Первая казахская детская опера "Канбак шал"
1 октября в 12.00 прошла премьера первой казахской детской оперы "Канбак шал"(1979), приуроченная к Международному дню музыки и открытию первого сезона первой в Казахстане Детской филармонии.
Канбак шал - герой из простого народа. Он жил в старой юрте и был таким легким, что если не клал за пазуху камень - его уносил ветер. Вот его и прозвали: Старик Перекати-Поле. Но несмотря на это, он победил огромных великанов-дэвов, обхитрил саму обманщицу-лису и освободил плененников.
Одни помнят Канбак шала по детским сказкам, которые читала мама, другие видели кукольные спектакли с этим персонажем, третьи смотрели мультфильм режиссера А. Абилкасымова. А в 1979 году композитор Жолан Дастенов написал на этот сюжет первую казахскую детскую оперу, которая с успехом шла на подмостках Театра оперы и балета им. Абая в Алматы в 1980-х годах.
Детская филармония стартовала произведением казахского композитора Жолана Дастенова. Национальные казахские фольклорные мотивы возведены в ней до высокого уровня оперного искусства.
"Канбак Шал" в постановке режиссера Марины Гарбуз и музыкальной трактовке дирижера Ернара Нуртазина открывает собой новую для Казахстана форму "маленькой оперы", примеры которой встречаются в европейских странах. В ней серьезная и качественная музыка преподносится в доступной детям сокращенной форме. Так, например, в Венской опере можно было услышать "Кольцо Нибелунгов" (опера Вагнера, которая в оригинале идет 16 часов) в сокращенном получасовом варианте. Опера Дастенова, в оригинале исполняющаяся около двух часов, была сокращена до хронометража школьного урока.
Исполнение оперы в филармонии определило жанровое своеобразие постановки. Это была своего рода промежуточная форма между концертным и сценографическим исполнением. С одной стороны, на сцене присутствовал оркестр и хор, солисты сидели на сцене в промежутках между своими партиями, которые они исполняли, иногда заглядывая в ноты на пюпитрах. С другой стороны, оперу необычайно украсили блистательные в своей необыкновенной выразительности танцы, поставленные молодым хореографом Даулетом Нуратпековым и студией эстрадного танца "Артист". Так, в начале был исполнен танец разыгравшихся темных сил. Следующий танец - танец пленников в необыкновенных, дизайнерски порванных костюмах.
Далее были представлены выступления хора филармонии (в народных казахских костюмах) под управлением Гульмиры Куттыбадамовой, а также сольные партии и дуэты трех певцов - молодых солистов Асылжана Кайыпова (тенор, Канбак Шал), Бахтияра Омарова и Айзады Капоновой
Но финал с радостным танцем освобожденного Канбак Шалом народа вновь приковал неотрывное зрительское внимание к происходящему на сцене.
Эти постановочные моменты необыкновенно украсили оперу, сделали ее зрелищной и новаторской в пластическом смысле. Наверное, на примере такого рода искусства можно говорить и о рождении жанра "филармонической оперы" - более минималистичной и сдержанной, чем "опера в опере", но в то же время дающей возможность сконцентрироваться на музыкальном своеобразии постановки.
На премьере присутствовали сын погибшего в 1991 году композитора Жолана Дастенова - Алиаскар Дастенов, его двоюродный брат Ермек Сабырович Асылханов, родная сестра автора музыки и другие уважаемые родственники. Многие из них говорили о глубоких чувствах, пережитых ими во время исполнения, о слезах радости и о том, что для них это была новая возможность встретиться с любимым и уважаемым человеком. Поскольку музыка вечна!