Жаңалықтар

Дипломатическое взаимодействие на современном этапе и перспективы развития на примере Республики Казахстан и Южной Кореи

В своей политике и Республика Казахстан, и Республика Корея исходят из общих ценностей, базирующихся на принципах демократии и рыночной экономики.
13.12.2015 11:53 8059

В современных условиях, когда процессы глобализации делают мировое сообщество все более взаимосвязанным и взаимозависимым, задача укрепления политического, экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества между Республикой Казахстан и Республикой Корея приобретает все большую актуальность.

Дипломатическое взаимодействие на современном этапе и перспективы развития на примере Республики Казахстан и Южной Кореи

Внешняя политика Республики Казахстан на протяжении всех лет ее суверенного развития основывается на концепции многовекторности, провозглашенной Президентом РК Н.А. Назарбаевым сразу же после его избрания на этот пост 1 декабря 1991 г.

По мнению Президента Н.А. Назарбаева, многовекторность означает «…развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для нашей страны практический интерес. Казахстан, в силу своего геополитического положения и экономического потенциала, не вправе замыкаться на узкорегиональных проблемах. Это было бы не понятно не только нашему многонациональному населению, но и всему мировому сообществу. Будущее Казахстана – и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Проводя именно такую политику, мы сможем исключить какие-либо проявления угрозы безопасности Казахстана. Мы сможем укрепить благоприятные внешние условия экономическим и политическим преобразованиям в нашей стране».

Такая позиция Казахстана во многом определялась и определяется геополитическим положением нашей страны, мультиэтническим и поликонфессиональным составом населения, а также уровнем развития экономики в целом.

С учетом нынешних международных реалий главный акцент во внешнеполитической стратегии Казахстана сделан на обеспечении в Центральной Азии эффективной системы безопасности, направленной на предотвращение нетрадиционных вызовов и угроз (международного терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика, нелегальной миграции), исходящих в настоящее время из Афганистана и других сопредельных с регионом стран.

Для решения этой задачи Казахстан считает целесообразным сосредоточиться на следующих приоритетных внешнеполитических направлениях:

– участии в деятельности межгосударственных объединений – Совещания по выработке мер доверия в Азии (СВМДА), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ);

– стратегическом сотрудничестве с Россией и Китаем;

– дружественных отношениях с Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном;

– конструктивном взаимодействии с США, странами Евро-союза, а также такими организациями, как ОБСЕ и НАТО;

– с учетом возрастающего экономического значения стран Азиатско-Тихоокеанского региона, углубление партнерского сотрудничества с Республикой Корея и другими странами представляет для Казахстана большой интерес.

Необходимо отметить, что в своей внешней политике Республика Корея сохраняет приверженность прагматичному курсу стратегических взаимоотношений с США, в рамках которого проводятся регулярные консультации по поддержанию региональной стабильности в Северо-Восточной Азии и мирному урегулированию на Корейском полуострове. Южная Корея – седьмой по величине торговый партнер США, объем товарооборота между странами превышает 72 млрд. долл. В США обучаются 65 тыс. корейских студентов.

Центральное место во внешней политике Сеула продолжают занимать ситуация на Корейском полуострове и проблема нормализации отношений между Севером и Югом. Республика

Корея выступает за мирное решение северокорейской ядерной программы и выражает готовность к дальнейшей координации усилий всех заинтересованных сторон, направленных на убеждение Северной Кореи в отказе от ядерных амбиций.

Одной из главных задач корейской дипломатии является продвижение сотрудничества с Японией, Китаем и Россией в таких областях, как торговля, энергетика и охрана окружающей среды. В последние годы, ввиду наличия отдельных противоречий с Японией, вызванных территориальными проблемами и различиями в трактовке общих исторических событий времен Второй мировой войны, Республика Корея большее внимание стала уделять механизмам превентивной дипломатии.

Традиционно активный внешнеполитический диалог Южная Корея осуществляет со странами АТР, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, а также Центральной Азии.

