Правление Аблай хана
Печально известные годы Великого бедствия доказали, что сохранить целостность и самостоятельность государства можно только путем объединения разрозненных сил, самостийных войск, отдельных жузов. Люди не только поняли это, но и приступили к активным действиям. В результате объединенные вооруженные силы всех трех жузов нанесли сокрушительные удары джунгарским захватчикам в сражениях 1726, 1727, 1729, 1730 гг. Историческое значение этих побед трудно переоценить. Сохранился казахский этнос, сохранилась казахская государственность. Сражения проходили на реках Буланты, Билеуты, в урочище Карасире, в степи Аныркая. В знак этих исторических побед великие бии казахского народа: Толе бий, Казбек бий и Айтеке бий — высекли на камне, находившемся между Карасире и рекой Сарысу, родовые знаки трех жузов. Впоследствии этот камень назвали «Таңбалы тас» («Памятный, меченый камень»). Ныне он находится в 35 км от центральной усадьбы бывшего совхоза «Сарысу» и в 100 км от станции Кызылжар Жезказганской области. В 4-х км от Танбалы тас похоронен Кабанбай батыр, родом из Младшего жуза. Расположенное на этом месте большое кладбище в народе называют «Қабанбай қорымы» («Кладбище Кабанбая»). Недалеко от места, где стоит Меченый камень, протекает река Қалмақ-қырылған — «Калмыцкая погибель».
В 30-е годы XVIII столетия к исходу кровопролитной войны с калмыками на исторической арене, на юго-западе, появился выдающийся сын казахской нации Абылай хан Абильмансур (1711-1781). Он никогда не прикрывался тенью своего великого предка Абылая, не искал легких путей к ханской власти, презирал комфорт, почести, лесть и придворную суету. Он завоевал известность отвагой, мужеством, стойкостью духа и твердой рукой, мудростью, дальновидностью и справедливостью. Хан Среднего жуза Абильмамбет добровольно уступил свой трон Абылаю, и, по обычаю предков, на берегу озера Жасыбай, самолично объявил его ханом. Абылай был всенародно поднят на белой кошме. В это же время Галдан Церен, предводитель джунгар, не оставлявший планов о взятии реванша, заключил союз с Китаем и начал фронтальную подготовку для вторжения в пределы Казахского ханства. Но Абылай хан, уже искушенный в политических играх, приехал в 1740 году в Оренбург и дал клятву верности России.
В различных письменных документах, особенно в российских официальных бумагах, годом восхождения Абылая на ханский трон указывается 1771 — год смерти Абильмамбета. Самостоятельно мыслящий преемник, каким был Абылай, он не устраивал царское правительство, не признававшее Абылая официально. Россия подталкивала к власти в качестве альтернативы Аблаю ограниченных и корыстных торе, стремящихся к власти даже в качестве проводников российской политики. Придерживаясь афоризма «разделяй и властвуй», царское правительство всячески стремилось запятнать все честное, умное, здоровое, что присуще казахскому народу. Следовательно, к российской историографии того времени необходимо относиться критически. Согласно историческим данным шежире-родословной, Абылай является прямым потомком самого Чингисхана. Как явствует из шежире Абулгази Бахадур хана, от Чингиса рождается Джучи, от него — Токай Темир, от него — Уз Темир, от него — Кожа, от него — Бадак улан, от него — Урус хан, от него — Куйюрчук хан, от него — Барак хан, от него — Аз Жанибек,от него — Жадик, от него — Шигай хан, от него — Есим хан, от него —Жангир хан, от него — Уали султан, от него — кровожадный Абылай, от него — Коркем Уали, от него, наконец, — Абылай хан (Абильмансур). Всю свою сознательную жизнь, все свои физические и умственные силы Абылай хан отдал сплочению казахского народа, упрочению казахской государственности. На этом трудном пути он проявил незаурядные способности дипломата, воина, государственного деятеля. В самые трагические моменты истории Абылай не самоустранялся пассивно, не прятался, не боялся брать на себя ответственность за принятые решения и твердо придерживался выбранного курса. Он повторил подвиг великих ханов — кочевников Моде (Богда), Бумына (Елтерис), Культегина, Керея, Жанибека, Есима, Касыма, Тауке. Абылай был последним великим вождем казахов-кочевников, последним их общенациональным ханом. Он сумел сохранить единство казахского народа, его независимость и по праву занимает одно из самых почетных мест в Пантеоне Казахской Славы, в истории казахского народа.
Причины тяжелейшего социально-экономического кризиса, в котором проходило время правления Абылая, заключаются не только в опустошительных войнах с джунгарами. Они были марионетками в руках сверхдержав, России и Китая. Корень зла кроется глубже. Надо представить общую панораму развития всего человечества, антагонизм существовавших общественно-экономических формаций. Противостояние и противоборство кочевого и оседлого образа жизни, веками происходившие на территории Евразии, достигли своего апогея к XVIII веку. И кочевники проиграли в этом столкновении окончательно. Потерпели поражение, собственно говоря, не кочевники, а сама система кочевого образа жизни, его идеология, мировоззрение, наконец, сам способ существования. В мир пришла эра технократии. Эпоха великой конно-кочевой цивилизации утратила свое лидерство и переместилась на периферию. На историческую арену кочевники вылетели на быстрых, как ветер, скакунах и до последних дней оставались в седле. И сошли они с исторической арены, как летучие призраки, растаявшие в сумерках степного неба. Они остались в памяти человечества как достояние неповторимой культуры, романтического мира юной поры человечества. Ушел из жизни Абылай хан, и Казахское ханство лишилось сильной централизованной власти. Российская колониальная администрация поставила целью разделить Казахское ханство на сферы своего влияния за счет фрагментации. Формально после Абылая трон занимал Уали, но он был вороной, пытавшейся обрядиться в орлиные перья. Ханом трех жузов он не стал, а Средний жуз, из которого вышел, также не признавал его права власти над собой. После Уали ханская власть перешла к Айганым, функции которой были чисто формальными.
Некоторые исторические источники склонны считать, что конец Казахского ханства следует связывать с утверждением Российским правительством «Устава о Сибирских казаках», обнародованного в 1822 г. и явившегося, якобы, завершающей точкой утраты казахской государственности. Фактически же дело обстояло далеко не так. Историческая правда заключается в том, что последним этапом ханской власти были годы правления мятежного Кенесары хана (1841-1847 гг.). Кенесары Касымулы, сформировав объединенное войско из числа отважных джигитов трех жузов, выступил против колониального гнета России. Он открыто написалНиколаю I, что ставит своей целью достижение независимости от русских и восстановление ханской власти во всей ее полноте.