Общественный резонанс как инструмент PR
Международный и отечественный опыт
Технологии связей с общественностью включают совокупность последовательных процедур, различных приемов и видов деятельности, которые направлены на оптимальное и максимально эффективное выполнение целей и задач организации в данное время в данном месте. Объектом технологий связей с общественностью можно считать поведение, сознание и подсознание людей, которыми управляют посредством специально направленных коммуникаций.
Разработка PR-технологий включает следующие этапы:
1. этап теоретический - определяет цели и задачи, выявляет связи и закономерности;
2. этап методический - характерен разработкой и детализацией специальных мероприятий;
3. этап процедурный - включает в себя практическую деятельность по достижению поставленных задач.
PR-технологии обладают следующими характерными признаками :
1. Эти технологии предусматривают осознанное управление информационными ресурсами. При этом естественный коммуникативный процесс трансформируется в нужном русле и приобретает управляемый характер, в ходе этого процесса должна реализоваться какая-то социально значимая цель.
2. PR- Технологии должны быть согласованной системой действий и мероприятий, т.е. деятельность PR обязана быть планомерной. План PR-
мероприятий и процедур составляется заблаговременно.
3. Технологии связей с общественностью имеют похожие структуры
4. Будучи задействованными в сложных многоэтапных процессах, технологии связей с общественностью реализуются организованной группой
людей, в которой введено функциональное разделение труда.
5. PR технологии разрабатываются и реализуются с учетом критериев оптимальности.
6. Любая из технологий связей с общественностью выполняет одну и ниже перечисленных задач или их комбинацию:
· получение необходимого результата при оптимальном использовании ресурсов;
· достижение максимального эффекта при использовании конкретных ресурсов;
· получение нужного эффекта в кратчайшие сроки, используя при этом заданные ресурсы.
7. Оптимизация процесса применения PR технологий подразумевает необходимость обратной связи и последующий анализ эффективности.
8. PR технологии характеризуются повышенной креативностью, гибкостью, способностью приспосабливаться к меняющимся условиям.
При творческом подходе возможно воспроизведение любой PR технологии с учетом нюансов новой задачи.
Существует множество инструментов, при помощи которых осуществляются технологии связей с общественностью. Учитывая специфику поставленных задач, можно выбрать именно те инструменты, использование которых обеспечит максимальный эффект. Представительские встречи, публичные обращения к аудитории чаще всего используются в виде всевозможных презентаций. PR технологии широко используют мифы и стереотипы по отношению к различным организациям, продуктам, личностям.
Кроме того, в PR технологиях используются всевозможные слухи, скандалы и организация специальных событий, т.к. одной из первостепенных задач PR является привлечение внимания.
Предварительно необходимо рассмотреть понятия «система» и «социальная система». Наука управления под системой понимает организованное множество взаимосвязанных структурных элементов, выполняющих определённые функции. Отсюда следует, что системе присуще:
1) наличие составных частей (элементов, подсистем), тесных связей между ними;
2) целостность, обусловленная взаимосвязью и взаимодействием отдельных структурных элементов;
3) сочетание относительной самостоятельности каждого отдельного элемента системы с обязательным выполнением им функций, необходимых для существования системы в целом.
Социальная система есть особый класс систем (наряду с биологическими, техническими и др.), в состав которой включаются люди и взаимоотношения между ними. Существует множество различных социальных систем, например, коллектив работников организации, население города, семья и т.п., среди которых можно выделить и систему социальной безопасности.
Безопасность - это такие условия, в которых находится сложная система, когда действие внешних и внутренних факторов не влечет действий, считающихся отрицательными по отношению к данной сложной системе в соответствии с существующими, на данном этапе, потребностями, знаниями и представлениями. Деятельность по обеспечению безопасности в рамках общественного резонанса включает:
1) анализ, прогнозирование, выявление, и оценку ситуаций - угроз безопасности;
2) определение главных направлений государственной политики страны и стратегическое планирование в областях обеспечения безопасности;
3) правовое регулирование, направленное на области обеспечения безопасности;
4) разработка и применение комплексов оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;
8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;
9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, так же, контроль целевого расходования выделенных на эти цели средств;
10) международное сотрудничество, направленное, главным образом, на обеспечение безопасности;
11) осуществление других мероприятий, находящихся области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общественная безопасность - состояние защищенности социальных субъектов от вызовов и угроз в процессе жизнедеятельности человека.
