Лента новостей

Алаш: Идея

к 100 летию движения Алаш
Алаш: Идея
29.11.2017 16:46 6501

УСТАВ КАЗАХСКОГО ГОСУДАРСТВА

І. О суверенитете Республики Казахского народа

1. Казахское государство – государство, управляемое народом и имеющее признаки национальности.

2. Казахское государство имеет свой флаг. Флаг имеет горизонтальные полосы зеленого, красного и желтого  цвета. В верхнем углу расположен полумесяц со звездой. Зеленый цвет означает приверженность народа исламу, красный – пролитая кровь, защищая страну, желтый – просторные казахские степи, символ свободы.

3. Отныне Казахское государство будет в дружественных отношениях с Россией, то есть в доминионе.

4. Высший орган управления Казахского государства – Мажилис нации. Вошедшие в мажилис через голосование избирают главу Казахского государства – Президента на четыре года.

5. Один Президент не имеет права управлять государством более двух раз.

6. Президент Казахского государства управляет страной через министров. Президент сам назначает министров, но через голосование Мажилиса нации.

7. Министры отчитываются о проделанных работах перед Президентом и Мажилисом.

8. Заместитель Президента Казахского государства – Вице-президент. Он замещает Президента в его отсутствие, а в присутствии работает в рамках поручений Президента.

9. В Казахском государстве имеется законотворческий орган (парламент), исполнительный орган (правительство) и суд. Три ветви власти не подчиняются друг другу, следят за недопущением незаконных действий.

ІІ. О правах человека

10. Все люди в Казахском государстве имеют равные права. Не допускается унижение по признакам религиозной, кровной, родовой, расовой принадлежности. Человек отвечает только перед законом и богом.

11. Каждый гражданин Казахского государства имеет право на свободу, равноправие и счастливую жизнь.

12. Мужчины и женщины в Казахском государстве имеют равные права. Казахские традиции не унижают женщину, а осуществляются в согласии с женщинами.

13. Гражданам Казахского государства разрешается свобода слова, создавать организации и вступать в партии.

14. Запрещается деятельность организаций, партий и граждан, разжигающих родовую (национальную) рознь. Виновные привлекаются к ответу по закону.

15. В Казахском государстве граждане не задерживаются и не заключаются в тюрьму без разрешения суда. Задержанным должны вынести приговор в течение 24 часов, в ином случае он освобождается из заключения. Заключенные по нарушению закона ответят перед законом по всей строгости.

16. В Казахском государстве не разрешается разглашать личную переписку граждан. Разрешение на это может дать только суд.

17. Граждане имеют право владеть имуществом любого виде. Владение имуществом, его использование и распоряжение не должно нести вреда гражданам. Лишение имущества осуществляется по закону и в целях возмещения (принесенного ущерба).

ІІІ. О земле казахов

18. Казахская земля находится в собственности народа Казахского государства.

19. Земля в Казахском государстве не может быть объектом торговли, бог создал ее для пользования народом.

20. Ископаемые, леса, воды, озера и горы находятся в собственности Казахского государства. Право на выпас скота, земледелие, строительство жилья, обработку и передача земель в казну для полезных нужд предоставляется правительством.

IV. О суде

21. Судебная власть осуществляется самостоятельно.

22. Судебный приговор опирается на закон и судебные правила. 

23. Судьи при отправлении правосудия обязаны руководствоваться законом и судебными правилами, не допускать вмешательства правительства или же граждан. Вмешавшиеся в работу судьи будут наказаны по приговору суда.

24. Все судьи Казахского государства пожизненно избраны в Мажилис нации. Судьи, нарушившие и не исполнившие закон, освобождаются от должности.

25. Освобождение судьи от должности осуществляется после решения большинства Мажилиса нации, на рассмотрение которого Председатель суда Казахского государства выносит вопрос на основе жалобы гражданина. При недостаточности голосов судья восстанавливается в должности.

26. Судьи обязаны владеть казахским языком. Представители других национальностей могут выступать в суде на своем языке.

