Пути развития учета и аудита в Республике Казахстан
Почти десять лет назад у нас были провозглашены безоговорочный перевод бухгалтерского учета на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и составление финансовой отчетности по ним. Для субъектов малого и среднего предпринимательства стали обязательны к применению Национальные стандарты финансовой отчетности.
Путь МСФО в Казахстане был непростым и своеобразным. Была принята правительственная программа по переходу на МСФО, даны задания министерствам и ведомствам по разработке соответствующих материалов. Результаты их выполнения никому не известны (кроме некоторых итогов работы, проведенной Минфином).
При отсутствии самих стандартов официально были опубликованы методические рекомендации по их применению. Отменен генеральный план счетов, дважды менялся типовой план счетов, официального перевода МСФО с английского языка не было. Наконец, МСФО были приняты на законодательном уровне, введены в действие НСФО — конспективное изложение МСФО. Появился официальный перевод МСФО образца 2006 года, действовавший несколько лет. В настоящее время мы должны пользоваться МСФО образца 2011 года. То есть мы отстаем от МСФО на 3−4 года, и это отставание будет постоянным. Зато мы опередили Америку, Россию, Китай, Индию, Великобританию и ряд других стран, до сих пор определяющих дату окончательного перехода на МСФО.
МСФО по существу развивающаяся система. Со временем, когда она обретет относительное постоянство, очевидно, что эти стандарты будут применяться во всем мире. Но для этого необходима многолетняя и значительная подготовка, отсутствие которой в Казахстане сейчас и в будущем отразится на состоянии бухгалтерского учета. Такой подготовки у нас не было и уже не предвидится, что объясняет современную ситуацию с бухгалтерским учетом.
Итоги представляются внушительными. Организации публичного интереса и субъекты крупного предпринимательства переведены на МСФО, обязательно составление консолидированной финансовой отчетности организациями, имеющими дочерние компании. Развивается институт профессиональных бухгалтерских организаций, начала функционировать национальная сертификация профессиональных бухгалтеров. МСФО охвачены уже и субъекты малого предпринимательства, они проникают в государственный сектор.
Но несмотря на организационные успехи, существуют на сегодняшний день, а со временем могут усложняться следующие проблемы:
- формальный или вовсе отсутствующий подход регулирующих органов в части методологического обеспечения принципов и требований бухгалтерского учета;
- формальное участие сертифицирующих профессиональных бухгалтерских объединений в регулировании бухгалтерского учета, нацеленных в настоящее время на коммерциализацию своей деятельности в виде принуждения бухгалтеров публичных и других организаций к платному обязательному обучению для допуска к сдаче экзаменов на получение сертификата профессионального бухгалтера;
- неэффективность систем контроля качества финансовой отчетности, недостаточный уровень подготовки в высших учебных заведениях, слабая профессиональная подготовка бухгалтеров;
- неопределенность официального статуса финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО;
- высокие трудоемкость и затраты на подготовку консолидированной финансовой отчетности, отсутствие мотивации у руководителей и собственников организаций малого и среднего предпринимательства в получении такой отчетности;
- административный нажим на организации в отношении составления и представления излишней отчетности, ведения налогового учета, составления налоговой учетной политики;
- несовершенство налогового законодательства, не учитывающего противоречия между налоговым учетом и бухгалтерским учетом; сложности налогового учета финансовых инструментов;
- искусственно и намеренно создаваемые препятствия для большинства аудиторских организаций в осуществлении предпринимательской деятельности в виде аудита финансовой отчетности, создаваемые на уровне подзаконных и иных актов государственных и частных структур;
- отсутствие контроля проведения аудита субъектами, для которых установлено обязательное прохождение аудита, незначительные административные санкции за нарушение требований законодательства о прохождении обязательного аудита;
- ценовой демпинг на аудиторские услуги, спровоцированный электронной системой закупок, следствие — резкое снижение качества аудита финансовой отчетности;
- повсеместные случаи сговора с целью допуска к аудиту «нужной» аудиторской организации путем создания квалификационных барьеров для остальных аудиторских организаций; несоблюдение требований приказов Минфина Р. К. о квалификационных требованиях;
- бездействие государственных органов в отношении аудиторских организаций, выдавших недостоверные или заведомо недостоверные аудиторские отчеты;
- отсутствие гласности в отношении принимаемых (и непринимаемых) мер к нарушителям законодательства о бухгалтерском учете и аудиторской деятельности в сфере представления и/или аудита финансовой отчетности;
- несовершенство законодательства о страховании гражданско-правовой ответственности аудиторских организаций, фактически безубыточное для страховых организаций страхование, не позволяющее пострадавшей стороне получить страховое возмещение ущерба, полученное в результате наступления страхового события;
- зависимость законодательства от меняющихся правил МСФО, разрабатываемых зарубежной общественной организацией;
- методологическая немощь уполномоченного органа в лице соответствующего департамента.