В своей политике и Республика Казахстан, и Республика Корея исходят из общих ценностей, базирующихся на принципах демократии и рыночной экономики. Практически по всем основным вопросам международных отношений, в том числе, касающимся области укрепления режима нераспространения ядерного оружия, борьбы с международным терроризмом и религиозным экстремизмом, урегулирования региональных конфликтов, наши страны занимают общие или близкие позиции.

Казахстан выражает поддержку политике мира и процветания, осуществляемой Южной Кореей и направленной на укрепление мира на Корейском полуострове, а также поддерживает позицию Южной Кореи в мирном урегулировании северокорейской ядерной проблемы путем диалога.

В 2005 г. Корея успешно завершила переговоры с Казахстаном по вступлению нашей страны во Всемирную торговую организацию. В 2006 г. Корея вступила в СВМДА и стала активным участником этой организации, а в 2009 г. поддержала Казахстан по статусу председателя ОБСЕ.

Казахстан, в свою очередь, поддержал избрание Генеральным секретарем ООН г-на Пан Ги Муна. Также наша страна инициировала заявление СВМДА в отношении освобождения заложников – корейских добровольцев, захваченных в Афганистане. 1 сентября 2004 г. Республика Корея вошла в список, включающий 27 развитых стран мира, для граждан которых процедура получения однократных виз в Казахстан существенно упрощена – последние выдаются без предъявления приглашения и визовой поддержки.

Дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Республикой Корея были установлены сразу же после обретения нашей страной независимости – уже 28 января 1992 г. В 1993 г. в Алматы было открыто Посольство Республики Корея в Казахстане, а в 1996 г. – Посольство Казахстана в Сеуле.

В настоящее время договорно-правовая база сотрудничества составляет более 60 документов, важнейшим из которых является Декларация об основных принципах взаимоотношений и сотрудничества между Республикой Казахстан и Республикой Корея, подписанная в рамках официального визита Президента РК Н. Назарбаева в Республику Корея (15–18 мая 1995 г.).

В данном документе подчеркнута важная особенность, характерная для двусторонних отношений – проживание в Казахстане значительного числа граждан корейской национальности.

В частности, в Декларации было отмечено, что оба государства «…будут в рамках их территорий уважать и защищать права и интересы своих граждан, имеющих корни в Казахстане и Корее, для соблюдения их культурных традиций, исповедания своей религии в соответствии с общепринятыми нормами международного права».

В марте 1996 г. было подписано Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, а в октябре 1997 г. – Соглашение об избежании двойного налогообложения.

Важную роль в развитии экономического взаимодействия играет Межправительственная двусторонняя комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Новый импульс двусторонним отношениям был придан во время второго официального визита Президента РК Н. Назарбаева в Республику Корея, состоявшегося в ноябре 2003 г.

В рамках этого визита состоялся бизнес-форум на тему: «Казахстан – ваш торговый и инвестиционный партнер», на котором был отмечен не только рост экономических отношений между двумя странами, но и наличие возможностей для дальнейшего развития сотрудничества.

Значительную роль в развитии двусторонних отношений сыграли официальные визиты высших должностных лиц Республики Корея в Республику Казахстан.

Во время государственного визита в Астану Президента Республики Корея Ро Му Хена (сентябрь 2004 г.) были обсуждены как широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества, так и международные проблемы, в частности, касавшиеся: расширения торгово-инвестиционного сотрудничества; совместного освоения энергоресурсов Каспия; активизации прямых связей между предприятиями малого и среднего бизнеса; создания совместных предприятий, специализирующихся на производстве строительных материалов и комплектующих частей для нефтегазовой отрасли; переработки сельхозпродукции.