27. Суд присяжных в праве рассматривать тяжкие преступления. Количество присяжных – 7 человек.

28. В суде не должны находиться партии. Судьи лишаются права вступать в партии. Выявленные скрытые члены освобождаются от должности.

13 июня, 1911 год, С.Петербург, С.Б.Алашинский

Идеи алашординцев об образовании 

Кошке Кеменгеров (На каком языке нужно обучать в школе?)

Некоторые граждане настаивают, чтобы обучение в средних школах велось на русском языке. Их аргументы при этом:

1) Окончившие школу на казахском не смогут поступить в высие школы.

2) Мало преподавателей на казахском.

3) Недостаточно учебников для средней школы на казахском языке.

Давайте разберем каждый из этих доводов. Сторонники первого аргумента берут во внимание педтехникумы, институты, в которых учат на казахском частично. Выпускники этих учебных заведений, мол, не могут поступить в русские высшие школы. Недостатки преподавателей в казахских средних школах обусловлены некоторыми причинами: 1) Недостаточная база знаний. 2) Недостаточное знание русского языка. А все потому, что русскому казахских детей учат по методике, предназначенной для русских школ. Именно поэтому казахские дети не могли освоить другие предметы на чужом языке. Эти недостатки можно искоренить. Другой аргумент: мало преподавателей на казахском. Так преподавателей и не будет достаточно, если детей учить на русском. Не будет национальных школ, национальной культуры. Нелогично, что казахи придерживаются позиции обучать детей на русском, когда другие тюркские народы учат детей в средних школах только на родном. Если средняя школа будет на русском, то не будет и необходимости выпускать книги на казахском. А учебники не будут переводиться на казахский. Довод о недостаточности книг несостоятелен. К этому времени издано достаточно книг. А издание книг, адаптированных к лабораторным методикам для преподавания в школах – дело нехитрое, займет всего год.

Халел Досмухамедов (О заимствовании иностранных слов)

Среди нас, казахов-киргизов, мало кто владеет европейскими языками, многие не знают языков. С европейскими языками мы знакомы через русский.

Поэтому мы используем слова европейского происхождения по произношению в русском. Это неправильно. Необходимо использовать их в оригинальном произношении.

Мы можем видеть различия в произношении по нижеприведенным примерам. Напишем латинские слова на казахском и их произношение в русском.

Аудиториум (аудитория), аутор (автор), аурора (аврора), аутономиа (автономия), аутомобилиус (автомобиль), Данаус (Данай), Һиспание (Испания), һистория (история), Һелена (Елена), кууадратус (квадрат), һипнозис (гипноз), һуманитус (гуманный), һоризонт (горизонт), һигиена (гигиена), һиимн (гимн), Һолланд (Голландия), Уилһелм (Вилъгельм), Гермен (Герман), Уиена (Вена), и многие другие. Если мы будем заимствовать европейские слова, то их необходимо внедрять в язык, учитывая следующее:

1)  Европейские слова необходимо заимствовать, ассимилируя их по законам  казахского-киргизского языка, создавая условия для гармоничного проникновения. Сейчас мы вынуждены использовать европейские слова через русский. Поэтому нужна предельная аккуратность при использовании русских слов.

2)  При заимствовании западноевропейских слов необходимо обратить внимание на точное произношение носителями и максимально приблизить звучание на родном языке. Если слово французское – произносить как французы, если немецкое – произносить как немцы. Русский язык еще долгое время будет проводником между нашим и европейскими языками. Русские всегда произносят иностранные слова по-своему. Это нужно всегда помнить. Необходима аккуратность при заимствовании иностранных слов через русский. Если мы будем принимать в свой язык европейские слова через русское произношение, и сами будем произносить его по-своему, то от исходного слова ничего и не останется, и станет белибердой ни европейской, ни русской. Неправильно говорить Копенгаген, а правильно – Коупен-хаген или Коупенхаген. Неправильно произносить Гелсингфорс, нужно Хелсинк-Форс. И таких примеров много.