Серьезная проблема заключается в том, что в бухгалтерской среде до сих пор нет понимания МСФО и его влияния на учетные процессы и, основное, нет понимания необходимости полномасштабного перехода на МСФО и выгод от такого перехода. Примером для бухгалтеров служит ситуация в РФ, где российские положения бухгалтерского учета постепенно сближаются с МСФО. Наши национальные стандарты были ориентированы на МСФО, что могло способствовать их освоению, но организации малого и среднего предпринимательства не испытывали необходимости в применении НСФО. Кроме того, НСФО содержали и внутренние противоречия. Например, субъекты малого и среднего предпринимательства не могут быть акционерными обществами. Однако в НСФО рассматривались операции по выпуску акций, продаже опционов, варрантов, выкупу собственных акций и т. д.
Еще одна проблема: МСФО, разрабатываемые и утверждаемые Советом по МСФО, ни в одном государстве не являются нормативным документом. Тем не менее, например, директива ЕС обязывают составлять консолидированную отчетность по МСФО организации, чьи ценные бумаги обращаются на европейских биржах. Выясняется, что МСФО обязательно только для организаций, чьи акции котируются на биржах. В таком случае неясна необходимость применения МСФО государственными предприятиями, субъектами малого и среднего предпринимательства.
В Законе Республик Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» сказано, что все организации обязаны применять МСФО. Карающая норма за нарушение ведения бухгалтерского учета включена в Административный кодекс. В связи с этим множество организаций малого и среднего предпринимательства поспешили заявить о переходе на МСФО, затратив значительные суммы денег на разработку учетной политики по МСФО, консультантов, услуги фирм, занимающихся переводом на МСФО, и т. п. Но так как этот процесс и его результат (переход на МСФО) никем не контролируется (и, по большому счету, никому не интересен), то бухгалтеры организаций малого и среднего предпринимательства находятся в состоянии неконтролируемого творчества на поприще бухгалтерского учета. Способствует этому и то, что аудиту малый и средний бизнес не подлежит.
МСФО находятся в состоянии постоянного изменения и обновления. Кроме того, оказывает влияние и наметившаяся адаптация МСФО к US GAAP. Процедура изменения или замены стандарта весьма трудоемка, а потому и не быстра. Далее следуют известные сложности перевода МСФО на казахский или русский язык. Как результат — хроническое отставание. Но, следуя Закону Р. К. «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», финансовая отчетность может считаться составленной по МСФО только тогда, когда есть официальный перевод. Он у нас есть — перевод МСФО образца 2011 года. Значит, финансовая отчетность, составленная в соответствии с МСФО в редакции, например, 2013 года, не соответствует законодательству.
Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»:
«Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности
1. Законодательство Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан».
«Статья 16. Международные стандарты финансовой отчетности
Составление финансовой отчетности осуществляется организациями в соответствии с международными стандартами и международным стандартом для малого и среднего бизнеса, опубликованными на казахском или русском языке организацией, имеющей письменное разрешение на их официальный перевод и (или) публикацию в Республике Казахстан от фонда Комитета международных стандартов финансовой отчетности».
Отсутствие перевода МСФО 2013 года не дает права бухгалтеру ссылаться на эти стандарты. Тем не менее публикации финансовой отчетности в казахстанских СМИ уже содержат в себе новую терминологию, заимствованную из российских источников. Например, баланс именуется отчетом о финансовом положении, отчет о прибылях и убытках — отчетом о финансовом положении и т. д. Это уже не соответствует требованиям не только законодательства о бухгалтерском учете, но и Гражданского кодекса, что формально дает повод признать отчетность не соответствующейз законодательству Республик Казахстан.
Отсюда вывод - мы работаем по стандартам, которых у нас нет. При этом аудиторские организации такую отчетность подтверждают, несмотря на то, что формально должны руководствоваться официальным переводом МСА, который сам устарел.
Реально за уполномоченным органом закреплена общая и неконкретная норма по обеспечению формирования и реализации государственной политики в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Методологическое обеспечение ограничивается только разработкой методических рекомендаций к НСФО.
Ограниченность соответствующего департамента Минфина, в численности сотрудников, и потенциале, что не позволяет обеспечивать методологическую помощь.
Права профессиональных организаций определены в виде осуществления функций в соответствии с уставом, участия в разработке национальных стандартов (уже разработаны) и участия в разработке нормативных актов РК.
Кроме того, очевидно, что Закон о бухгалтерском учете уже исчерпал себя, а ситуация требует новых подходов и решений в сфере организации, постановки и развития бухгалтерского учета.
Обобщенно цели по дальнейшему развитию бухгалтерского учета и аудита заключаются в:
- повышении качества бухгалтерской информации, содержащейся в финансовой отчетности;
- усилении контроля качества в сфере бухгалтерского учета и аудита;
- существенном повышении уровня квалификации и профессионализма бухгалтеров и аудиторов;
- совершенствовании систем регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Какие способы и методы должны применяться для достижения поставленных целей?
