PR деятельность и ее роль в продвижении компании
Возникновение понятия «Public relations» произошло в Америке, во время активной борьбы за независимость. Данное словосочетание в первый раз употребил третий президент США Томас Джефферсон в 1807 году. Сначала эта фраза носила только политический характер, использовалась пропаганда, агитация с целью привлечь внимание со стороны общественности.
Со временем это понятие стало выстраивать свои цели и задачи. Специалисты по связям с общественностью аккумулировали усилия для создания конкурентных преимуществ, а также лоббирования интересов компании. 1844 год был отмечен развитием массовой печати. В 1983 году в Германии появилась новая профессия — пресс-агент. Задачей пресс-агентов выступало формирование общественного мнения посредством сотрудничества с периодическими изданиями.
В 1900 году в Бостоне образовалось первое Public Bureau, отвечающее за установление положительных отношений с прессой. Отцом PR является Айви Ли, американский журналист, который поменял отношение к связям с общественностью и стал употреблять это искусство для защиты репутаций многих магнатов. В Америке и Германии стали создаваться PR агентства, в крупных компаниях открылись отделы или департаменты по связям с общественностью.
В Казахстане Public relations начал развиваться сравнительно недавно. В начале 90 –ых годов XX века в страну начали приезжать крупные западные PR – агентства, казахстанские специалисты стали обучаться за рубежом, перенимать опыт, открывать специальности в высших учебных заведениях, для обучения молодого поколения этой профессии.
Со временем PR стал набирать обороты, и началось формирование отечественного PR рынка, с участием казахстанских агентств и консультантов. В 2001 году была основана Национальная ассоциация по связям с общественностью Республики Казахстан (НАСО РК). Основной миссией НАСО является – создание и укрепление профессиональной PRдеятельности в Казахстане. В июне 2008 года был принят «Кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью Республики Казахстан».
В 2002 году был создан Клуб казахстанских PR специалистов «PRшы», это объединение PR профессионалов казахстанских и зарубежных компаний. Клуб выступает и поддерживает развитие в стране рынка по связям с общественностью.
В настоящее время существует около 500 определений «Public relations». Сэм Блэк, английский шпион и агент КГБ говорил, что PR - это искусство и наука достижения гармонии с внешним окружением посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности. Айви Ли, американский журналист утверждал, что эффективность каждой компании напрямую связана с тем, насколько хорошо общественность знает о ней. Немецкий эксперт по связям с общественностью Карл Хундхаузен выделял 3 направления, на которых должен строится PR:
- адаптация людей в обществе;
- предоставление достоверной информации;
- формирование общественного мнения.
По версии участников Мексиканского конгресса, задача PR-деятельности основывается на анализе ситуаций, выстраивании гармоничных взаимоотношений общества и организации с учетом двусторонних обоюдных интересов. Американский специалист по связям с общественностью Скотт Катлип отмечал, что «связи с общественностью представляют собой управленческую функцию, которая определяет, устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между организацией и различными представителями общественности, от которых зависит ее успех или неудача». В Великобритании общепринятым считается определение: «Связь с общественностью – это запланированная и постоянная деятельность, направленная на формирование и поддержку репутации компании и на взаимопонимание между организацией и общественностью». Американские исследователи Ботэн и Хэзлтон отмечают: «Связи с общественностью являются ярлыком, необходимым для идентификации процесса установления символического контроля над оценочными характеристиками последующим поведением определенных представителей общественности и клиентов».
Писатель Рэй Саймон дает краткое описание: «Связь с общественностью применяется с широким кругом навыков, на примере «как сделать/как стать». Другое определение дал известный французский исследователь Ж. П. Бодуан: «Деятельность PR состоит в установлении и поддержании результативных отношений с полезными аудиториями. Целью развития профессиональной деятельности в этой области является улучшение средств проверки полезности аудитории и эффективности отношений».
Следующее определение дал американский исследователь Р. Харлоу: «PR – это особая функция управления, призванная устанавливать и поддерживать взаимосвязи, взаимопонимание, взаимопризнание и сотрудничество между компанией и общественностью; осуществлять управление процессом разрешения проблем или спорных вопросов; помогать руководству в изучении общественного мнения и реагировании на него; определять и подчеркивать ответственность руководства в вопросах служения общественным интересам; помогать руководству эффективно изменяться в соответствии с требованиями времени; выступать системой заблаговременного предупреждения, помогая предвидеть тенденции развития; в качестве своих основных средств использовать научные методы. «PR – это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта».
Анализируя предложенные выше определения, которые варьируют в диапазоне от идеалистического до технократического, можно трактовать PR как совокупность коммуникаций, направленных на формирование образа объекта (компании, личности, идеи, товара, услуги) и внедрение этого образа в общественное сознание для достижения заданных целей. Исходя из этого, нужно отметить, что PR деятельность как научная дисциплина не является целостной, так как состоит из нескольких составляющих элементов.
Вышеприведенные определения связей с общественностью позволяют сделать вывод, что существует значительное расхождение между двусторонними моделями коммуникаций, которые поддерживают исследователи, и реально действующими односторонними моделями, которые применяют практикующие пиар – специалисты. Связи с общественностью стремятся к продвижению альтруистических или хотя бы взаимовыгодных ценностей, уделяют особое внимание легальности применяемых функциональных исследований.
PR — функция менеджмента, которая оценивает отношение общественности, приводит политику и действия человека или организации в соответствие с интересами общественности, планирует и претворяет в жизнь программу действий для того, чтобы завоевать понимание общественности и быть ею принятым.
Айгерим МАКАШЕВА