3)  Романские и германские слова лучше произность мягко. «Л» у них всегда звучит тонко. Все европейские слова, содержащие букву «Л» звучат мягко. Так же мягко нужно прозносить слова, которые содержат немецкое «Ләнд». Например, если произносить не һолландия, а һәлләндие, то мы приблизим звучание к оригиналу.

4)  Во французском языке ударение всегда падает на последний слог. Такое же свойство имеют и казахский и киргиский языки.

Поэтому при заимствовании иностранных слов нужно опираться на французское произношение. К примеру, латинское механикус в русском «механический», во французском – «механиꜜк». Это слово в казахском можно произносить как «мехенік».

Земельный вопрос: оседлость или кочевой образ жизни

Пояснение: начало ХХ века стало периодом больших вопросов и необходимости качественного развития для казахского народа. Это мы можем утверждать по тому, что создаются новые национальные издания – «Айқап», «Қазақ», которые на своих страницах начали искать ответы и решения многих вопросов. Растет количество интеллегентов нации. Они побывали в таких центрах страны, как Петербург, Москва, где изучали передовые идеи, дискутировали на тему направления развития казахского народа и, понятно, что мнения на этот счет у них разные. Один из серьезных вопросов: какой образ жизни должны выбрать казахи – кочевой или оседлый?

****

Депутат Думы Жагипаров (избран от Баку):

«Казахи из разных регионов пишут нам жалобы по обстоятельствам, с которыми им приходиться сталкиваться. При выделении земель русским крестьянам, отбираются лучшие угодья казахов, чем ущемляются их интересы. Такое посягательство нарушает закон».

Граф Пален:

«Казахам оставляют каменистые, солончаковые, неплодотворные земли. Они покорно соглашаются с этим произволом только потому, что их кроткость не знает границ».

 Глинка (начальник Переселенческого Управления):

«Мы ведем правильную политику в отношении казахов. У нас две задачи. Первое – изъятие избыточных земель у казахов, второе – выдать земельные участки казахам и переселить их туда. Мы изымаем избыточные земли у казахов согласно закону об этом. Казахам выдаются земли по их волеизъявлению. Мы не допускаем беззакония, а предпринимаем меры: мы не вносим в Думу проект закона о предоставлении  казахам необходимых земель. Почему не вносим: если мы оставим казахам земли для кочевания, то казахам достанется много земель. Избыточных будет мизерное количество. Если мы этот проект утвердим законом в Думе, то не сможем отменить его силу. А чтобы оставить как можно больше избыточных земель, то есть обеспечить как можно больше перселенцев землями, мы предприняли меру. Эта мера не беззаконие, а вынужденное действие. Мы согласовали эти действия с советом министров и начали разъяснять их казахам, и тут началось. А действия наши заключались в том, что мы сообщили казахам: если вы готовы вести оседлый образ жизни, то мы выделим вам по 15 десятин земли – равно как и русскому крестьянину. Как только услышали это, так казахи сразу начали требовать выделять земли по норме оседлого земледелия. В прошлом году казахам по норме оседлого землеустройства было выделено 700 тысяч десятин земель».

***

Мухамеджан Сералин:

«... Главная проблема, за которую возьмется журнал «Айқап» – земельный вопрос – как и в прошлом году, разъясняя выгоду строительства городов в плодородных местах, где можно сеять».

Ахмет Байтурсынов:

«Самая большая проблема казахов на этот день – земельный вопрос. Это вопрос жизни или ухода казахов в небытие. Мы не должны брать грех на душу и допустить введения в заблуждение 5 миллионов казахов только лишь потому, что сами чего-то недопоняли. Поэтому стоить помнить, что каждый из нас должен говорить ясно, чтобы ни казахи, ни другие не поняли нас превратно».

Султан Бахытжан Каратаев, Ж.Ш. Сейдалин, С. Лапин, Досан Аманшин, А. Нарынбаев:

«Казахи, у которых изымаются земли для переселенцев, должны были получать земли без заминок и согласно норме переселения. Потому что правительство не намерено тормозить процесс, а у казахов изымают наиболее плодородные земли – конца и края этому нет. Теперь казахи остались на грани лишения всех земель, пригодных к земледелию».