Перечислим некоторые направления в работе по улучшению ситуации с бухгалтерским учетом и аудитом. Таких направлений немного, и, к сожалению, в обозримом будущем они невыполнимы. Причина проста - деградация бухгалтерской мысли и полное отсутствие интереса ответственных за развитие учета и аудита лиц либо их интересы широко простираются в противоположном направлении:
1) Усиление роли профессиональных организаций бухгалтеров (ПОБ). В настоящее время эти организации представляют собой, в силу особенностей законодательства, профанацию профессии. Профессиональные организации бухгалтеров и их аккредитация предназначены только для видимости выполнения законодательства сертифицирующими организациями, которые обязаны «взаимодействовать» с профессиональными организациями. Никто сейчас не объяснит, что означает «взаимодействие». Логика и смысл Закона о бухгалтерском учете, на основе которых он лоббировался, забыты. Поэтому при аккредитации сертифицирующих организаций с ПОБ заключаются формальные соглашения о «взаимодействии». Без такого соглашения аккредитоваться невозможно, но оно ничего не дает сторонам соглашения, кроме достижения бизнес-интересов сертифицирующих организаций.
2) Из изложенного следует, что необходимо привести в логическое состояние взаимодействие сертифицирующих организаций и профессиональных объединений бухгалтеров. Необходимо отделить обучение и проведение экзаменов и передать право на обучение ПОБ, а проведение экзаменов - сертифицирующим организациям. Сейчас обучение и экзамены, а также обязательное повышение квалификации сосредоточены в сертифицирующих организациях. Профессиональные организации в системе бухгалтерского учета превратились в ширму, демонстрирующую только наличие таких объединений.
3) Уполномоченным и другим заинтересованным органам в полной мере применять законодательство в отношении непрофессионально проведенного аудита. Первая волна кризиса показала, на что годятся так называемые авторитетные аудиторские компании. Но ни одна из них не была привлечена к ответственности. Виновными оказались казахстанские аудиторские организации, которые по существующим различным правилам даже не допускались к проведению аудита финансовых организаций, национальных компаний, компаний-недропользователей и т. д.
Несмотря на итоги финансового кризиса, когда ряд финансовых и иных организаций были уличены в недостоверной финансовой отчетности, заверенной аудиторами, не были применены такие меры воздействия к аудиторским компаниям, как отзыв или приостановление лицензии.
Тем не менее для аудиторских компаний, в чьей добросовестности появились серьезные сомнения, вновь создаются комфортные условия, имея в виду вопрос отмены лицензирования.
Вопрос отмены лицензирования аудиторской деятельности должен быть вынесен на обсуждение с участием пользователей финансовой отчетности, а не решаться в узком кругу аудиторов.
4) Организационные вопросы бухгалтерского учета и аудита необходимо выносить на широкое обсуждение заинтересованных лиц в силу того, что консультативные, рабочие и тому подобные органы и группы часто комплектуются случайными лицами. Кроме того, ряд решений принимается без обсуждения. Профессиональное сообщество в силу этого обстоятельства не посвящено в вопросы, касающиеся будущей профессиональной деятельности объединений, бухгалтеров и аудиторов.
В целях информационного обеспечения за счет выделенных средств из республиканского бюджета предполагается создать раздел по МСФО на сайте Минфина Казахстана, рассматривающий актуальные вопросы по бухгалтерскому учету и аудиту, практические аспекты перехода на МСФО и МСА, а также предоставляющий на доступном для пользователей языке информацию с международных сайтов Комитета по международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерации бухгалтеров и многих других международных организаций.
Важно отметить, что переход Казахстана на международные стандарты требует изучения и, следовательно, заимствования положительной мировой практики, в связи с чем планируется продолжить активное участие в международном развитии системы бухгалтерского учета и аудита.
Таким образом, за последние годы в области бухгалтерского учета и отчетности в Республике Казахстан произошли значительные изменения.
Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты международные стандарты финансовой отчетности. Хозяйствующие субъекты используют в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики. Крупнейшие хозяйствующие субъекты готовят консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам бухгалтерского учета. Получил развитие рынок аудиторских услуг. Возрос престиж бухгалтерской профессии, возникла аудиторская профессия. Появился ряд профессиональных общественных объединений.
Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности невозможно без совершенствования бухгалтерского образования. С одной стороны, задача заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих современными навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки и аудита бухгалтерской отчетности. С другой стороны, качественная система бухгалтерского учета и отчетности предполагает наличие достаточного числа пользователей, нуждающихся в информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, имеющих потребность и навыки ее использования при принятии экономических решений, в частности при выборе направлений инвестирования капитала и анализе рисков, связанных с этим. Наличие заинтересованных пользователей является одной из важнейших предпосылок развития бухгалтерского учета и отчетности.