Социальная безопасность - совокупность мер, предпринимаемых для защиты интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальных структур и отношения в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни, соответствующие потребностям прогресса, сейчас и для будущих поколений. Основными принципами обеспечения безопасности являются:
1) соблюдение и защита человека, его прав и свобод, включая главные из них - право на жизнь и охрану собственного здоровья;
2) соблюдение закона;
3) системность и комплексность применения органами государственной власти субъектов РК, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности, такие как;
4) предупредительные меры, в целях обеспечения безопасности;
5) взаимодействие органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Республики Казахстан, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Потребность в обеспечении безопасности относится к числу главных потребностей людей. В древности люди с этой целью, были объединены в сообщества, а по мере развития цивилизации, эту функцию в большей степени взяли на себя государства. На заре истории человечества главными угрозами оставались происшествия извне (землетрясения, наводнения, засухи и пр.). Однако с течением времени, появились и другие опасности, в частности, которые вызваны действиями самого человека, а также взаимоотношениями между людей в обществе, т. е. опасности, которые имеют социальную направленность. Именно эти опасности являются сегодня доминирующими.
Главные понятие безопасности жизнедеятельности - опасность. Оно берёт в себя процессы, свойства предметов, явления, объекты, угрожающие людям и способные в определенных условиях причинить ущерб его жизни и здоровью.
В социальной же сфере, опасные ситуации - это реальные или возможные явления, события и процессы, способные нанести вред человеку, социальной группе, обществу, государству, народу, человеческому сообществу и Земле, как месту, где обитает человек, или даже уничтожить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить природные, материальные и духовные ценности.
Опасность может выступать в различных формах. В частности, в виде намерений, планов подготовки действий и самих действий, направленных на уничтожение, подчинение, ослабление и т. д. объектов безопасности.
Одной из форм опасности выступает риск - возможная опасность неудачи предпринимаемых действий или сами действия, связанные с такой опасностью. Люди нередко, надеясь на счастливый случай, рискуют и тем самым создают возможность нанесения ущерба себе и окружающим. В государственных делах
- политике, экономике, обороне - чаще всего имеет место осознанный риск, когда тщательно рассчитываются ожидаемый успех, выгода, допустимая цена, последствия и пр. Родственным понятию «опасность» выступает понятие «угроза». Угроза - это опасность на стадии перехода от возможности к действительности, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим.
В социальном контексте под угрозой безопасности понимается «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, обществу и государству». Угрозы и опасности всегда указывают на взаимодействие двух сторон: субъекта, который является источником и носителем опасности, и объекта, на который направлена угроза или опасность. В методологическом плане важно подчеркнуть, что человек, социальная группа, государство и другие компоненты социума одновременно выступают субъектом и объектом социальных опасностей и угроз. Деятельность человека как объекта и субъекта безопасности осуществляется в неразрывном взаимодействии с окружающей средой, формируя сложную систему «человек - среда».
Одна из целей, стоящих перед ней, - обеспечение безопасности человека. Первый элемент - это человек, который играет некую, троякую роль:
1) является объектом для защиты;
2) выступает средством для обеспечения безопасности;
3) сам может послужить источником опасности.
Второй элемент системы - это общество, или социум, - социальный организм, развивающийся по своим специфическим законам. В социуме взаимодействует огромное количество людей, имеющих различные представления об окружающем мире. В результате в отдельных социальных группах создается особая обстановка, которая может влиять на других людей, не входящих в них. Так, например, обеспечением безопасности занимаются специалисты различных направлений: политики, военные, сотрудники служб спасения, ученые, конструкторы и др.
Обеспечивая безопасность, эти группы в то же время могут порождать опасности своими возможными ошибками, допускаемыми при принятии решений. Чтобы система «человек - социальная среда» функционировала эффективно и не угрожала безопасности человека, необходимо обеспечить совместимость каждой ее характеристики: энергетической, информационной, собственно социальной, нравственной, психологической и др.