Қыр баласы (Сын степей):

«Переселенческое управление изымает излишние земли сообразно цели. Есть закон об изъятии излишних земель. Земли изымаются только по согласию и велению самих казахов. Чем больше будет казахов, переходящих на оседлость и получающих земли по норме оседлости, тем больше будет излишних земель, которые достанутся переселенцам.

Зачем власти придумали нормы оседлого землеустройства для казахов, почему переселенческие чиновники поддерживают переход казахов на оседлость и получить земли по норме – настала казахам пора это понять».

Ахмет Байтурсынов:

«На серьезный вопрос нужно подходить взвешенно. Нам приносят и показывают газеты «Уақыт», «Тәржіман», мол, посмотрите, что они пишут о земле казахов. Обе эти газеты известны в мире мусульманской прессы. Мы не спорим об их информированности в других областях, но мы смеем спорить с тем, что они пишут о казахской земле....

«Уақыт» пишет, что надо жить в городе, но не поясняет – каким должен быть этот город. А раз это не разъяснено, казахи думают, что получить по 15 десятин земли и начать сеять – это и есть стать городским. Если же «Уақыт» утверждает, что 15 десятин земли для посева это норма для города, то лучше такого не говорить. Если же они считают, что города нужно создавать там, где земли удобны для выпаса скота, чтобы развивать животноводство, плодородны, чтобы сеять, то такую оседлость мы поддерживаем».

Мейрам Искаков:

«Уже лет сорок-тридцать как казахи из волостей, относящихся к и Омску собрались и взяли в аренду земли, чтобы вести хозяйство. Они оценили достоинства земель местности Мачалинск, и вняв советам знающих, решили строить там город, пока эти земли не изъяли. и другие посоветовались, после чего выбрали доверенным , которого отправили в 1912 году в Томск, чтобы тот на правах инородца запросил для них земли. Так они в 1913 году получили семь тысяч десятин земли – участок Мачалинска, чтобы вести хоть кочевой, хоть оседлый образ жизни. Земля здешняя оказалась приличной по сравнению со многими другими. Удобна и под пашню, и под сенокос. Озера полны рыбы, и даже в засушливые года без дождя здесь растительность хорошая. В прошедшем году кабана здешние продали сена в приличном объеме. Станция находится близко, удобно вести торговлю... Когда они решили здесь остаться, женщины, в то время жившие в степях, выступили против, причитая, что ничего хорошего в этом Мачалинске и рассорились с ними. А теперь, 28 мая этого 1914 года пришел землемер, отмерил границы и вбил столбы. После того, как увидели, что местные ловят рыбу, косят траву и пользуются землей, те, кто разругались и ненавидели, начали просится в эти земли «присоедини нас, присоедини нас».

Другие же увидели, что можно так же, и в 4-5 местах так же начали просить земли у , чтобы начать строить город».

Ахмет Байтурсынов:

«Позиция газеты «Қазақ» в обсуждении земельного вопроса – на стороне разумности и законности процесса. Что значит разумность: это не разрушать то хозяйство, которым казахи смогли уже обзавестись. То есть необходимо оставить казаху землю по норме оседло-земледельческой, если он занимается земледелием, по норме скотоводческой, если он занимается разведением скота, а излишние земли изымать.  

Надумав изымать излишние земли по разумности, начали подсчет хозяйства, членов семей, чтобы установить норму. А чтоб это было законно, издали инструкцию от 9 июня. Норма двух вариантов: скотоводческая и земледельческая. Скотоводческая норма это означает, что казаху со средним достатком отмерят столько-то десятин земли, чтобы вести хозяйство. А какой он казах со средним достатком? По расчету Щербина, это хозяйство ценой в 24 коня, если он другим не занимается... По такому расчету казахам останется слишком много земель, поэтому произвели перерасчет и уменьшили нормы Щербина... А теперь сравним уменьшенную норму с земледельческой, то есть крестьянской нормой: который из них выгоднее казаху? Если посчитать среднее количество членов семей казахов, получается 6 человек. Это трое мужчин и три женщины. По скотоводческой норме выдается 15 десятин земли на душу, а по земледельческой – 15 десятин только на мужскую. Короче говоря, по скотоводческой норме земли получается вдвое больше. Например, по крестьянской норме на семью выделяется по 45 десятин земли, а по скотоводческой норме семье достанется 90 десятин. Так что же больше – 45 или 90?».

Султан Бахытжан Каратаев, Ж.Ш. Сейдалин, С. Лапин, Досан Аманшин, А. Нарынбаев:

«Речи Алихана Букейханова и газеты «Қазақ» о том, что норма по кочевому типу хозяйства выгоднее оседлого вредят казахам. Спросите почему: при кочевой норме земля и дальше будет изыматься каждый раз, когда будет надобно, как во времена царя. Кочевая норма дает казаху пользоваться землей только временно. Это лишает возможности владеть землей мирно.

Казахи сейчас переживают сложности в вопросе земельном, вопросе религиозной. Все это потому, что казахи так и не привыкли жить оседлой жизнью».

Султан Бахытжан Каратаев, Ж.Ш. Сейдалин, С. Лапин, Досан Аманшин, А. Нарынбаев:

«Если переходить на оседлость, то нужно переходить большим количеством. Чтобы не менее, чем целая волость. Чем меньше семей, тем меньше достанется земли на земледелие, на ведение хозяйства. Если же семей будет больше, то и полученных 15 десятин на каждого будет достаточно, чтобы , и там будут земли удобные под скотоводство и земледелие. Поэтому выездной мажилис должен одним приговором решить судьбу волостей, намеренных выйти из составов уездов и перейти на полную оседлость, а те, кто хочет перейти на земледельческо-полуоседлое хозяйство – должны получить приемный приговор. Таким образом нужно, чтобы казахи стали хозяевами излишних земель по любому виду нормирования».

Ахмет Байтурсынов:

«Если в одной волости тысяча семей, то по шесть человек получается итого шесть тысяч человек. На шесть тысяч человек из расчета 15 десятин на душу по скотоводческой норме получится 90 тысяч десятин земли. Таким образом, излишество при такой норме получится на сто русских семей, а по земледельческой норме – на двести. Это значит, что если оставят норму крестьянскую, то среди казахов русских будет вдвое больше».

Қыр баласы (Сын степей):

«У нас есть что сказать, казахские лидеры! Не смейте заблуждаться. А чтобы не заблуждаться, надо советоваться, обдумывать, действовать сообща..

Вторые – знать казахская и богачи! Поддерживайте неимущих, дав им землю. Иначе они могут поддержать противную сторону за несущественную мзду.

Третьи – светилы народа! Ведите свой народ по правильному пути. Заблудитесь вы – заблудится весь Алаш вслед за вами. Всю ответственность за них всех будете нести вы».

Кулмат Бектуров:

«Казахи много лет жили пася скот, посвящая знания скотоводчеству, обитая там, где свежие луга, побольше воды. Сейчас мы ступили в двадцатый век – пору, когда образованные народы пришли угнетать и отбирать земли у невежественных.

Один из образованных господ советует:

  •  О, уважаемые народа, решено отмерить излишки казахских земель, чтобы отдавать русскому крестьянину. Теперь кочевая жизнь останется в прошлом. Нужно выбрать участки на приглянувшихся землях, собираться там и обозначить земли на мечети-медресе.

А второй господин ему перечит:

  •  Ойбай, казахи, не собирайтесь и не просите земель, ищите все пути, чтобы оставаться кочевниками как и прежде. Будете организовываться на участках – останетесь без скота».

С каждым номером газет «Қазақ» и «Айқап» народ получает две разные риторики, два разных совета. Покуда споры будут продолжаться, боюсь, их перестанут читать... Братья мои образованные и начитанные, я прошу и умоляю вас, прекратите разногласие и направьте народ на правильную сторону».

перевод: Гулим Оразбаева

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!