Смог над южной столицей стал привычен для каждого проживающего в нем Алматинца. Загрязненный воздух - одна из существенных экологических проблем города, но, к сожалению, не единственных. Актуальны также проблемы загрязнения воды и почвы. Корреспондент El.kz поговорил с PhD доктором, заместителем декана по научно-инновационной деятельности и международным связям факультета географии и природопользования, КазНУ им. Аль-Фараби Айной Рысмагамбетовой, о существующих экологических проблемах Алматы и вариантах их решения.
Уже не первый год Алматы входит в список самых грязных городов Казахстана. Что стало тому причиной?
Общее экологическое состояние атмосферного воздуха Алматы – неудовлетворительное. Основными загрязнителями воздуха для города являются углекислый газ, диоксид азота, диоксид серы, угарный газ, формальдегид, бенз(а)пирен, фенол и др. За прошедший год в атмосферу города было выброшено более 107 тысяч тонн загрязняющих веществ. Из них менее 50 % приходится на автотранспорт, почти 46% в результате деятельности ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и различных предприятий, и 4,3% приходится на частный сектор. По данным РГП «Казгидромета» в течение последних четырех лет отмечается высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха: в 2017 году индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) составил 6, показав относительно низкий уровень, в то время как в 2018, 2020-2022 годах отмечался высокий уровень загрязнения - 7, в 2019 ИЗА составил 8. Cуммарный фактический выброс предприятий за первое полугодие 2022 года составило 46 062,23 тонны.
Планировочная структура города определяется сложным ландшафтно-географическим положением. Несмотря на благоприятные климатические условия Алматы характеризуется слабыми ресурсами самоочищения атмосферы, и во всех направлениях ветра город находится в «аэродинамической тени». Стоит отметить, что факторы самоочищения общегородского воздуха ветром недостаточны для поддержания благоприятного гигиенического состояния воздуха. Все вышеперечисленные факторы увеличивают выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
Перечислите основные экологические проблемы Алматы.
Социально-экономическая городская система Алматы сопровождается ухудшением качества окружающей среды, что усложняет проблему устойчивого территориального развития. Современное экологическое состояние города характеризуется избыточным накоплением загрязняющих веществ в поверхностном слое атмосферы, что приводит к образованию смога и перемещению загрязненных воздушных масс по долинам рек в высокогорные районы. В условиях слабой естественной вентиляции загрязнение атмосферного воздуха представляется наиболее актуальной проблемой, требующей срочного решения.
Также одной из актуальных экологических проблем является загрязнения водных объектов города. Вода в открытых водоемах проходит практически через весь город и по степени загрязнения вод река Большая Алматинка выше города относятся к I и II классу загрязненности, то есть характеризуется как «очень чистые» и «чистые», ниже по течению качество воды ухудшается, класс качества - III - «умеренно загрязненные». Превышение нормативов качества характерно в основном для городских сбросов сточных вод в условиях большого количества населения.
По территории Алматы протекают реки Большая Алматинка, Малая Алматинка, Есентай. В водоохраной зоне реки Большой Алматинки действуют крупные предприятия города, которые сбрасывают сточные трубы, так же в водные объекты сбрасываются неорганизованные и неочищенные воды частного жилого сектора и объектов малого бизнеса.
Еще одной из экологических проблем урбанизированной территорий является образование твердых бытовых отходов. Стоит отметить, что с начала 2022 года объем вывезенного мусора составил 203 тысяч тонн, доля переработки составляет всего 16,6%. Проблема заключается в том, что уровень переработки находится все еще на низком уровне. Из-за отсутствия перерабатывающих мощностей ТБО, образующиеся в черте города, вывозятся на полигоны, расположенные в Алматинской области. На полигон, расположенный в Карасайском районе (35 км от города), ежедневно поступает около 1200-1500 тонн отходов, остальные отходы в количестве 400-500 тонн в сутки направляются на мини-полигоны, действующие в окрестностях города. В связи с этим стоит острая необходимость внедрения раздельного сбора отходов во всех сферах жизнедеятельности человека, что требует строгого контроля.
Выходит, что загрязнение воздуха – одна из основных экологических проблем. О необходимости ее решения говорят давно и много, но с каждым годом проблема становится для города все более актуальной. Что можно и нужно сделать, чтобы алматинцы наконец начали дышать чистым воздухом?
В последнее время все большее количество автотранспорта, увеличение выбросов электростанций и тепловых станций, а также работа тепловых сетей в частных секторах, расположенных в одном секторе города, являются одной из причин больших выбросов газообразных и аэрозольных загрязняющих веществ в городском воздухе. Основными направлениями защиты воздушного бассейна от загрязнения являются: санитарно-технические мероприятия, то есть установка модернизированного газо-пылеочистного оборудования; «экологизация» технологических мероприятий внедрение малоотходных технологий; пространственно-планировочные мероприятия (устройство санитарно-защитных зон, озеленение, размещение предприятий с учетом направления ветра) и др.
Немаловажным фактором остается и экологический след человека. Каждому алматинцу стоит внедрить принципы экологичного образа жизни в своей повседневной рутине, практикуя правила 5R (Refuse, Reduce, Reuse, Recycle, Rot): отказаться от поездок в автомашинах, использования пластиковых изделий, сократить количество ненужных покупок; использовать повторно и перерабатывать вещи; по возможности компостировать органические отходы.
Не первый год обсуждается необходимость реконструкции ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, как способ снижения вредных выбросов. Насколько город близок к решению этой проблемы?
Как говорилось ранее, на экологическое состояние города влияет деятельность ТЭЦ-2, на долю которой приходится 36 тысяч тонн выбросов, на ТЭЦ-3 - 12,246 тысячи тонн.ТЭЦ-2 мощностью 510 МВт, работающая на угле, является крупнейшей тепловой электростанцией в регионе и обеспечивает Алматы теплом на 60% и электроэнергией на 40%. Модернизация Алматинской ТЭЦ-2 с минимизацией воздействия на окружающую среду будет осуществляться за счет перевода станции на сжигание природного газа. На сегодняшний день проекта расчетный год запуска всех газовых турбин запланирован на 2026 год. По реконструкции ТЭЦ-3 разрабатывается ТЭО на строительство маневренной парогазовой установки с демонтажем оборудования существующей пылеугольной установки с увеличением мощности станции не менее 450 МВт.
В числе проблем, влияющих на экологию Алматы, находится и проблема загрязнения ледников Зайлийского Алатау, являющегося источником питьевой воды. Как может быть решена эта проблема?
Обеспечение качеством воды для потребления человеком и здоровья водных и наземных экосистем является одной из наиболее актуальных для страны в целом. Горные экосистемы чувствительны к небольшим изменениям климата, так как они влияют на основной источник воды. Во всех высокогорных районах состав снега и льда зависит от атмосферного осаждения. Загрязняющие вещества накапливаются в ледниковый лед и снежный покров высвобождаются с потенциальным неблагоприятным воздействием на верхний бьеф. Стоит отметить, что учеными были обнаружены следы металлов в снегу и льду. Микроэлементы (Mn, Ti, Sn, Cs) в пыли, осевшей на снежном покрове в Заилийском Алатау близ Алматы. Загрязнения в ледниках связаны с антропогенными источниками, включая промышленное производство и использование этилированного бензина. Поэтому целесообразно решить нерешённые вопросы по загрязнению атмосферного воздуха и для достижения декарбонизации экономики.
Загрязнение почвы – еще одна экологическая проблема южной столицы. Есть ли у нее решение?
Структура почвенного покрова Алматы полностью определяется вертикальной поясностью Заилийского Алатау - с изменением высоты соответственно изменяются природно-климатические пояса и пояса, а также почвенно-растительный покров. Одной из важных экологических проблем города является постоянное загрязнение почвы тяжелыми металлами из-за неполного сгорания моторных топлив. По данным эколого-геохимических исследований, проведенных АО «КазНедра» в разные годы, на территории Алматинского агропромышленного округа в почвах выявлены аномальные участки по содержанию: свинца, фосфора (фоновое содержание превышено в 3 раза), хрома (фон превышен в 1,2 раза) и др. В результате исследования учеными установлено, что количество тяжелых металлов в почвах вблизи автомобильных дорог в десятки, а иногда и в сотни раз превышает фоновые значения. К примеру, на пересечении улиц Абая-Сейфуллина превышение нормы было особенно заметным в 2017 году и составило 1,6 ПДК, а в 2018-2021 годах оно было установлено в пределах 1-1,2 ПДК.
На сегодняшний день разработан План развития транспортной инфраструктуры до 2025 года, согласно которому будут осуществляться ряд мероприятии для развития более экологически чистых транспортных систем. К тому же планируется строительство метрополитена от станции «Калкаман» до рынка «Барлык» протяженностью 5,2 км; строительство транспортной развязки на пересечении улицы Саина – улицы Монке би («Акын Сара»); строительство дорог протяженностью 140,4 км в восьми районах города – в микрорайонах Шапагат, Боралдай, Теректы, Рахат-Мадениет, Шугыла, Акжар, Маяк, Мадениет; пробивку 10 магистральных улиц протяженностью 39,7 км. Хотелось бы отметить что, в Алматы практически регламентировано движение велосипедистов, используются средства индивидуальной мобильности, такие как гироскутеры, электросамокаты и т.д.
Точечная застройка, имеющая место в городе, также влияет на состояние атмосферного воздуха. Ведется ли в Алматы исследование ветрового движения и учитывается ли этот фактор в планах застройки?
Установочным нормативно-техническим документом СНиП РК 2.04-01-2010 «Строительная климатология» регулируется строительство и реконструкция существующих зданий, жилых домов и др. Также проводится оценка выбросов и их воздействия, которая осуществляется в ходе выполнения проектных работ и заканчивается разработкой предложений по нормативам ПДВ. При подготовке технических заданий учитываются природно-климатические условия территорий, где представляется векторная диаграмма, характеризующая в метеорологии и климатологии режим ветра в данном месте.