Энергетическая совместимость предусматривает согласование деятельности органов управления обществом как социальной системой с оптимальными возможностями человека в отношении прилагаемых усилий, скорости реакции и точности действий.
Энергетические параметры человека имеют определенные границы. Для приведения в действие тех или иных элементов социальной системы иногда требуются очень большие или, напротив, чрезвычайно малые усилия. И то и другое плохо. В первом случае человек может уставать, в результате чего возможны сбои в управляемой системе. Во втором - может снизиться точность работы системы, так как человек не почувствует ее сопротивления. Информационная совместимость имеет особое значение в обеспечении безопасности. В сложных системах человек обычно непосредственно не управляет социальными процессами.
Нередко из-за удаленности на значительные расстояния объекты управления могут находиться вне сферы его восприятия. Но человек пользуется электронными и массовыми средствами информации, общается с другими людьми и получает сведения, помогающие ему управлять самыми сложными общественными процессами. Чтобы обеспечить информационную совместимость, необходимо знать особенности восприятия информационных потоков человеком и социумом в целом. Социальная совместимость самым непосредственным образом связана с психологическими особенностями человека.
Поэтому часто говорят о социально-психологической совместимости, которая особенно ярко проявляется в экстремальных ситуациях в изолированных группах. Знание этих особенностей позволяет лучше понять аналогичные феномены, которые могут возникнуть в обычных ситуациях в различных социальных группах. Нравственная совместимость означает, что человек испытывает удовлетворение от общения с другими людьми, нравственного климата в коллективе, процесса трудовой деятельности и т. д.
Психологическая совместимость связана с учетом психических особенностей человека. Проблемы безопасности в социальной сфере сегодня невозможно решить только организационно-техническими мерами. Опыт свидетельствует, что в основе социальных опасностей лежат и психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки людей, занимающихся обеспечением безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка на соблюдение мер безопасности, допуск к опасным видам деятельности лиц из групп риска, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих уровень безопасности их деятельности, агрессивность и т. д. В настоящее время уже сформировалась особая область знаний, именуемая психологией деятельности, которая является одним из разделов безопасности жизнедеятельности. Изучаются психические процессы, свойства личности и особенно подробно - различные формы психических состояний, которые наблюдаются у людей в процессе выполнения ими различных видов деятельности.
Таким образом, человек прямо или опосредованно включен в разнообразную, сложно организованную систему социальных отношений, выполняя в них активно-созидательную, пассивно-созерцательную или даже разрушительную роль. Его жизнедеятельность связана с различными сферами общественной жизни - экономической, социальной, политической, военной, культурной, информационной и др. Каждая из них по-своему проявляется в деятельности людей в зависимости от ее масштабов, местонахождения человека и условий его функционирования. Деятельность человека, в свою очередь, также влияет определенным образом на ту или иную сферу общественной жизни. Именно ею обусловлено возникновение глобальных проблем.
Большую роль в обеспечении безопасности человека играет государство, деятельность которого сопряжена с возникновением опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека и общества. В Законе РК «0 безопасности» подчеркивается, что объектом безопасности государства выступают его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Следовательно, угрозу безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию государства, его политической и экономической независимости. Иначе говоря, государство и его субъекты (органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и иные организации, граждане) обязаны защищать от внешних и внутренних угроз конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность страны, население, национальные интересы (политические, экономические, военные, культурные, информационные, экологические, геополитические и пр.).
В XX в. в разных странах формировались собственные системы безопасности, которые включают силовые структуры, службы спасения от стихийных бедствий и опасных действий людей. В конечном счёте, челове- чество осознало необходимость создания международных организаций, приз- ванных обеспечить его безопасность. Первой подобной организацией стала ООН.
Общественная практика свидетельствует, что слабость системы безопасности оборачивается большими бедами, ведущими к человеческим жертвам, значительным материальным и нравственным издержкам, что государство, общество, конкретный человек, не заботящиеся о своей безопасности, обречены на гибель.
Для казахстанского общества проблема безопасности социума приобретает особое значение. Возрастание риска техногенных катастроф, ухудшение экологической ситуации, изменение парадигмы общественного развития от социалистического уклада к рыночным отношениям - все это поставило большинство казахстанских граждан на грань выживания, и потребовало пересмотреть отношение к проблемам безопасности личности, общества и государства.
В связи с этим сейчас особенно необходимо, чтобы люди с должным вниманием относились к этим проблемам, чтобы у них сформировалось соответствующее мышление и поведение, иными словами, выработалась идеология безопасности. Важнейшая роль здесь принадлежит образованию. По мнению многих исследователей проблем безопасности, безопасность жизнедеятельности (БЖ) является фундаментом общего образования специалистов в этой области. Система общественной или социальной безопасности включает следующие элементы (подсистемы):
1. система социальной защиты;
2. система безопасности дорожного движения;
3.система пожарной безопасности;
4.система санитарной безопасности и др. Рассмотрим каждую из них детальнее.
1. Система социальной защиты.
Система общественной безопасности включает в себя систему социальной защиты населения, поэтому рассмотрим определение этого понятия.
Считается, что термин "социальная защищенность" , впервые появился в США в 1935 году и постепенно распространился во всех западных странах для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина или даже любого жителя страны от экономической и социальной деградации вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода, болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и т.п. Кроме того, к мерам социальной защиты обычно относят предоставление медицинских услуг и пособий семьям с детьми.
Обобщая подходы разных авторов, научный руководитель ВКР И.И. Бородин даёт следующее определение понятия системы социальной защиты.
Система социальной защиты во время общественного резонанса в широком смысле - это система правовых, социально - экономических и политических гарантий, предоставляющих условия для обеспечения средств существования: трудоспособным гражданам - за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;
социально уязвимым слоям - за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума.
Система социальной защиты в узком смысле - это система правовых, социально - экономических и политических гарантий, предоставляющих социально уязвимым слоям населения условия для обеспечения средств существования - за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума. Технология социальной защиты интересов работников приватизированного предприятия.
2. Система безопасности дорожного движения во время общественного резонанса
Безопасность дорожного движения - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения.
По казахстанскому законодательству безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач РК.
Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию.
3. Система пожарной безопасности при общественном резонансе
Пожарная безопасность - состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, и иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
4. Система санитарной безопасности при общественном резонансе Санитарную безопасность следует рассматривать как защищенность людей от обстоятельств, угрожающих их санитарно- эпидемиологическому благополучию и подлежащих нейтрализации и ликвидации. С этой стороны санитарная безопасность представляет собой совокупность мероприятий оздоровительного характера, осуществляемых путем надзора за выполнением всеми гражданами и организациями санитарно-эпидемиологических требований, а также путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства в целях охраны здоровья населения и среды обитания. Существенно указать при этом, что санитарная безопасность обеспечивается совместными усилиями граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и органов государства, наделенных компетенцией в этой области.
Основные выводы
1. Безопасность человека, в широком смысле, - это состояние его полного физического, социального и духовного благополучия, которое определяется
внутренними (наследственность, физическое и психическое здоровье) и внешними (окружающая природная, антропогенная, техногенная, социальная среда) факторами. Особое место в безопасности человека занимают социальные факторы, такие, как уровень благосостояния, общей культуры, культуры обслуживания, бытовые условия, обычаи, нравы, поведенческие предпочтения, нравственные и эмоциональные характеристики. Огромное значение для его безопасности имеет и социально-политическая среда. Поэтому, определяя объект безопасности личности, Закон РК «О безопасности» выделил ее права и свободы.
2. Основными угрозами безопасности личности выступают: лишение жизни, здоровья, дееспособности; насилие, связанное с разрушением сложившегося и навязыванием чуждого мировоззрения; манипулирование
сознанием и поведением; нравственное развращение и физическое растление; ограничение или лишение общечеловеческих прав и свобод; насильственное подчинение преступным целям и группировкам; использование человека как средства обогащения и т. д.
3. Большую роль в обеспечении социальной безопасности людей играют связи с общественностью. В целях нашей ВКР Связи с общественностью (PR) будем рассматривать как коммуникативную деятельность, направленную на создание и поддержание благоприятных отношений между субъектом PR (организацией, индивидом) и объектом PR (общественностью, аудиторией) на основе полной и достоверной информации.
Современные и мировые тенденции общественного резонанса
Зарубежный опыт обеспечения доступа к информации. Закон о свободе информации в США достаточно новая вещь. Он был принят в 1966 году Закон о свободе информации нужен для того, чтобы предоставить доступ к правительственной информации, а Закон о частной жизни, чтобы предотвратить попытки других людей использовать ту информацию, которой правительство располагает о вас. Закон о свободе информации позволяет прийти в налоговое управление и затребовать информацию о механизме принятия решения о том, как они работают в своем офисе, что там происходит. А на основании Закона о частной жизни становится возможным прийти в ту же контору и потребовать информацию о себе лично, о своих налоговых записях. Одновременно этот закон запрещает обращаться в ту же самую контору за информацией о каком-то другом гражданине.
Естественно, что нужны оба эти закона. Примерно в то же самое время, когда принимался федеральный Закон о свободе информации, в некоторых штатах уже разрабатывали законодательство, которое позволяло пролить немного солнечного света на папки в архивах штатов, то есть регулировали доступ к правительственным архивам штатов. Несмотря на тщательность работы законодателей, в нем существует огромное количество лазеек. Закон о свободе информации исключает из сферы своего действия некоторых выбираемых чиновников: президента, вице-президента, конгресс, то есть по этому закону получить доступ к документам президента, вице-президента и конгресса все-таки нельзя. Из сферы действия этого закона исключены также некоторые правительственные агентства, которые могут не предоставлять гражданам определенные виды информации.
Самая большая лазейка заключается в том, что журналист имеет право просить и даже требовать информацию, а права получить эту информацию может и не быть. Журналист не должен объяснять, зачем эта информация ему понадобилась. В случае отказа журналисту должны объяснить, по какой причине эта информация не выдана.
Если же причина отказа не нравится, то возможно опротестовать данное объяснение и привлечь данного чиновника или организацию к суду, чтобы суд заставил их выдать эту информацию. В данном случае меняется этический фокус: не журналист должен доказывать необходимость предоставления информации, а источники должны объясняться, почему не могут дать нужную информацию. Причем правительство обязано убедить журналиста своим ответом. Могут быть приведены различные причины отказа: документ может быть засекречен по причинам национальной безопасности или раскрытие этого документа может плохо повлиять на чью-то частную жизнь.
Также могут быть приведены другие причины - но правительство обязано вам ответить и вы имеете право бросить этому ответу вызов и довести это дело до суда, если проблема очень острая. Можно выделить еще одну особенность американского законодательства о свободе доступа к информации: принцип простоты составления запроса на информацию. Все, что нужно, чтобы запросить информацию - составить письмо в нужный департамент или ведомство, где в произвольной форме изложить то, что необходимо узнать. Очень многие подобные запросы делаются по телефону и на них отвечают сразу, если не нужно ничего фиксировать, нет никакой закрытой информации.
Если же для выполнения запроса необходимо провести какое-то исследование, требующее напряжения сил, тогда лучше всего процесс запроса начать небольшим письмом. После того, как это письмо получено, у правительства есть 10 дней, чтобы ответить на этот запрос. В ответе может быть указана дата, когда эти файлы можно получить и сколько будет стоить их копирование. Цена копирования определяется самим ведомством.
Кроме того, цена копирования информации тоже может быть оспорена, если она покажется цена неразумной, то есть возможность передать дело в суд, указывая, что неразумная плата за информацию есть форма противостояния закону. Эти два основных принципа - простота запроса и дешевизна предоставления информации - встроены в закон.
Для тех случаев, когда процедура запроса не кажется простой, правительство издало своеобразный справочник о том, как использовать акт о свободе информации. Справочник был издан через девять лет после того, как приняли закон о свободе доступа к информации и время от времени его редактируют и модернизируют. Закон о свободе информации существует не только для журналистов. Любой человек, который хочет знать, почему его кампания не получила контракта с правительственной организацией, имеет право потребовать информацию о механизме принятия решения. Человек, которого не взяли на работу, имеет право запросить стандарты приема на работу в этой кампании.
Еще в 1987 году специалистами библиотеки конгресса было проведено исследование об использовании закона о свободе доступа к информации. Исследование показало, что только от 6 до 8 процентов запросов в правительственные организации или агентства были от журналистов.
А от 50 до 60 процентов это были запросы от разных организаций, предприятий и т.д. Это показывает, что не только журналисты и деловые люди могут пользоваться этим законом для выяснения механизмов принятия тех или иных решений. Закон гарантирует право доступа к архивам, если же какое-то решение еще дебатируется, то такую информацию могут и не предоставить.
Такой закон будет полезен для журналиста-расследователя, которого интересует история вопроса и ему нужен этот закон как инструмент для получения той или иной архивной информации. Журналиста, который гоняется за "жареными", современными фактами, этот закон не очень интересует, так как нужной ему информации в архивах еще нет. Один из хороших примеров использования этого закона - один из номеров журнала "Тайм", где была опубликована большая статья о ядерной безопасности США. Журналист писал эту статью на основе той информации, которая была получена при помощи закона о свободе доступа.
Самое главное заключается в том, что кто бы и с какими целями ни пользовался этим законом, он демонстрирует правительственным организациям и агентствам, что они открыты публичному обзору, доступу и спасения от этого нет.
Возможности общественного резонанса в казахстанских условиях
Рассмотрим примеры общественных резонансов наиболее вызвавших социальный конфликт. Пример: девальвация. Что произошло в Казахстане 20 августа 2015 года. Утром 20 августа 2015 года в Казахстане установился новый курс доллара - 255 тенге. Это на 72 тенге больше, чем было еще 19 августа. Правительство Казахстана приняло решение отпустить национальную валюту в свободное плавание. Это означает, что теперь рынок будет определять курс доллара. Такие разительные изменения произошли всего через месяц после того, как Нацбанк РК расширил коридор колебания курса тенге и запланировал постепенное снижение стоимости национальной валюты, ожидая цену в 190 тенге не раньше конца 2015 года. Теперь внимание всего финансового мира Казахстана, да и всех интересующихся состоянием валютного рынка республики, будет привлекать состояние биржи KASE.
Впрочем, не все Нацбанк решил пустить на "самотек". Разница между покупкой и продажей валюты в обменных пунктах все равно не должна превышать 2 тенге. К тому же, как известно, по выходным биржа не работает, а следовательно, показатель по итогам в последний рабочий день будет распространяться и на выходные. В правительстве пояснили, почему повышается курс доллара к тенге и почему не удалось выполнить обещание главы Нацбанка РК Кайрата Келимбетова. "Ситуация в глобальной экономике продолжает ухудшаться, снижаются мировые цены на основные экспортные продукты нашей страны, нефть и металлы, что негативно сказывается на темпах роста ВВП и повышает уязвимость отечественной экономики внешним шокам", - сказал премьер-министр Казахстана Карим Масимов.
По его словам, снижение экспортных доходов оказывает негативное влияние на доходы республиканского бюджета и платежный баланс страны. То есть, иностранный бизнес отказывался покупать казахстанские товары при таком дорогом тенге, и его требовалось ослабить. Тем более, ранее в правительстве отмечали опасное влияние "российского фактора". Девальвация российского рубля создала дополнительные трудности для отечественной пищевой промышленности и сельхозтоваропроизводителей. Дешевые российские товары заполонили казахстанский рынок.
"В этой связи перераспределены средства в размере 6 миллиардов тенге, ранее направленные на развитие растениеводства, на субсидирование производства молока, мяса птицы, яиц, свинины. В итоге получится повышение объема производства от 10 процентов и выше, а по птицеводству мы тем самым сохраним более 12 тысяч рабочих мест", - сообщал ранее первый вице-премьер министр Бакытжан Сагинтаев. В свою очередь, глава Нацбанка Кайрат Келимбетов отметил, что новый подход позволит создать условия для банков, чтобы они возобновили кредитование. "Финансовые агенты, участники финансового рынка больше перейдут от спекулятивного поведения к проведению работы на кредитных рынках, что является целью создания любого финансового института. Мы надеемся, что банки возобновят кредитование, и переход к инфляционному таргетированию будет этому способствовать", - сказал он. Отметим, казахстанские банки отреагировали на решение пустить тенге в свободное плавание мгновенно. Уже во время дне
Ең оқылымды