В ходе визита состоялось подписание ряда межправительственных документов: о мирном использовании атомной энергии; о сотрудничестве в области информатизации и связи; о взаимопонимании и сотрудничестве в области энергетики и минеральных ресурсов. По итогам переговоров было подписано Совместное заявление Республики Казахстан и Республики Корея, в котором подчеркивалась необходимость дальнейшего укрепления двусторонних отношений в духе дружбы и сотрудничества, а также перехода на более высокий уровень практического взаимодействия в сфере торговли, энергетики, минеральных ресурсов, науки и технологий.

В рамках официального визита в Казахстан Премьер-министра Республики Корея Хан Сын Су (сентябрь 2006 г.) был подписан ряд двусторонних документов, в том числе, касающихся совместной разработки месторождения «Жамбыл», а также проведен бизнес-форум «Казахстан – Корея: новые перспективы сотрудничества».

Развиваются и межпарламентские связи: в Сенате РК действует группа по сотрудничеству с Южной Кореей, а в парламенте Республики Корея – Ассоциация дружбы с парламентариями Казахстана.

Осуществляется сотрудничество в сфере правосудия. В рамках визита в Южную Корею Председателя Верховного суда Казахстана (17–21 мая 2004г.) были изучены: особенности функционирования Верховного суда Южной Кореи; система взаимоотношений между судебной, исполнительной и законодательной ветвями власти этой страны. Особый интерес вызвала электронная система регистрационной базы судопроизводства, в том числе – банк данных судебных решений, доступ к которому имеет в Южной Корее каждый практикующий юрист.

В рамках 9-й ежегодной конференции Международной ассоциации прокуроров (Сеул, 5–10 сентября 2004 г.) состоялась двусторонняя встреча генеральных прокуроров Казахстана и Южной Кореи, по итогам которой было подписано Соглашение о взаимном сотрудничестве между надзорными органами двух государств. Принятие документа создает нормативно-правовую основу для более тесного взаимодействия Казахстана и Южной Кореи – в части оказания правовой помощи по уголовным делам, взаимного обмена необходимой информацией, проведения консультаций, исследований, а также обучения сотрудников двух ведомств по вопросам, касающимся расследования уголовных дел Знаковым событием в двусторонних отношениях стало открытие 30 мая 2005 г. – в Сеуле, в новом городском парке «Сеульский Лес» – Аллеи Казахстана, у входа в которую был установлен постамент в виде каменного восьмиугольника с памятной надписью.

Для Казахстана отношения с Республикой Корея – с учетом ее экономического и политического потенциала, а также масштаба присутствия в отечественной экономике – сегодня имеют характер стратегического партнерства. Особенно ценным для Казахстана является опыт социально-экономических преобразований в Южной Корее. Обращение к южнокорейскому опыту может стать ценным инструментом, применение которого окажет стимулирующее воздействие на развитие казахстанской экономики. Увеличение объемов двусторонней торговли может позитивно отразиться на общем положении и на уровне жизни населения республики.

В свою очередь, Республика Корея заинтересована в доступе к природным ресурсам Казахстана и сбыте здесь своих промышленных товаров.

В Казахстане действуют свыше 300 предприятий с участием корейского капитала, 48 из которых – совместные предприятия и 62 – представительства. В отраслевом разрезе – это IТ-сектор, производство автобусов, оборудования для нефтегазовой, химической промышленности, бытовой техники.

Объемы товарооборота между Казахстаном и Южной Кореей из года в год увеличиваются. Если в 2003 г. эта цифра составляла 170 млн. долл., то в 2007 г. – уже 843 млн. Только за январь-сентябрь 2008 г. двусторонний товарооборот составил 608,3 млн. долл. США. Объем товарооборота в 2012 г. между странами увеличился почти на 40 %, относительно 2011 года, и достиг 1,257 млрд долл. США.

При этом необходимо отметить, что по объему товарооборота с Казахстаном Южная Корея стала заметно уступать другим странам. Для сравнения: в 2008 г. товарооборот между Казахстаном и Японией составил 1,78 млрд. долл. США, хотя в 1995 г. он составлял всего 53,6 млн. При этом объемы товарооборота между Казахстаном и Китаем составляют еще более впечатляющие величины – 17,5 млрд. долл. США (в 2008 г.).

