Жаңалықтар

Ермурат Ерхасан: художник должен быть голодным, но не без денег

Для многих людей самый лучший художник – это тот человек, который блестяще рисует реалистичные и красивые пейзажи, лица.
13.01.2015 04:27 9085

Ермурат Ерхасан:  художник должен быть голодным, но не без денег

Для многих людей самый лучший художник – это тот человек, который блестяще рисует реалистичные и красивые пейзажи, лица. С этой точки зрения, простой человек никогда не будет понимать, почему отдельные картины известных художников стоят огромные деньги, причем эти картины совсем «не понятны» простому обывателю. Но истинные ценители исскуств, а тем более сами художники думают и рассуждают совсем по другому. Редакция ел.кз решила выяснить причины этой тенденции и провела интересное интервью с художником по имени Ермурат Ерхасан.         

- Художник это профессия или состояние души?

- Безусловно это призвание. Художником рождаются/становятся только избранные люди. Это удивительный мир и просто так в этот мир не попадешь. Это мир котороый  все видят, но не все его понимают и чувствуют.

- Какая тематика Вас больше интересует?

- Для меня больше характерен восточный мотив, так как я родился на Востоке. В искусстве достаточно много тем. В этот разряд поподают события прошлого и отражение философского взгляда на людей и животных. Моя тематика направлена на отражение прошлого, открывая черты современности.

- Какой жанр Вам больше нравится?

- Ранее работы были в батальном жанре, но постепенно от него ухожу, так как он не совсем отражает мой внутренний мир. Последнее время меня тянет к романтизму, совмещая его с историческим жанром и с нынешней реальностью.

- Объясните простому человеку жанры живописи?

- Жанров очень много, но я могу назвать некоторых из них.

Каприччио – архитектурный пейзаж.

НЮ – обнаженная натура.

Пастораль – сельская жизнь.

Медута – изображения городов, архитектурные строения.

Натюрморт – в центре не одушевленные предметы, например, яблоки.

Аллегория  – таинственность, иносказания.

Анималистика – написание животных.

- Почему картины стоят миллионы долларов?

- На самом деле любая картина бесценна. Но от факта не убежишь, картины продаются и продаются они достаточно дорого. В начале делается бренд, т.е. имя художника. Над этим работает целая PR команда. Но и естественно сам труд художника тоже играют большую роль. Он днем и ночью штудирует.

Самый большой спор вызывает «Черный квадрат» Казимира Малевича. Кто-то видит в ней что-то значимое, а кто-то вообще ничего не видит. Но я скажу одно, до черного квадрата было еще 4 квадрата, которые были нарисованы за 40-50 лет назад. Один из них тоже является черным квадратом, которого нарисовал художник по имени Пол Билход. Картина нарисована в шутливой форме, и он ее назвал «Ночная драка негров в подвале».

Потом, чуть позже, Альфонс Алле нарисовал красный квадрат и описал ее как «Уборка урожая красных помидоров .

Почему «Черный квадрат» Малевича прославился, потому что он был первым художником, который красиво преподнес свою картину. Он собрал аудиторию, включая журналистов, выставил свою картину в углу как икону и утверждал что эту картину рисовал восемь лет. Например, работы Александра Шилова действительно дорого стоят. Он не просто картину рисуют, он полностью передает характер человека. Когда был студентом, я  часто смотрел на его картины, копировал, чтобы немножко быть похожим на него.  

- Что делает картину ценной?

- У картины есть такое свойство, с каждым годом она растет. Мы рождаемся, умираем, а они нас всех переживают. Тут еще работают аукционы. В основном это  как у артистов, если бренда нет, то картину не продашь.

- Смотрели фильм «1+1»? Видели как там продают картину за 11 тыс у.е.?

- Да, я смотрел этот фильм. Это очень спорный вопрос. Что такое искусство? В моем понятии, искусство это то, что можно передать потомкам. Ну как можно передать картину, у которой нет основы.

- Как вы оцениваете свои же творения?

Бывает такое, что картины которые я нарисовал год назад, 5 или 10 лет назад хочется переделать, потому что там столько ошибок, видишь отдельные ньюансы, которых обычные люди не видят, но они тебе заметны. Ты как художник с каждым годом растешь и у тебя другой взгляд на свои же картины. Столько было случаев, когда эти картины я просто переделал. А иной раз, смотришь на такие пейзажи или батальные сцены и удивляешься, как ты это мог сделать.

- Сколько времени хранится картина?

- При правильном хранение 200-300 и даже 400 лет. Солнце не должно падать, возле батареи нельзя ставить и конечно влажности не должно быть. Я вот например после того как нарисую картину, покрываю его лаком.

- Какое бывает у вас чувство когда отдаете свою картину?

- Очень эмоционально. Иногда рисуешь такие замечательные картины, лучше чем в реальной жизни. И знаешь, такое вот чувство потери, а некоторые картины отдаешь с легкостью.

- Вы состоите в союзе художников Казахстана?

- Нет, но я сейчас вступаю в союз художников России.

- Вы часто проводите выставку своих картин в России, в Москве. С чем это связано?

- Там планка повыше, очень много начитанных людей, которые в искусстве более или менее разбираются.  Но, иногда там тоже перегибают палку. Я, например, был на одной выставке в Москве.  Растянули большую белую бумагу, принесли ведра, зашли девушки в мантиях и сняли с себя эти мантии и обнаженными сели на ведра, а потом опечатки свои оставили на бумаге. После всего этого весь зал хлопал, а художник-авангардист сказал, что это – искусство. Я когда это увидел, мне было не только стыдно, мне настолько стало тошно и плохо, что я сильно пожалел о своем приходе на выставку. О каком искусстве можно говорить?! В Казахстане, конечно, такого нет. Зздесь более восточный менталитет, здесь такое не пройдет.

- Как вы рисуете портреты? С начала делаете снимок и глядя на него рисуете или заставляете позировать?

- Ну это зависит от характера и толерантности человека. Конечно, когда человек позирует, рисовать приятнее. Но не у всех есть такая возможность.  В этом плане я очень уважаю Ольгу Шишигину. Она четыре раза бросала свою работу, где она только не находилась (2 раза была в Казахстане, 2 зарубежом) специально приезжала чтобы позировать. Меня поразила ее скромность, она все время удивлялась, почему ее портрет вошел в мою коллекцию и висит на моей выставке, в галерее. Она же олимпийская чемпионка! А есть люди, которые просятся в галерею. Они говорят, что очень многое сделали для народа и поэтому заслужили чтобы их портрет стоял в галерее.

Возвращаюсь к вопросу, скажу одно. В любом случае я должен встретиться с тем человеком и поговорить. При беседе я его изучаю, какой он человек по своей натуре, его характер, эмоции и т.д. Это мне помогает нарисовать правильную картину и точно передать его сущность.

- Мифы о художнике?

- Был такой случай. Приехали гости с России. Они снимали про Казахстан. Я их пригласил на студию. Они так удивились, говорят «Мы ожидали увидеть художника в шарфе, с бородой и с головным убором». Внешне художники особо не отличаются.

Многие думают, что художники сильно увлекаются алкогольными напитками, тоже не правда. Кстати, я заметил, что молодежь уходит от этого. Они ведут здоровый образ жизни. Это очень хорошо.

Художники очень не любят критику.  Художнику никогда нельзя говорить «Это плохо». Каждый художник считает себя Пикассо, Леонардо до Винчи.

- В свое время родители относились к изобразительному искусству очень скептически, не видя в нем перспективу. Под перспективой, разумеется, тогда рассматривалось материальное состояние. А какое сейчас у художников материальное состояние?

- Есть такой миф:  чтобы творить что-то бесценное, художник должен быть голодным. Действительно, художник должен быть голоден, но не должен быть без денег. Деньги это что? Деньги это свобода мысли. Ты не зависишь от заказчика. Ты за ним не бегаешь. Ты не должен перед ним сильно прогибаться. В противном случае ты будешь подстраиваться под заказчика. А заказчик, который ничего не понимает в искусстве будет требовать немыслимые вещи,  будет сам направлять. Художник должен быть всегда отстраненным, не должен кому то угождать. Человек, который будет думать о материальном благе, засоряет свой мозг, не будет индивидуальным, он будет подстраиваться под клиента. Если ты независим в финансовом плане, ты можешь рисовать что хочешь, как хочешь, сколько хочешь. Можешь выезжать в разные страны и видеть такие красоты. Это все вдохновляет.

Деньги дают спокойствие,возможность работать где хочет, с кем хочет, как хочет художник и увидеть мир. При всем этом надо совершенствоваться. Это огромный труд.

- Что такое исскуство?

- Исскусство – это столь же сложная материя, как высшая математика, для того, хоть что-нибудь понять в искусстве, надо очень долго учиться. Это долгий и очень большой путь. Можно всю жизнь учиться и не достичь совершенства.

Когда я рисовал Наурызбай батыра, я ходил в библиотеку, изучал все материалы про него, пытался представить его характер, образ, телосложение и т.д. Если ты рисуешь историю, ты должен знать и понимать историю. Например, я нарисовал как Наурызбай батыр победил жонгарского батыра Калкамана. Одежда, быт, привычки, все полностью изучаешь и потом рисуешь. А сейчас смотришь фильмы, столько орнаментов, если смотреть реально, такого же не было.

- Каково быть художником, не жалеете что стали художником?

 - Иной раз бывает так, что ты проклинаешь эту профессию. Ужасно, ничего не идет, сплошные отказы. В таких ситуациях не редко задаешься вопросом «Зачем я выбрал эту профессию?». А когда что-то стоящее нарисуешь, и за это тебя похвалят и поощряют, появляется гордость.

- Нет сомнений,  что Ваши картины не редко собирают положительные отзывы. Тем не менее, у Вас есть картины, которые вызвали огромный резонанс.

- Да, у меня есть такая картина и я этой картиной сильно горжусь. «Взятие Козельска Батый ханом». Был такой случай в истории, когда Батый хан брал Козельск, он отправил гонцов, чтобы они сдали этот город. А гонцов отправляли не простых, а таких которые могли бы говорить с правителями на равных. И он отправил кого-то из своих родственников.  Жители Козельска убили этих гонцов и Батый хан приказал своим воинам, чтобы они камни на камне не оставили. Надо отдать честь этому городу, он семь недель оборонялся. 7 недель, умирающие люди, отсутствие воды и пищи. И в конце люди уже сами начали просить правителя сдаться, в надежде на прощение. В конце концов они вышли и сели на колени, просили прощение. И он пока пьет  кумыс  и думает «Я взял этот город, что с ними сделать?». Я хотел именно этот момент отобразить. Знаешь, я решил чуть-чуть изменить историю. А в истории он город полностью уничтожил, он даже младенцев казнил. Но я не стал это показывать, пускай он раздумает. Может быть он пощадит.    

Ермурат Ерхасан:  художник должен быть голодным, но не без денег

- В России сильно обиделись?

- Не все. Были которые отнеслись с пониманием, а кто-то говорил что такого никогда не было и не будет.

- Мнение художника о казахстанском обществе? Что вас устраивает, а что нет?

- Наше общество стало более материально заинтересованным, все больше стремиться к славе на живе, перестало слушаться самого себя.

С другой стороны, мне нравится, что наше общество в 21 веке стало более открытым к обсуждениям, диалогу, знаниям.

И в конце, хочу сказать, чтобы люди были избирательными. Мы должны оставить такое, чтобы мы потом гордились перед будущим поколением.

Дархан Өмірбек

Фото: Солтан Жексенбеков

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға