Первый правовой кодекс казахов
В истинном понимании «Жетi жарғы» — это государственный гражданско- правовой кодекс, разработанный с учетом и в соответствии с этническим менталитетом, типом хозяйственно-культурного уклада жизни населения, особенностями географического местонахождения страны. Это документ, в котором степная демократия нашла наиболее яркое и полное отражение и творческое развитие. До его появления на протяжении трех тысяч лет своей истории кочевники отождествляли хана, кагана, верхового правителя с Тенгри. Они считали, что все хорошее и плохое в жизни зависит от личных качеств хана, кагана, что народ – всего лишь послушное орудие в руках доброго или плохого хана. «Жетi жарғы» хана Тауке убедительно продемонстрировали, что судьба, будущее народа находится в его собственных руках. Люди поняли, что они тоже несут ответственность за судьбу своей страны. Такого понимания ситуации Таукехан добился посредством учреждения и усиления роли «Билер кеңесi» («Совета биев»).
Совет биев был законодательным органом в государстве. Хан обязан был неукоснительно проводить в жизнь принятые Советом законы и решения. Власть хана, следовательно, была властью исполнительной. Но не следует делать вывода о том, что он не принимал никакого участия в процессе законотворчества. В большинстве случаев именно хан выступал инициатором выработки нового закона. Система демократического управления в лице Совета биев ориентировалась, прежде всего, на компетентность и работоспособность при обсуждении принимаемых решений. С другой стороны, люди не ханского происхождения, такие как Толе бий, Казбек бий, Айтеке бий, Бухар жырау, Махамбет акын, Суюнбай акын и другие акыны, жырау, поэты-сказители, не имеющие ни войска, ни могущества, смело глядя в лицо грозному хану, открыто говорили о существующих недостатках и пороках. Сохранять принципиальную позицию им помогала святая вера в то, что они выражают чаяния народа, являются его совестью и голосом. Система народовластия в лице Совета биев в известном смысле способствовала выявлению и выдвижению на арену общественной жизни мудрых биев, красноречивых пламенных ораторов, бесстрашных и дальновидных военачальников. В условиях абсолютистского господства института «Чингизидства» они не имели бы никаких перспектив и условий для своего возвышения.
Следует отметить, что «Жетi жарғы» не были созданы на пустом месте, не были озарением, снизошедшим на Тауке хана. В этом своде законов был подведен и суммирован многовековой положительный опыт поколений, отразились лучшие традиции, наиболее ценное из всего, что было накоплено в морально-этических и правовых нормах кочевого общества. Весь уникальнейший материал был четко классифицирован и приспособлен к реалиям и требованиям нового времени. В этом проявилась удивительная мудрость хана Тауке, которого народ называл «Әз Тәуке» — «Мудрый Тауке».
После смерти хана Тауке на престол взошел его сын Болат хан (1718- 1726), имя которого означает «сталь». Но своим характером он мало походил на хана с железной волей. Все получилось согласно пословице «От мудреца может родиться глупец, и от глупца, случается, рождается, мудрец». Слабовольный сын не смог сохранить централизованную власть, возродились идеи сепаратизма, усилилась власть ханов в отдельных жузах. Джунгары умело воспользовались сложившейся исторической ситуацией и совершили целый ряд опустошительных набегов на Казахскую Степь. Казахское ханство проигрывало битву за битвой. Народ нес огромные потери, началась массовая миграция населения. Бежали, бросив все: родные места, могилы предков. Это был первый из наиболее страшных периодов в жизни казахского народа, и он получил название «Ақтабан шұбырынды — алқа көл сұлама» — «Годы великого бедствия» (1723 г.). В 1718 году под Аягузом произошла кровавая битва между казахами и джунгарами. Защитники Отечества сумели одержать верх над превосходящими силами противника. В 1723 году на казахов обрушилось новое бедствие — «джут». Случилось это в год Белой обезьяны. Не успел народ прийти в себя после джута, как весной того же года на него ураганом обрушилось 70-тысячное джунгарское войско, которым руководил Шона Даба — младший брат джунгарского правителя Суан Рабдана. У Шона Даба уже имелся приказ и генеральный план ведения войны до полного разгрома Казахского ханства. Тактика джунгарского военачальника была незамысловатой: он разделил армию на семь частей и дал установку выступать одновременно в семи направлениях, чтобы быстрыми решительными действиями не дать опомниться казахам.
Первый отряд возглавил сам хан Суан Рабдан — он пошел в западную сторону реки Или. Второй отряд во главе с ханским сыном Галдан Цереном двинулся мимо озера Балхаш в сторону гор Каратау. Третий отряд под руководством младшего брата Суан Рабдана, Кулан Бату направился через Алтай и Емиль к Кокталу. Руководство четвертым отрядом взял на себя внук Суан Рабдана Амирсана — он пошел вдоль русла реки Нуры. Пятый отряд под предводительством 18-летнего сына Галдан Церена, Церен Доржы, отправился в сторону реки Чилик. Шестой отряд под началом второго сына Галдан Церена Лама Доржы двинулся в сторону озера Иссы- куль. Седьмой отряд, которым командовал родственник Суан Рабдана, Даба Доржы, коршуном налетел на зимовавших казахов в долине реки Чу. Тактика многофлангового наступления оказалась настолько эффективной, что две трети казахского населения были вырезаны в течение самого короткого времени. Эта трагедия стала первым кровавым звеном в бесконечной цепи страданий и геноцида, имевших место в последующие годы. Кроме того, это поражение ослабило иммунитет народа к подневольному существованию.
Акселеу Сейдимбек, «Мир казахов»