ІV.Консолидирующая роль казахов
Значительная часть истории Казахстана - это история этнического и культурного взаимодействия населяющих его народов, проникающего буквально во все сферы - язык, поведенческие стереотипы, мировоззрение, ментальность. И сейчас наше молодое государство, отринув лживые принципы тоталитаризма, выполняет поистине уникальную функцию - обеспечивает равноправное и полнокровное развитие всех национальных культур. Они определяют новое качество общей казахстанской культуры. Казахская культура, приоритетная роль которой предопределена исторической задачей ее полномасштабного возрождения, и в первую очередь - государственного языка, никоим образом не препятствует развитию культур всех народов нашей страны.
* * *
Политика нашего государства должна учитывать происходящие изменения и строить верную стратегию в области ценностных вызовов предстоящего века. И главное здесь - утверждение своей идентичности. Речь, по сути, идет о способности народа сохранить себя в быстро меняющемся мире. Теперь мы должны отдавать себе отчет в том, что все мы - казахстанцы, и находимся в одном социальном, политическом, экономическом, правовом и, наконец, культурном пространстве. Мы не просто наследники ушедшей в историю советской культуры, а по самой исторической необходимости - строители качественно новой культурной общности. Уже сейчас это является внутренним смыслом, содержанием нашей жизни. Казахстан для всякой национальной культуры является не только общим государственным, гражданско-политическим; но и в равной мере культурно-цивилизационным «домом».
* * *
Наша страна и впредь будет жить по законам демократического государства, проводящего прогрессивную национальную политику, гарантирующего мир будущим поколения, свободное развитие личности, гармонию во взаимоотношениях между этносами.
Построив такое государство, мы выполним свой долг перед поколениями казахстанцев, перед священной казахской землей, пережившей немало трагедий, но вечно доброй и щедрой, вскормившей и воспитавшей уникальный многонациональный народ Казахстана.
Национальное согласие – основа стабильности и развития Казахстана
(из доклада на пятой сессии АНК, 21 января 1999 года)
Был большой риск попасть в следующие тупики национальной политики молодого государства на протяжении всего этого бурного, переходного десятилетия.
Первый: национальный эгоизм. Мы исключили вариант создания мононационального государства, хотя и могли встать на путь поощрения эмиграции представителей некоренных национальностей по принципу: нет народа - нет проблемы.
Почему этот путь тупиковый? Даже не проводя политики национального эгоизма, мы несем вследствие эмиграции потери экономически активного населения. Создание мононационального государства нанесло бы стране большой урон, ибо даже то огромное количество неказахов, которые сделали свой выбор в пользу Казахстана, в конце концов, также оказались бы переселенцами.
Ербол Тлешов, «Язык страны»