Жаңалықтар

О происхождения топонима «Улытау»

О происхождения топонима «Улытау»
27.11.2014 11:43 8001

Ландшафты Улытау хранят в себе память о выдающихся  исторических событиях, исторических личностях, несут в себе черты сакральности. Что же означает сам топоним «Улытау»?

Версия первая: «Великие Горы» от слова «улы» (великие), «тау» (гора). Это версия рождена из понимания не только природного величия этой горной гряды, но и за исторических личностях и  выдающихся  исторических событиях.

Когда говорят про Улытау, в перву очередь говорят про старшего сына Чингисхана – Жошыхан, о правителе тюрков Алашахан, эмире Золотой Орды Едыге би, плите Темирлане, хане Токтамыш и о других чингизидах. Еще чаще, согласно устного творчества,  о том, что  Улытау первая столица и место образования казахского ханства,  в тяжелые годы ханства место объединения трех жузов.

О происхождения топонима «Улытау»

Но все это малая часть истории Улытау.  Давайте зададимся вопросом: почему здесь захоронен правитель Алаш Орды Алашахан (VIII-IX в.в.)  Почему здесь находится первая столица Золотой Орды? Почему здесь захоронены другие имена связанные с семьей Чингисхана. Почему эмир Темирлан – завоеватель Передней Азии, известный как Храмой Тимур и кокандский хан Абдаллах  пожелал оставить память о своем пребывания в Улытау? Почему здесь образовалась казахское ханство? Почему здесь несколько раз объединялись казахские роды и племена? Почему в радиусе  40-60 км  от сакральной вершины массива Улытау – горы Аулиетау расположились 9 ханских ставок, будто очерчивая круг заповедной территории. Может степные правители знали, что Аулиетау(наивысшая точка Улытау) - это сакральная вершина, энергетику  которой нельзя засорять обыденностью.   Может Аулиетау посещали  в определенных целях и возможно в определенное время, что бы провести определенный обряд очищения и получения благословление Творца?  Может подтверждение тому народная молва о том, что у подножия Аулиетау находился Центр шаманов (бақсылар ордасы)? Тогда это естественно, что правители хотели благосклонности и милости Всевышнего, и потому хотели быть ближе к сакральной Горе, чтобы с помощью шаманов обращаться  к Тенгри?

Версия вторая: «Страна Бога».  Согласно утверждения знатока этнографии казахов Мырзатая Жолдасбекова «Улы» с тюркского означало «Всевышний», «Бог», «Тенгри».  Следовательно Улытау – гора,  достойное внимания Бога, место для общения с Богом. «Это версия рождена из понимания ритуального архетипа – поклонение мировой горе. Улытау – это гора, которой поклоняются, гора-Бог. И  в этом контексте гора Улытау сопоставима с другими мировыми горами, которые являлись сакральными местами во многих  культурных традициях: Фудзияма (Япония), Белуха (Алтай), Сулейман Тоо (Кыргызстан), Арарат (Армения), Маисеева гора (Египет), Сан-Франциско (США, Аризона)» пишет в своих трудах археолог Эмма Усманова.

Устное творчество местного населения доводит до нас, что горы Улытау являются не только наивысшей точкой Западной Сары-Арки, но также ее пупом, точкой, где творение имеет свое начало – корень, «центр мира». По их поверью, ее вершина находится ближе всего к небу, именно там встречаются Небо и Земля, поэтому издревле гора считалась сакральным местом, обиталищем Бога и духов, местом постоянно действующих священных сил, местом ритуального поведения, связи человека с природой на тонком уровне. Это место связи и коммуникации человека и природы сохранившейся до наших дней.                     

Горы Улытау живописны: березово-осиновые колки, разнотравные пастбища, многочисленные родники, речушки и озерца. Но все равно уступает по красоте Каркаралы, Баянаул, Кокшетау. И тем не мене почему-то становится объектом сакрализации.

История сакрализации Улытау уходят в далекую древность. Подтверждения тому археологические памятники вокруг горы: многочисленные стоянки эпохи камня и бронзы, ритуальные сооружения эпохи ранних кочевников - курганы с «усами», тюркские поминальные ограды, ритуальные каменные башни эпохи огузо-кипчаков, резиденции ханов кочевых Орд, заповедные ханские территории и могилы исторических личностей и семи святых.

В июле 2011 года я посетил  город Бурса (Турция) находящегося у подножье горы Улыдаг. Изучая историю этого топонима поразились следующим совпадениям:

  1. Гора однаименна с казахстанским Улытау (в средневековых источниках - Улытаг), и по смыслу в переводе означает одинаковую мысль.
  2. Гора по форме одинаковая. Две отдельно стоящие вершины, овальная
  3. У окрестности горы Улытаг захоронены исторические личности (султаны: Осман, Орхан, Баязет, Мурат) так же как и в Улытау:  Жошыхан, Алашахан, Едыге.
  4. Город Бурса, что у подножье горы является первой столицей Турков, как и Улытау казахского ханства.
  5. И Улытаг и Улытау считаются священной горой.
  6. Для сохранения природы и памятиков там создан заповедник «Ulydag». С этой же целью в  Казахстане создан заповедник-музей «Улытау».

Из интернета:

Улыдаг (Турция, город Бурса, 150 км к Югу от Стамбула)

Гора Улудаг, на которой в настоящее время  находится горнолыжный курорт и имеется прекрасный и интересный заповедник, была известна с давних времен. Древние египтяне эту гору назвали именем богов, римляне в свое время называли эту гору Кальбийерс, византийцы дали ей название Мизолимп, а османы именовали ее как "Гора Священников".
В легендах и мифах гору Улудаг называли как Олимп, на которой жил и правил великий и всеми известный Зевс, отец Геракла, так же вместе с Зевсом восседали остальные мифические боги. Именно с этой горы, судя по мифам, все боги следили за Троянской войной.

Уллытау (Россия, Кавказ, Кабардино-Балкария, ущелье Адыр-су, подножье Эльбрус) Уллу-Тау находится на территории Кабардино-Балкарской республики в национальном заповеднике «Приэльбрусье». Гора Уллу-Тау поражает своим величием и первозданной красотой. Это одно из самых чудесных и загадочных мест Кабардино-Балкарии.Название Уллу-Тау переводится как «Высокая», «Господь-Гора». Местные называют её Божьей горой. Они убеждены, что Уллу-Тау, как антенна, обеспечивает им связь с Богом. Здесь и вправду чувствуешь себя как в храме.

В   2010 году доктор исторических наук, археолог, профессор Виктор Федорович Зайберт более 20 дней  изучал подножье  вершины Аулиетау. На западной окрайне села Улытау, на берегу речушки находится поселение эпохи бронзы. На противоположном берегу расположен могильник. За могильником к Западу находится родник «Гульсара ана», которую местные считают лечебной, священной.  От этого родника начинается подножье горы Аулиетау. Он указал на то, что это место, с выше перечисленными оъектами   идеально подходит для поклонения и проведения ретуальных обрядов племен населявших в древности Центральный, Северный Казахстан и Южный Сибирь.  Согласно мировозрению племен эпохи бронзы (три тысячи лет назад) и более поздних племен, здесь присутствуют все элементы для существования сакрального объекта. Поселение – страна живых, могильник – страна мертвых, гора страна -  Бога. Умершие чтобы из страны живых пройти в страну мертвых должны пройти очищение через воду.  Для этого между «странами» здесь протекает горная речка. Из «страны мертвых» в «страну Бога», на Аулиетау попадают только святые, которые должны пройти более глубокую очистку, то есть через более чистую воду чем горная река - это родник «Гульсара ана». Он также присутствует между страной мертвых и  миром Всевышнего.  

Древние жители Улытау сакрализировали это место по определенным причинам, понятным им на уровне глубинного подсознательного мышления. Как правило, это место действовало по своим ритуальным законам уже с глубокой древности. Однажды избрав это место для поклонения, люди на протяжении многих веков приходили к нему для исполннения своих обрядов. Это традиция продолжается и по сей день.      

Поклоняться Аулиетау приезжают не только с регионов Казахстана но и соседних регионов: Узбекистана, Челябинской, Омской области. В основном - это люди ищущие пути решения жизненных проблем, ищущие ответы на многие вопросы возникающие в нашей жизни, ищущие пути развития и пути движения в вопросе миросоздания и обустройства своей жизни.

Мы только рады,  что для обновления жизненных сил все больше людей возвращаются к традиции предков, к колыбели наших предков, к сакральным местам — неиссякаемому источнику силы, месту приобщения к священному.

           

Директор  РГУ «Национального историко-культурного

и природного заповедника-музея «Улытау»                                                                 Бактияр Кожахметов

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға