Алихан Букейханов. Жизнь в борьбе

5 Марта 2021, 18:12 18069

5 марта исполнилось 155 лет со дня рождения основателя партии «Алаш»


Имя Алихана Букейханова нам знакомо со школьной скамьи, еще из учебников по истории Казахстана. Как мы помним политическая история Казахстана конца XIX, первой трети XX веков творилась целой плеядой ярких и харизматичных казахов-интеллектуалов, с высокими целями: А. Байтурсыновым, М. Шокаем, Х. Досмухамедовым, М. Дулатовым и другими. Истинные лидеры, преданные своим идеям в числе, которых был Алихан Букейханов, отстаивали самые главные для казахского народа ценности – право на независимость, на создание свободного государства со своими законами, самоуправлением и территорией.

Алихан Букейханов – многогранен как человек и политический деятель, что самое важное два этих столпа личности были в нем органично соединены и доведены до совершенства. В этом материале мы не будем детально останавливаться на всех этапах жизни и деятельности лидера партии «Алаш». Опираясь на исторические данные, в том числе работы отечественных историков, попробуем проследить процесс становления Букейханова как борца за права казахского народа.

Факты из биографии

Говоря о биографии Букейханова, нельзя не отметить один интересный момент – год его рождения. В исторических источниках фигурирует разные данные: 1866-й и 1870-й годы. И этому есть объяснение. Историк, писатель и политолог Лайла Ахметова в книге «Алихан Букейханов. Поиск ориентиров», отмечает что верный год рождения лидера движения «Алаш» все-таки 1870-й. Дело в том, что сам Букейханов указывал 1866 год рождения, когда заполнял документы после ареста в 1926 году в Актюбинске, тогда он был отправлен в Москву. После двух недель содержания в бутырской тюрьме его отпустили, учитывая возраст (почти 60 лет) и отход от политических дел. Именно начиная с 1926 года Букейханов везде в графе год рождения ставит 1866-й.

             

Будущий лидер партии «Алаш» родился в одном из аулов Токрауынской волости, Каракралинского уезда Семипалатинской области. Его семья была не богатая, однако отец Нурмухамед Букейханов очень бережно чтил и хранил все традиции высшего казахского сословия, знатного султанского рода Бокей. Кстати в последующем сам Букейханов будет детально изучать этот исторический факт, и напишет большую аналитическую работу.

Как это было принято в мусульманских семьях, мальчиков отдавали на учебу в медресе. Так семилетний Алихан поступил на учебу к мулле Зарифу в Каркаралинске. Однако современная жизнь требовала от него реальной профессии, что хорошо понимал его отец. Так в биографии Букейханова было обучение в русско-казахской школе, далее городское реальное училище. Будучи шестнадцатилетним юношей, он отправляется в Омск, где поступает в техническое училище, в котором готовили специалистов для железнодорожной отрасли, в частности сибирской железной дороги. В этом учебном заведении он отучился четыре года.

Первые шаги в общественной деятельности

Будучи студентом последних курсов училища, Алихан Букейханов пробует себя в роли автора-аналитика, печатаясь в приложении газеты «Акмолинские областные ведомости», которая издавалась с 1871 по 1914 годы. Букейханов открыто критикует аульное духовенство (мулл), а именно священнослужителей, которые, не имея специального духовного образования принимались управлять народом. В его статьях доставалось и аульным и волостным управителям. В своих публикациях автор продемонстрировал не только знания духовной жизни, быта и уклада народа, но и экономики, социологии, политики.

Отмечу что в духовных, человеческих и культурных взглядах он всегда опирался на философию Абая. Это единение с великим философом определило и его дальнейшие жизненные ориентиры, в том числе и политические.

Благодаря своим знаниям, активности и глубоким аналитическим публикациям Букейханова рекомендовали на поступление в элитное высшее учебное заведение – «Петербургский императорский Лесной институт». На тот момент в этом заведении училась будущая элита России, которая и должна была, так сказать, трансформировать ее в индустриальную державу. Студенческий период в Петербурге был очень насыщенным, город просто бурлил разными прогрессивными политическими и философскими веяньями, течениями. Букейханов так же, как и другая активная молодежь участвовал в различных встречах и кружках на которых обсуждались серьезные социальные и политические темы.

          

Букейханов был членом известного тогда литературного сообщества «Зарзаман», куда входили представители поэты, писатели, журналисты, в общем активная мусульманская молодежь. Важно отметить что Букейханов принимал активное участие в помощи исследования Сибири и Центральной Азии. Как известно это направление было перспективным для российской науки. Он поддерживал тесные связи с императорским географическим обществом, которое и занималось исследованием Сибири.

Окончил Лесной институт Букейханов в 1894 году, вернулся в Омск. С этого же года он начал работать в газете «Степной край», параллельно преподавая в Омском Лесном училище математику. В 1895 году переходит на госслужбу. После он вошел в состав правления Омского отдела Московского общества сельского хозяйства, а еще принимал участие в экспедициях Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. Членом этой организации он был на протяжении дести лет. Исследования региона Степного края велось на протяжении семи лет с 1896 по 1903 год и во всех этих экспедициях по долгу службы участвовал Букейханов. Все материалы по результатам этих исследований, в последующем были изданы количеством в 21 том. Это были уникальные данные не только о быте, скотоводстве казахов, организации труда, но и социальной жизни, родословной.

Политическая деятельность

На рубеже XIX и XX веков город Омск превращается в эпицентр промышленной, банковской, финансовой и культурной жизни. Параллельно с этим как отмечают историки внутри интеллигенции нарастает недовольство действующим режимом царской власти его самодержавием. В эти сложные процессы были втянуто и казахское население.

Как известно тогда территория Казахстана была разделена на генерал-губернаторства, власть усиливала политику крестьянской колонизации и земельный вопрос здесь был ключевым. Для казахского аула это была самая острая проблема. Как отмечают историки, Букейханов увидел в этом процессе возможность возрождения казахской государственности, этноса и само собой восстановление территории.

           

(На фото:  г. Омск того периода)

В январе 1905 года на дворцовой площади в Петербурге была расстреляна мирная демонстрация, что дало начало первой российской революции. Это событие сотрясло все общество, от городов до сел прокатились митинги и собрания, забастовки, народ начал действовать еще активнее.

Первым шагом на пути к воссозданию казахской государственности была петиция на имя царя от имени казахского населения. Текст этого документа обсуждался на съездах, в Омске его организатором был Алихан Букейханов, также съезды прошли в Павлодаре, Уральске, Каркарлинске. Именно тогда 25 июля 1905 года, во время проведения большой Кояндинской ярмарки, была подписана всем известная Каркаралинская петиция. В тексте были перечислены следующие основные требования: остановить переселение крестьян из центральных губерний в Казахстан, введение делопроизводства в крае на казахском языке, прекратить цензуру в газетах, и создать отдельное духовное управление для казахов. Важно отметить что петиция не затрагивала политических вопросов, ее текст касался самых первостепенных социальных проблем кочевников, земли, образования, свободы самовыражения.

В ноябре 1905 года в Москве прошел съезд земских городских деятелей России, на этом собрании Алихан Букейханов получил мандат делегата. Во время своей речи Букейханов подчеркнул, что выступает от имени всего казахского народа, обратив внимание на то что цензура давит народ, а школы на киргизском языке (казахском) подвергаются преследованиям, в жандармериях дела казахов не рассматриваются на понятном им языке.

В начале декабря 1905 года в городе Уральске собрались все представители Степного края, казахских областей Туркестана, районов южного Урала, с одной главной целью – создание Конституционно-демократической партии. К этой работе были привлечены активные студенты из Петербурга, Москвы, Казани, правда некоторых из них потом арестовали, когда те ездили по волостям с целью вербовки сторонников.

Далее на повестке стояли выборы в Государственную Думу. Однако Алихан Букейханов так и не получил согласия коллег на выдвижение своей кандидатура от партии. Поэтому решение он нашел в участии в выборах как представитель казахского населения от Семипалатинской области. Такая перспектива конечно же не устраивала власть, и она всеми силами, старалась помешать Букейханову. Как это обычно бывало в те годы, на него был сделан донос о якобы посланным им зашифрованном сообщении, как результат он был арестован прямо в пути из Омска, 8 января 1906 года. Несколько месяцев Букейханов провел в тюрьме, однако до суда дело не дошло, помог статус кандидата в депутаты Государственной Думы.

В июне 1906 года Букейханов прибыл в Семипалатинск, где соратники его очень тепло встретили. На встрече редакции местной газеты была озвучена инициатива выдвижения Букейханова в кандидаты на выборы в Думу от области. За этим 10 июня того же года последовало собрание выборщиков области, на котором и принималось решение о том, кто должен представлять интересы казахского населения в законодательном органе. В результате Алихан Букейханов единогласно был избран депутатом от Семипалатинской области.

Однако 8 июля 1906 года царь Николай II распустил Думу, соответственно у Букейханова даже не было времени приступить к работе в Парламенте. В знак протеста роспуска органа было записано так называемое «Выборгское воззвание», под которым подписался и Алихан Букейханов. Далее он направляет все свои силы на организацию нового печатного издания, которое могло бы стать органом, платформой для обсуждения народных проблем, это должна быть национальная газета.

         

(На фото: депутаты I-й Государственной Думы, подписавшие "Выборгское воззвание")

Как сообщают источники, в Думу второго созыва Букейханов избираться не стал, а вместо себя предложил шесть кандидатов. Из них в Думу прошли только двое мулла Шаймерден Косшыгулов, и Темиргали Нурекенов. Помимо Семипалатинской области в парламент были избраны и представители казахского населения Тургайской, Смеречинской и Уральской областей. Уже в марте 1907 депутаты выступили с прошением приостановить переселение крестьян из центральной губернии в казахскую степь.

3 июня 1907 года царь распускает и Думу второго созыва, тем самым решив возможности казахских депутатов хоть как-то повлиять на ситуацию с переселением. Более того Алихан Букейханов был арестован как раз за подпись в том самом выборгском документе. Его отправили в Семипалатинскую тюрьму на двухмесячный срок. После он был выслан в Самару (с пометой подписка о невыезде), откуда он не мог выехать на протяжении долгих восьми лет. Однако благодаря своим знаниям и связам Букейханов и там смог найти работу, устроившись в банк и продолжая редакционную и публицистическую деятельность. Также он не оставлял идеи создания национального печатного органа.

В период после 1908 года Букейханов издает знаменитую статью «Киргизы» в которой описывает исторически освоенную территорию казахским этносом от Урала до Амурдарьи, до Иртыша, Алтая южных пределов Сибири и гор Тянь-Шаня. Помимо этого, он обращает внимание на истинную численность коренного населения края. В этот период Букейханов продолжает активно сотрудничать со свободной печатью Москвы и Петербурга.

У истоков газеты «Казах»

Как было отмечено выше создание общенациональной газеты для Букейханова была одной из приоритетных задач. Ведь такой орган мог стать настоящим рупором за права степняков, что он отлично понимал.

Знаковым для будущего издания стал 1912 год. В этот год в Оренбург были сосланы интеллигенты, учителя Миржакип Дулатов (поэт, автор известной поэмы «Оян қазақ») и переводчик русской классики на казахский язык, автор первого казахского букваря Ахмет Байтурсынов. Два этих человека и стали костяком будущей редакции. Финансовыми вопросами издания занимался сам Букейханов, далее подключились меценаты.

           

Так 2 февраля 1913 года в городе Оренбурге увидел свет первый номер газеты «Қазақ». Меньше чем через год тираж газеты составил 3 тысячи экземпляров. Что по тем меркам было настоящим успехом. Постоянную аудиторию читателей издание имело не только в Степном и Туркестанском краях, в крупных городах Казахстана, но и в Петербурге, Москве и даже в некоторых провинциях Китая. Главным редактором газеты был А. Байтурсынов, замещал его М. Дулатов, среди авторов был молодой поэт Магжан Жумабаев, ученый и общественный деятель Халел Досмухамедов, инженер, историк и политик Мухамеджан Тынышпаев.

Основные политические вопросы в газете освещает сам Букейханов, в своих публикациях он затрагивает самые разные темы, выступая как экономист, демограф, этнограф, политолог и философ. Одна из основных идей газеты – формирование национального самосознания по средствам литературы и культуры казахского народа и конечно же само развитие казахской литературы и языка. Газета стала и платформой, основой для создания национальной политической партии «Алаш». Кстати название будущей партии предложенное самим Букейхановым, активно обсуждалось на страницах газеты и как результат читатели подержали его единогласно.

На пути к созданию партии «Алаш»

Как известно с началом Первой Мировой войны сотни тысяч казахов были мобилизован на так называемы тыловые работы (указ от 30 июня 1916 года). Этот процесс ухудшил и без того шаткое положение кочевого и полукочевого населения. Мобилизация проходила без учета культурной и бытовой особенности жизни степняков. Самая сильная, трудоспособная молодежь была вынуждена покидать свои семьи в разгар полевых работ. К тому же большинство мобилизованных были представителями бедноты, богатые же могли легко откупиться от призыва. В результате всего этого мобилизация спровоцировала всплеск волнений в степи, которые перетекли в национально-освободительное восстание.

В 1917 году пало царское самодержавие, в стране было создано Временное Правительство. Тем временем актив газеты «Қазақ» приступил к первой фазе создания национальной партии. Основные идеи которой Букейханов изложил ранее. В первую очередь это: поддержка временного правительства, создание демократической федеративной республики, передача земли народу.

Конец 1-й части...

Фото: enu.kz, wikipedia.org

Чингиз Майсеит
Поделитесь: