Жаңалықтар

Коммуникативная компетентность как критерий профессионализма телеведущего

Работа телеведущего требует большой работы над собой, собственным профессионализмом, неизменным профессиональным развитием.
13.12.2015 18:18 21855

Коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

Коммуникативная компетентность как критерий профессионализма телеведущего

Коммуникативная компетентность складывается из способностей: давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Коммуникативная компетентность является единым качеством, соединяющим в себе общую культуру и ее определенные проявления в профессиональной деятельности. Одной из характеристик коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем: непосредственно общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.

Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует огромное количество семантических и личностных препятствий, которые часто приводят к неправильному пониманию сообщений.

Правило конкретности.  Обязано избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или терминами.

Правило контроля над невербальными знаками. Невозможно контролировать только свою речь и содержание рассказа.  Обязателен также контроль над его формой в той части, которая касается именно внешнего «сопровождения» —  мимикой, жестами, интонацией, позой.

Правило «собственной неправоты». При коммуникативной деятельности необходимо допускать, что собственная точка зрения может быть неверной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок.

Правило «места и времени». Действенность любого сообщения резко повышается в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.

Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.

Правило активного и конструктивного слушания. Одно из основных условий эффективных коммуникаций.

Правило обратной связи. Именно это правило, в итоге, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания.

Работа телеведущего требует большой работы над собой, собственным профессионализмом, неизменным профессиональным развитием. В следствии этого, настолько высока надобность в научном исследовании обоснованности критериев действенной работы телеведущего, что станет содействовать увеличению производительности и свойства работы и требований при взятии на работу телеведущих. Ввиду такого что, настоящее воздействие СМИ в мире каждый день возрастает, вырастают и запросы к самому журналисту.   Специальность журналиста требует от тех, кто принадлежит к ней, самой высочайшей степени гуманитарной подготовки и присутствия больших умственных и профессиональных возможностей. Отвечают данным критериям не все, кто принадлежит к данной профессии. В связи с этим появилась надобность в разработке научной базы понятия «коммуникативная компетентность» для телеведущих. Это понятие содержит огромное значение не только для оценки сотрудников при подборе на работу, но и для разработки программ изучения и повышения квалификации телеведущих. Эффективность телеведущих во многом зависит от степени их информированности. Под понятием «профессиональная компетентность» принято воспринимать познания, умения и профессионализм, которые профессионал использует на практике. Быть удачным в данном облике творческой работы возможно лишь только в том случае, если телеведущий использует на высочайшем уровне технологии общения, культуру речи. В телевизионном общении масштаб личности телеведущего играет огромное значение. Под «эффективностью» мы осознаем не столько зрительские рейтинги, часто бывающие недостоверными, сколько эффективность передачи, увлеченность аудитории в поддержании длительного контакта с данным телеведущим, реакцию телезрителей, мощь влияния на них.   Потому, как журналист поддерживает контакт с телезрителем, лицезреет ли он в них партнеров или же лишь только объекты для манипулирования, находятся в зависимости качество и эффективность передачи.

Коммуникативность, с позиции ТВ это — умение действенно общаться с людьми с различным статусом, отыскивать контакты, брать на себя и обрабатывать информацию и доносить ее до телезрителей, мастерское владение текстом, вербальными и невербальными средствами выразительности. Телевизионная коммуникация как процесс опосредованного общения подразумевает равноправное партнерство телеведущего и телезрителей, субъектов телевизионного взаимодействия. Эффективность телекоммуникации находится в зависимости от того, как точно ведущие представляют для себя телезрителей, на коих они возлагают надежды, а еще нацеливаются на них при воплощении собственных креативных планов. Профессионализм телеведущего понимается как большое количество познаний, умений, способностей коммуникации и личностная готовность, нужные для действенного воплощения коммуникативной работы. Для истинного общения с телезрителями в равной степени необходимы и вербальные и невербальные свойства коммуникации. Правильное внедрение мимики, жеста, интонации привносят чувственную расцветку сообщению телеведущего и могут помочь увлечь зрителей в разговор. Невербальные средства коммуникации считаются актуальными выразительными средствами для телеведущего. К тому же, они имеют все шансы работать указателем непрофессионализма: лишнее беспокойство или же нерешительность, проявляющиеся в позе, выражении глаз, богатстве жестов (или, напротив, скованности), которые они демонстрируют, имеют все шансы оттолкнуть телезрителей.

То есть ведущий и телезритель, практически всегда находится в процессе диалога. Диалог — это не только обмен мыслями и определенной тактикой поведения, это то же самое, что и обмен психическими состояниями, он намечает чередование желания выслушать и желания высказаться, желания пояснить и желания понять. Если телеведущему удается вызвать у зрителей пролонгированное состояние «коммуникативного удовольствия» и соучастия, то это можно считать «коммуникативным событием» - поводом для успешной профессиональной работы. Конфигурация телевизионного общения за последние 15 лет кардинально поменялась. Официально приготовленное, сверенное в согласовании с языковыми и коммуникативными общепризнанными мерками общение сменилось общением неподготовленным, конкретным. Резкая граница, которая прошла меж неофициальным и официальным общественным общением, неприметно размывается. В телевизионном общении преумножается уровень неофициальности, все чаще в речи телеведущих видятся разговорные, стилистически сниженные составляющие. Способность чувствовать уместность тех или же других сниженных составляющих речи - одно из наиглавнейших свойств телеведущего.   Неуместное отношение множества телеведущих к речевой культуре, огромное количество речевых промахов в их речи обосновано невысокой языковой компетенцией и оказывает плохое влияние на телеаудиторию, создает плохое отношение не только к языковой норме, но и к общественной норме в целом.

Культура коммуникативной деятельности выступает как итог высокой коммуникативной компетенции языковой личности, которой, несомненно, должен являться телевизионный журналист. Язык содействует познанию действительности, а познание действительности журналистом окрашено особой надежностью за эффект коммуникативного события, которое заключается во взаимодействии участников коммуникации посредством вербальных текстов или других знаковых комплексов в определенной ситуации и определенных социокультурных условиях общения.

Под эффективной речевой коммуникацией понимается результат адекватного смыслового восприятия и адекватной интерпретации передаваемого сообщения. Если реципиент освоил, для какой цели порожден данный текст как результат творчества, что именно хотел сказать его автор с помощью всех использованных средств, то можно заявить, что он исталковал текст адекватно. Неадекватное понимание устного или письменного сообщения может привести к серьезным погрешностям, стать поводом нежелательных конфликтов.

Коммуникация, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, производится посредством знаков, точнее, знаковых систем. Разделяют вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются различные неречевые знаковые системы). Все же невербальная коммуникация требует более подробного деления на различные формы. Выделяют 4 такие формы: кинетика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение. Любая из них имеет свою собственную знаковую систему Вербальная коммуникация пускает в ход, в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь представляется самым универсальным средством коммуникации, потому что при передаче информации при помощи речи менее всего теряется суть сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками диалога.

При помощи речи выполняется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе разговора расшифровывает эту информацию. Верность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдёт смена “коммуникативных ролей”, т.е. когда реципиент превратится в коммуникатор и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации.

Речь, как средство общения, одновременно предстает и как источник информации, и как метод взаимодействия на собеседника. Чтобы полностью воссоздать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо ещё разобрать и мотивы общающихся, их цели и установки. Для этого нужно использовать знаковые системы, которые включены в речевое общение, помимо речи.

Первым среди них выделяется оптико-кинестическая система знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесённая речь, мимические выражения несут более 70 % информации. Стоит отметить, что основную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении несут также много информации, в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший алфавит жестов можно разбить на 5 групп.

1) Жесты-иллюстраторы – это жесты сообщения; указатели, пиктографы - образные картинки изображения; кинетографы – движение телом, идеографы–свободные движения руками.

2) Жесты-регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3) Жесты-эмблемы – это своеобразные заместители слов или фраз в общении, например, поднятая над головой рука означает – “до свидания”.

4) Жесты адаптаторы – это специфические привычки человека, связанные с движением рук.

5) Жесты-афоректоры – жесты, выражающие через движение тела и мышцы лица определённые эмоции.
Значимость оптико-кинестической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований – кинестика.

Паралингвистическая система – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а “околоречевыми” путями, приёмами. Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку, как компоненты коммуникативных ситуаций. Доказано предпочтение некоторых пространственных форм организации общения, как для двух партнёров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

Точно также некоторые нормативы, разработанные в различных культурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации.

Проксемика как специальная сфера, занимающаяся пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время уже большим экспериментальным материалом. Ряд исследований в этой области связан с изучением специальных наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций, они получили название «хроиотопов». Следующая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе – это “контакт глаз”, имеющий место в визуальном общении. Контакт глазами на первый взгляд кажется такой знаковой системой, значимость которой весьма ограничена. Английский исследователь М. Аргайл и его сотрудники разработали далее определённую “формулу интимности”, выяснив зависимость степени интимности в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз. Однако сейчас спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения.

Таким образом, одним из главных условий успешности коммуникации является мировоззренческая зрелость журналиста, то есть глубина познания им действительности и самого себя путем расширения своего кругозора и повышения уровня собственной компетентности. Без обширной эрудиции трудно или почти невозможно ориентироваться на новые впечатления. Неустанно расширяя свои знания, тележурналист   не просто коллекционирует некие оторванные друг от друга сведения, а неуклонно пополняет свой коммуникативный фонд. Основным средством общения является язык, то есть система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания. Слова журналиста влияют на внутреннюю позицию зрителя, на его взгляды, формируя отдачу, а отдача влияет на результат. Вот почему так важно, чтобы слова телеведущего несли позитивный заряд, излучали положительную энергию.

Профессиональная коммуникативная компетентность, общая и языковая культура, речевой этикет, умение организовать необходимую обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками передачи, определяют ее успех у телезрителей, зависящий от того, насколько талантливо и умело, участники диалога достигают соответствия формы и содержания в своих передачах и, конечно же, от индивидуальных качеств каждого из них.


Лейла АГАЕВА

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға