АНК – 863 человека.
Ассамблея содействует развитию благотворительности. Ежегодно проводится общереспубликанская кампания и форум благотворительных организаций и доноров «Караван милосердия».
В 2018 году по стране прошло свыше 17 тысяч благотворительных мероприятий, помощь получили более 400 тыс. человек на общую сумму около 10,4 млрд тенге.
В 2017 году за заслуги в развитии меценатской и благотворительной деятельности учрежден нагрудный знак «Жомарт жан». За 2017-18 годы знак вручен 78 меценатам.
В 2011 году была создана «Ассоциация предпринимателей Ассамблеи народа Казахстана». Она имеет представительства во всех регионах республики. Деятельность Ассоциации направлена на поддержку бизнес-проектов, привлечение и внедрение инноваций, новых технологий, инвестиций, консолидацию предпринимательских кругов.
Действует республиканский и региональные клубы журналистов АНК. В их составе – представители республиканских СМИ, блогеры и эксперты сферы межэтнических отношений. С 2017 года работает обновленный многофункциональный веб-портал Ассамблеи – assembly.kz.
В марте 2018 года учреждено Республиканское молодежное движение АНК «Жаңғыру жолы». Во всех регионах созданы его региональные штабы, которые объединяют 135 молодежных крыльев этнокультурных объединений, актив составляют более 22 тысяч человек.
Эволюция налицо
В-пятых, созданы условия для развития культуры, языков и традиций этносов.
Действуют национальные театры: уйгурский, корейский, немецкий, узбекский. Первые три в 2017 году получили статус академических.
В республике зарегистрировано 52 СМИ этнокультурных объединений. Наиболее крупные республиканские газеты работают при государственной поддержке. Выделяется государственный социальный заказ для оказания поддержки развитию культуры, традиций и языков казахстанских этносов. Таким образом, в Казахстане сформирована эффективная политико-правовая и институционально-управленческая система обеспечения межэтнического согласия.
Сегодня межэтнические отношения в стране остаются стабильными. По данным социологического мониторинга их оценивают как благополучную и спокойную около 93% респондентов, уровень поддержки госполитики в этой сфере – также порядка 93%. Чувство принадлежности к единому народу Казахстана высказывают 97,0% респондентов.
Это доказывает, что наши этносы, во многом благодаря Ассамблее, научились любой вопрос рассматривать не с позиции своего этноса, а всего государства и общества.
На современном этапе Ассамблея народа Казахстана сконцентрировала свою работу на вовлечении этносов в процессы модернизации, решение общегосударственных задач.
В данном контексте в апреле 2018 года были внесены изменения и дополнения в закон об Ассамблее, направленные на ее институциональное укрепление. В начале этого года принята обновленная Концепция развития АНК (до 2025 года), которая отражает задачи модернизации общественного сознания, социальной политики. В целом, за годы независимости Ассамблея проделала большую эволюцию от консультативно-совещательного органа до учреждения, обладающего конституционным статусом.
На переломных этапах новейшей истории страны Ассамблея всегда играла стабилизирующую и консолидирующую роль.
На сессиях АНК рассматривались важные вопросы, среди которых – референдум по принятию новой Конституции, институциональные реформы, программы социальной, духовной модернизации.
Одновременно Ассамблея стала одним из развитых сегментов гражданского общества, охватывая в своей деятельности широкие слои населения.
На новом этапе государственного строительства возрастает значение принципа «мира и согласия» как одной из важнейших политических и конституционных констант.
Планов – громадье
Общественно-политическая роль Ассамблеи повышается, отражая весь спектр направлений и векторов интеграции народа Казахстана.
Во-первых, возрастает социальное значение Ассамблеи в контексте формирования национальной модели социального благополучия.
В первую очередь, это касается развития благотворительности и медиации, как инструментов, создающих предпосылки для эволюционного, а не революционного развития общества.
Кроме того, важен акцент на развитие предпринимательства в этнической среде и использование экономического сотрудничества со странами исторического происхождения этносов.
Во-вторых, Ассамблея народа Казахстана становится одним из драйверов процессов модернизации общественного сознания и вовлечения в этот процесс всех казахстанских этносов.
При этом реализация таких проектов, как «Қазақтану», «Мәміле», «Мың бала» призваны обеспечить дальнейшую гармонизацию культурно-языковой среды в стране, единство общих ценностей, целей и задач.
Важной составляющей процессов духовно-культурной интеграции является модернизация исторического сознания как консолидирующей для всех этносов основы единства, фундаментальной основы нашего мировоззрения, прошлого, настоящего и будущего народа.
В-третьих, Ассамблея народа Казахстана останется одним из важнейших механизмов формирования гражданской идентичности в XXI веке и воспроизводства ее в каждом новом поколении граждан страны.
В условиях глобализации это является одним из условий сохранения суверенитета и независимости, фактором национальной безопасности. Таким образом, предстоит дальнейшее усиление роли Ассамблеи в обеспечении мира и согласия в обществе, процессах всесторонней модернизации, а также активное участие в духовном обновлении казахстанского общества.
Состоявшаяся сессия Ассамблеи народа Казахстана стала важным общественно-политическим мероприятием с участием Первого Президента РК – Елбасы, Председателя АНК Н. А. Назарбаева и действующего Президента К. К. Токаева. На сессии были поставлены новые задачи перед АНК, призванные обеспечить дальнейшее укрепление общественного согласия и общенационального единства.
Поэтому нам предстоит ответственная работа по всему спектру вопросов обеспечения национального единства, преемственности курса Елбасы по укреплению мира и согласия.
Ассамблея народа Казахстана была, есть и остается уникальным институтом консолидации и интеграции, созданным по личной инициативе Нурсултана Назарбаева. Она изначально была вплетена в живую ткань общественной жизни и заняла в ней узловую позицию. Не случайно, Елбасы отметил, что Ассамблея стала подлинной хранительницей мира и согласия в нашей стране.