Психолого-педагогические основы формирования мотивирующей и стимулирующей деятельности учащихся
Общие подходы к теории мотивации и стимулирования учебной деятельности
Мотивационная сфера человека до сих пор очень мало изучена в педагогике психологии. Это не может быть объяснено отсутствием интереса к данному предмету: начиная с древних времен и до наших дней, вопрос о внутренних побудителях поведения человека неуклонно занимал ученых и философов и приводил их к построению различных гипотез.
Изучение мотивации и стимулирования является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии.
Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных и инстинктов у человека.
Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное, в том числе и инстинкты. Одним из первых проявлений такой крайней, по существу биологизаторской точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов З. Фрейда и У.Maк-Дауголла, предложенные в конце XIХ и разработанные в начале XX в.
В педагогической науке обращение к проблеме формирования мотивации относится к тридцатым годам XX в., когда понятие «мотивация» перестало быть только психологической категорией. Так, М.М.Пистрак обогащает арсенал педагогических терминов такими понятиями, как «мотивация», «методы стимулирования в обучении», «факторы стимуляции». Появляются и выделяются специальные концепции мотивации, относимые только к человеку.
Гуманистические направления в педагогике, сформировавшиеся в 50-е годы, ориентируют учителей, прежде всего на изучение ценностных ориентаций и жизненных планов обучаемых. При их изучении современная западная педагогика опирается на концепцию мотивации и самоактуализации личности, разработанную А.Маслоу (рисунок 1.1).
Фундаментальным тезисом этой теории является утверждение о необходимости изучения человека как общего, уникального, организованного целого. В иерархической структуре потребностей мотивация влияет на человека как на целое, а не на отдельные аспекты поведения. А. Маслоу считает, что определяющей является мотивация поиска личных целей, смысла жизни. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации.
Рисунок 1.1 – Пирамида индивидуальной мотивации А.Маслоу
Вопросы о природе мотива и его месте в структуре личности и деятельности разрабатывал Б.Ф.Ломов с позиции системного подхода. Считая, что мотив является системообразующим фактором, он подчеркивал, что мотив является не просто одной из составляющих деятельности, а выступает в качестве компонента сложной системы - мотивационной сферы личности. Побуждения, соответствующие по своему содержанию возможностям и интересам личности, в наибольшей степени обладают свойством интегрировать имеющиеся динамические возможности мотивации. Например, у ребенка в благоприятных условиях обучения формируется глубокий интерес и более устойчивые потребности.
Мотивы, потребности, стимулы связаны между собой.
Стимул – это внешнее побуждение человека к активной деятельности. Но стимул лишь тогда становится реальной побудительной силой, когда он превращается в мотив, т.е. во внутреннее побуждение человека к деятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не только под влиянием внешних стимулов, но и под влиянием самой личности школьника, его прежнего опыта, потребностей.
При исследовании мотивов учебной деятельности авторы перечисляют обычно большой круг мотивов и потребностей.