Основными статьями экспорта из Республики Казахстан в Республику Корея являются сырьевые материалы: феррохром, ферросилиций, урановый концентрат, сталь и металлопрокат, золото, серебро, натриевые соединения и другие виды химического сырья.

В структуре корейского импорта преобладают: электроника, включая аудио- и видеотехнику, телевизоры, цифровая вычислительная техника и комплектующие к ним, полиэстер и сопутствующие нефтехимические материалы, телекоммуникационное оборудование, кондиционеры, витринные стекла, а также текстильная и бумажная продукция, фармацевтические и пищевые продукты и различные товары народного потребления в незначительных количествах.

Все это показывает заинтересованность Южной Кореи, не обладающей богатыми природными ресурсами, в экспорте таковых из Казахстана.

Энергетика – чрезвычайно перспективное направление совместной деятельности с Южной Кореей, могущее стать краеугольным камнем, способствующим развитию тесного и взаимовыгодного сотрудничества. В настоящее время поставки нефти и нефтепродуктов из Казахстана в Южную Корею достаточно незначительны. После завершения строительства нефтепровода Западный Казахстан – Западный Китай и двух газопроводов в Китай через Казахстан из Туркменистана и Узбекистана, имеются хорошие шансы на создание общей энергетической инфраструктуры и выход через территорию КНР на рынок энергоресурсов Южной Кореи и Юго-Восточной Азии в целом.

Учитывая возрастающую потребность в энергоресурсах, Южная Корея планирует расширить сотрудничество с Казахстаном в топливно-энергетической сфере. Ежегодно она импортирует до 100 млн. т нефти, являясь на сегодняшний день пятым в мире импортером этого вида сырья. Кроме того, ввиду нестабильности ситуации на Ближнем Востоке, Южная Корея рассматривает возможность налаживания безопасного канала поставок нефти и газа из России и Казахстана.

В ноябре 2002 г. министр коммерции, индустрии и энергетики Южной Кореи – Шин Кук Хван – заявил о готовности корейских компаний направлять инвестиции в разработку нефтяных месторождений на казахстанском шельфе Каспийского моря.

24 февраля 2005 г. в г. Астане президентом АО НК «КазМунай Газ» и президентом Корейской национальной нефтяной корпорации, представлявшей Корейский консорциум в нефтяных проектах на Каспийском море, было подписано соглашение о принципах по участку «Жамбыл», расположенному в казахстанском секторе Каспийского моря. В сентябре 2005 г. корейская компания LG International Corp. приобрела 50%-ную долю участия в геологоразведочных работах по поиску нефти на казахстанском блоке Ада до 2008 г.

25 марта 2009 г. Korea Electric Power Corporation (КЕПКО), Samsung C&T и АО «Самрук-Энерго» подписали Рамочное соглашение между АО «Самрук -Энерго» Республики Казахстан, Корейской электроэнергетической корпорацией и корпорацией «Самсунг» Республики Корея об основных принципах стратегического партнерства по реализации проекта «Строительство Балхашской тепловой электрической станции».

Одним из перспективных направлений двустороннего сотрудничества является организация совместного предприятия для разработки казахстанских урановых руд и расширение поставок казахстанского урана в Южную Корею. В сентябре 2004 г., в ходе визита в Казахстан Президента Республики Корея Ро Му Хена, было подписано соглашение по ядерной энергетике.

В соответствии с соглашением, Казахстан взял на себя обязательство поставлять в Южную Корею до 1000 т урановой руды в год (это – примерно четвертая часть потребностей Южной Кореи в уране).

В настоящее время Южная Корея широко представлена и в металлургическом комплексе страны. В соответствии с контрактами, заключенными в июне 1995 и в мае 1996 гг., южнокорейский промышленный конгломерат «Самсунг» получил блокирующий пакет акций ОАО «Корпорация Казахмыс», являющегося монопольным производителем меди и одним из крупных производителей цинка в Казахстане. «Казахмыс» был взят в управление в самый тяжелый период становления казахстанской экономики и, благодаря эффективному менеджменту, достаточно быстро вышел в региональные лидеры по производству.

В 2007 г. корейский бизнес инвестировал в казахстанскую экономику 780,7 млн. долл. США. Общий объем инвестиций Республики Корея в Казахстан – около 3 млрд. долл. США (по состоянию на 30 сентября 2008 г.). (Для сравнения: китайские инвестиции в казахстанскую экономику составили 10 млрд. долл.)

Основными сферами вложения корейских инвестиций являются: строительство, торговля, финансовая деятельность.

Корейские инвестиции направляются не только в отрасли и производства добывающей промышленности, но также в сферу сервиса, телекоммуникационные инфраструктуры и электронное оборудование. С этой точки зрения интерес представляет деятельность в Казахстане таких компаний, как Samsung, LG Electronics, Daewoo, Hyundai, NTC.

Безусловный лидер в этом направлении – LG Electronics. 28 мая 1998 г. в г. Алматы было торжественно открыто предприятие LG Electronics Almaty Kazakhstan, которое с тех пор успешно работает на рынке Казахстана. В настоящее время 57% покупаемых в республике телевизоров произведены этой компанией. Объяснение этому феномену следует искать как в бизнес-стратегии компании, так и в политике казахстанского правительства, нацеленной на создание в стране благоприятного инвестиционного климата и содействие участникам внешнеэкономической деятельности.

Учитывая большой интерес южнокорейских компаний к работе в Казахстане, можно с уверенностью предположить, что активное сотрудничество между двумя государствами в сфере высоких технологий даст необходимый толчок для экономической модернизации нашей страны. Экономический рост Казахстана вполне позволяет совершить, аналогично тому, как это происходило в Корее, кардинальный переход от трудоемких производств к производствам техно- и капиталоемким, а обеспеченность страны необходимыми трудовыми, энергетическими и финансовыми ресурсами позволит осуществить этот переход в довольно сжатые сроки.

Объединение человеческого и ресурсного потенциала Казахстана с опытом управления, технологическими возможностями и инвестиционным капиталом корейских компаний способствует созданию хороших условий для расширения взаимовыгодного сотрудничества.

Перспективным направлением двустороннего сотрудничества является сфера строительства. Корейские строительные компании принимают активное участие в строительстве объектов г. Астаны.

Крупнейшая строительная компания Южной Кореи – High Vill, совместно с одним из лидеров банковской системы этой страны – Shin Han, реализует крупный инвестиционный проект по строительству жилого комплекса High Vill Astana, отвечающего высочайшим требованиям безопасности и комфорта.

С 2000 года компания «Дониль Хайвил» занимает лидирующее место в Республике Корея в отрасли жилищного строительства. Уже на сегодняшний день в Казахстане существует потребность в просторных и удобных квартирах. Компания «Хайвил» предложит казахстанцам безопасное жилье, построенное на основе личного опыта и ноу-хау. Филиал южнокорейской строительной компании в Казахстане основан в 2004 году в г.Астана. Компания передовыми шагами развивается на рынке строительства элитной недвижимости. На правом берегу реки Ишим к 2016 году будет завершено строительство 3000 квартир жилого комплекса «Хайвил Астана», общей площадью около 600,000 кв.м. Помимо жилищного строительства копания также обслуживает корпоративных клиентов таких как Назарбаев Университет, Эмбаймунайгаз и другие. В перспективе реализация новых проектов, которые несомненно будут иметь успех.

Что касается двусторонней торговли, то в настоящее время она испытывает значительные трудности, связанные с транспортировкой грузов. Есть заинтересованность в привлечении южнокорейской стороны к разработке совместных трансконтинентальных транспортных проектов, в числе которых – проект строительства Трансазиатской железнодорожной магистрали.

В случае реализации данного проекта будут обеспечены: во-первых, значительное сокращение транспортных издержек, и, во-вторых, выход для казахстанских товаров через территорию Корейского полуострова к побережью Тихого океана. Роль Южной Кореи здесь может быть огромной.

В настоящее время страны Северо-Восточной Азии при сухопутной транспортировке грузов в Европу предпочитают использовать мощности Транссибирской железнодорожной магистрали.

Принимая во внимание транзитный потенциал республики и недостаточность транспортных мощностей, Казахстан, через территорию которого пролегает восстановленный Великий шелковый путь, может извлечь значительную экономическую выгоду от проходящих товарных потоков и, при поддержке иностранных инвесторов, стать одним из ключевых торгово-экономических перекрестков континента.

В числе перспективных сфер для приложения совместных усилий необходимо назвать машиностроение. В середине 90-х гг. прошлого века Казахстан начал изучать возможность сборки на территории республики автомобилей известных южнокорейских автомобильных концернов.

Интерес к казахстанскому рынку проявила Kia motors. В апреле 1997 г. в Казахстане прошла презентация модели отечественного автомобиля «Тулпар» – на базе корейской Kia Sportage. Предполагалось наладить сборку около 40 тыс. машин.

Однако из-за финансовых трудностей компании проект остался нереализованным. Между тем, при лучшей проработке вопроса и обеспечении стабильных финансовых вливаний существует возможность возобновления сотрудничества в этой сфере с другими, более успешными концернами.

Особую роль в отношениях между Казахстаном и Южной Кореей играет корейская диаспора, рассматриваемая нами как важный ресурс в деле укрепления двустороннего сотрудничества.

Именно грамотная национальная политика Казахстана является одной из основных причин поступательного развития казахстанско-корейских отношений.

Активное содействие развитию двустороннего диалога оказывает основанная в октябре 1995 г. Ассоциация корейцев Казахстана (АКК), которая во многом способствовала консолидации корейцев Казахстана, в то время как в других странах СНГ (Россия и Узбекистан) корейские диаспоры расколоты на несколько конкурирующих структур. В Казахстане АКК, напротив, смогла объединить практически всех корейцев Казахстана и получила право представлять корейскую диаспору в республике и за её пределами.

Эти усилия АКК находят понимание и поддержку южно - корейской стороны. Правительство Южной Кореи стремится обеспечить корейцам, проживающим за пределами страны, правовую и институциональную помощь, чтобы укрепить их связи с исторической родиной. Оказание поддержки корейским общинам, находящимся за границей, входит в число основных приоритетов деятельности Министерства иностранных дел и торговли Южной Кореи.

Мы понимаем, что Южная Корея, в отличие от Израиля, Германии, Греции и Польши, не поощряет репатриацию. В силу этого отъезд казахстанских корейцев в Южную Корею не приобрел массового характера. Другой причиной, обусловливающей данную ситуацию, явилась утрата значительной частью корейского этноса родного языка. На начало 90-х гг. прошлого века корейским языком свободно владели не более 3% корейцев Казахстана, русским – 98%, казахским – 1%. По мнению экспертов, корейцам в странах СНГ суждена роль особого русскоязычного этноса.

Необходимо отметить активное развитие культурно-гуманитарных связей. Согласно программе межрегионального сотрудничества, столичные и областные университеты Казахстана налаживают прямые контакты с сеульскими вузами и университетами корейских провинций.

Так, соглашения о сотрудничестве заключены между следующими вузами: КазНПУ им. Абая и Ённанским университетом Кореи; Казахским национальным университетом им. аль-Фараби и университетом Кёнги, а также Национальным университетом Чунгжу; Казахстанским гуманитарно-юридическим университетом и Юридическим колледжем Сеула; Евразийским национальным университетом им. Л.Н. Гумилева (Астана) и университетом Сеула; Казахским государственным женским педагогическим институтом и Женским университетом Ихва. Всего между вузами двух стран подписано 16 соглашений.

Следует отметить, что важный вклад в установление научных контактов между казахстанскими и южнокорейскими вузами вносит Ассоциация корейцев Казахстана. На наш взгляд, перспективными сферами общественно-политического сотрудничества Республики Казахстан и Республики Корея в современных условиях могут быть:

  1. Сотрудничество в рамках СВМДА – в целях повышения эффективности механизмов превентивной дипломатии в Азии, включая укрепление мира на Корейском полуострове.
  2. Укрепление режима нераспространения ядерного оружия, включая мирное решение северокорейской ядерной проблемы.
  3. Создание постоянно действующей диалоговой площадки «Центральная Азия – Республика Корея», предназначенной для обсуждения актуальных проблем двустороннего политического, торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества. Периодичность заседаний – один раз в год.
  4. Регулярное проведение Дней культуры Республики Корея в странах Центральной Азии и, соответственно, стран ЦА – в Республике Корея.
  5. В целях укрепления доверия – налаживание механизма народной дипломатии, организация регулярного обмена профсоюзными, молодежными, спортивными делегациями.
  6. Создание в странах Центральной Азии Обществ дружбы и сотрудничества с Республикой Корея.
  7. Сотрудничество Казахстана и Южной Кореи в рамках диалога цивилизаций и религий, осуществляемого казахстанским руководством на протяжении ряда лет. Как известно, в 2003 и 2006 гг. Казахстан провел два съезда лидеров мировых и традиционных лидеров, собравших руководящих представителей основных конфессий мира. В июле 2009 г. в Астане под эгидой Организации Объединенных Наций состоится 3-й съезд религиозных лидеров.

В настоящее время протестантизм южнокорейского образца превращается в религию большинства корейцев стран СНГ, предки которых были либо православными, либо приверженцами традиционных религиозных культов Кореи (буддизм, конфуцианство).

В условиях ухудшения мировой экономической конъюнктуры Казахстан осуществляет практические мероприятия по сосредоточению сил и средств в отдельных приоритетных отраслях. На наш взгляд, с учетом этого, а также стратегических интересов Южной Кореи, можно было бы выделить следующие перспективные области взаимного экономического сотрудничества.

1. Добывающий сектор. Казахстан заинтересован в выходе на мировой рынок с готовой продукцией с высокой долей добавленной стоимости. Например, желательно участие южнокорейских фирм не только в разведке нефтегазовых месторождений и последующем их освоении, но и в модернизации существующих в Казахстане нефтеперерабатывающих предприятий и создании новых.

2. Энергетика. Поскольку эра дешевой электроэнергии заканчивается, особое значение для Казахстана приобретает внедрение энергосберегающих и экологически чистых технологий, в первую очередь, в области солнечной энергии, а также альтернативных ее источников.

3. Сфера IT-технологий. Серьезный интерес для нашей страны представляет сотрудничество с Южной Кореей в сферах компьютерно-информационной техники, космических исследований, биотехнологий, телекоммуникаций, переработки минералов, угля, производства химикатов, строительных материалов, функционирования технологических парков.

4. Развитие агропромышленного сектора. Поскольку цены на продукты питания на фоне обострения мирового продовольственного кризиса будут только возрастать, актуально создание совместных с Южной Кореей предприятий по производству экологически чистой сельскохозяйственной продукции, включающих полный цикл – от посевной до уборки урожая, переработки и поставки готовых продуктов питания на рынок.

5. Социальная сфера. В целях улучшения социального самочувствия граждан в Казахстане осуществляется программа «100 больниц». В рамках строительства этих больниц было бы целесообразным построить несколько южнокорейских центров медицины, ориентированных на лечение сердечно -сосудистых и онкологических заболеваний, оснастив их современным медицинским оборудованием.

Таким образом, сегодня имеются все основания утверждать, что взаимовыгодное и взаимодополняющее сотрудничество между Республикой Казахстан и Республикой Корея имеет хорошие перспективы на будущее в интересах народов обеих стран.


Азиза АЛЬМУКАНОВА

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға