Насколько важен дизайн для стартапа
Наёмный труд переживает не лучшие времена. Самозанятость представляется молодёжи не только более привлекательным, но и аутентичным источником дохода, а нарицательное «стартап» прочно вошло в обиход.
Вместе с тем, по словам старшего директора Cisco Кристофера Томпсона, до 90% открывающих своё дело в России терпят крах по самым разным причинам. Какую роль во всём этом играет дизайн?
Очевидное вероятное
Приоритет содержательной стороны производимого продукта, показателей его уникальности, значимости идеи неоспорим. Да и уместно ли вновь возвращаться к вопросу визуального оформления, если речь идёт, скажем, о международном логистическом Интернет-проекте или эффективной технологии борьбы с раком?
Сайт в стиле Web 1.0, заточенный под Netscape Navigator, — казалось бы, в таких случаях даже запах нафталина едва ли отпугнёт потенциальных клиентов, потому что важно, нужно, актуально. Или нет?
Расхожая статистика Плоского мира: 90% информации о нём мы воспринимаем глазами. Начинающий бизнесмен может оспаривать физиологические особенности Homo Sapiens сколько заблагорассудится — ничего не попишешь. Более того, зрительным анализатором опосредована даже самая простейшая оперативная деятельность зрячего человека: не глядя наполнить до краёв стакан воды, не пролив ни капли, — задача трудная. И это не говоря об эстетике.
Впрочем, согласно исследованию дизайнера Велса Райли, проведённому в 2012 году, 78% участников рынка, говоря о приоритетных составляющих дизайна, наиболее важной назвали именно его эстетичность. Даром что дизайн не работает, по крайней мере сделайте, чтобы «красиво»…
Глас свыше
На принципиальной роли дизайна в стартапе настаивают главным образом сильные мира сего. Так, по мнению Эдди Сегела из Oscar Health Insurance, такие гиганты, как Wealthfront, Mint, Getaround, просто не могли бы похвастать столь впечатляющими успехами, не оцени их руководство в своё время выгоду от рационального оформления своих продуктов.
К ключевым характеристикам эффективного веб-дизайна при этом специалист отнёс интуитивно понятную навигацию, которой неведома неоднозначность, а также более-менее неформальный стиль коммуникации интерфейса с клиентом. Среди проектов, отвечающих этим требованиям, можно назвать Foodspotting, Square и многие другие.
Солидарность с зарубежным коллегой выразил и представитель Mail.ru Group Юрий Ветров. Между тем, по мнению Ветрова, повысить продуктивность взаимодействия с клиентами за счёт улучшения дизайна не всякому стартаперу под силу: модернизация — читай, минимализация дизайна —требует радикальной реорганизации бизнес-процессов, в том числе сопутствующей и весьма трудоёмкой работы. О степени интегрированности дизайна в тело своего бизнес-носителя можно судить уже только по этому.
Резюме
Несмотря на контраргументы, ряд начинающих предпринимателей, особенно в сфере IT, по-прежнему махают рукой на вопросы, связанные с визуализацией: владея языком самой технологии, они забывают о специфике того, кому стартап обязан самим своим существованием, — клиента. Забывают о том, что клиент — среднестатистический зрячий человек — взаимодействует вовсе не с технологией, а с её графическим интерфейсом.
Простая и функциональная организация визуальной составляющей продукта является залогом успешного стартапа. Попросите кого-нибудь спрятать все стаканы в вашем доме — и утоление жажды перестанет быть естественной процедурой. Теперь представим, что спрятанный стакан — услуга нового стартапа: сколько кредитов оформит такой бизнесмен, пока не поймёт очевидного?
Денис Стригун