Руки дружбы вам, наши братья!
Руки дружбы вам, наши братья!
Никогда еще в истории человечества так тесно не сплетались чаяния всех народов земли, так в унисон не стучали сердца людей всех рас, окрыленных надеждой и верой в разум и мудрость, как ныне, в дни XV сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, когда на повестке дня стоит величайший вопрос времени — судьба всего человечества, всей цивилизации.
И в какой бы груди ни билось сердце человека доброй воли — в черной, белой или желтой, — оно преисполнено надежды, такой же единой, как един цвет этого сердца, едина кровь людская, пролитая за свободу и независимость на любом материке.
И потому с таким необычайным вниманием слушал весь мир выступление на Ассамблее главы Советского государства Никиты Сергеевича Хрущева, который с железной логикой понимания хода истории связал все животрепещущие проблемы времени и поставил их перед международным форумом наций. Проблема ослабления международной напряженности, проблема осуществления всеобщего и полного разоружения, исключения войн из жизни человечества, уничтожения колониальной системы — это звенья одной вековой мечты народов: установления мира без войны и угнетения, мира ради процветания всех рас и национальностей.
Современная история поставила перед человечеством эту задачу и от нее не уйти, ее не обойти, реальное решение ее неизбежно потому, что, как говорят наши китайские друзья: "Веером не защитишь поле от солнца" или, как утверждают народы Африки, "Как ни долга ночь, день придет".
Мы с особым пристрастием обращаем свои взоры на народы Азии и Африки, близкие нам по нашей недавней судьбе, когда народы Средней Азии и Казахстана были угнетены и обездолены, и только революция в Октябре 1917 года по-иному поставила вопрос об исторических судьбах наших народов. Мы чувствуем непосредственную близость наших исторических судеб также потому, что вопрос о колониализме и о двух судьбах народов Средней Азии и Казахстана стоял в прошлом также остро, как ныне он стоит перед еще угнетенными многими народами Азии и Африки.
Идея мира, разоружения и возрождения освобожденных от колониального гнета народов — это не просто идея, а декларация фактов истории, глубочайшее понимание путей развития человечества. Мир обеспечивает всеобщее разоружение, а мир и разоружение являются предпосылкой к сотрудничеству народов и вхождение в него равными всех угнетенных ныне народов.
В тугой узел сплелись эти проблемы и развязать его — в руках самих народов мира.
С самой высокой трибуны мира Н.С. Хрущев провозгласил о том, что Казахстан, республики Средней Азии и даже столица Таджикистана — Сталинабад, где сегодня проходит эта столь важная конференция солидарности, — наглядные свидетельства великого исторического, культурного превосходства, расцвета народов в системе социализма, свидетельство преимущества уничтожения колониализма.
Что может дать такое раскрепощение стране, самому народу?
Применительно к Средней Азии и Казахстану можно сказать о том, что произошло преобразование самого лица земли — осваиваются пустыни, водой оплодотворяются степи, образуются моря, создаются социалистические красавцы — новые города, в том числе прекрасные столицы, как солнечный Сталинабад. И, конечно, в корне изменился характер самого бытия народа, его жизненных интересов и стремлений. Они раскрыли все то лучшее, что веками закладывала история в его национальный характер, они обогатились новыми чертами и привычками, которые обновили их национальный облик, но от этого не стали менее национальны.
И это сделала счастливая эпоха созидания социализма в раскрепощенных бывших колониях в самом сердце Азии. Улучшение материальных условий, полное использование дремавших веками возможностей природных богатств этих краев создало сказочные условия роста и расцвета духовной культуры наших народов, не говоря уже о материальных ценностях, о которых мог бы состояться особый волнующий разговор — о хлопковых богатствах Узбекистана и Таджикистана, о хлебных злаках Казахстана, о недрах, выдающих цветные металлы, уголь, нефть и большие запасы железной руды, как, например, в Казахстане и на этой базе возникшие огромные заводы, всемирно известные очаги промышленности.
Я хотел бы остановиться лишь на определенных видах развития духовной культуры, науки, просвещения, искусства, литературы.
Широчайшее просвещение народных масс за одну, да и то неполную человеческую жизнь, дало возможность ликвидировать неграмотность в казахском народе, в котором в прошлом было только 2-2,5% грамотного населения. А сейчас мы имеем сплошную грамотность. Тогда не было существующей за счет государства ни одной светской, даже начальной школы на национальном языке. А сейчас в Казахстане не только десятки тысяч школ общеобразовательных, но мы имеем специализированные учебные заведения — техникумы и, конечно, очень много высших учебных заведений. Колоссальный расцвет получила наука. Если еще 40 лет назад на территории Казахстана не было ни одного учреждения, то сегодня мы имеем Казахскую академию наук, объединяющую 25 научно-исследовательских институтов, с тысячами научных кадров. И в их числе всемирно известный ученый, президент Академии, геолог Каныш Сатпаев — лауреат Сталинской и Ленинской премий. Мы имеем выдающихся ученых-казахов почти во всех отраслях науки — биологов, физиков, математиков, астрономов, химиков, инженеров, геологов, горняков, металлургов и представителей разнообразных областей гуманитарных наук. Среди них немало женщин-казашек — деятелей науки. Из их рядов выходят присутствующие на этой конференции Камиля Утегенова — доктор медицинских наук, выдающийся деятель, министр социального обеспечения Балжан Бультрикова, крупный общественный деятель, искусствовед и литератор, заместитель министра культуры Лейла Галимджанова.
Разве это не яркое свидетельство многогранного, много-красочного расцвета культуры в наших республиках?!
Особо разителен пример чудесных преуспеваний казахского народа в области искусства. Образно и популярно его можно было бы представить как путь от одиночной домбры до симфонического оркестра, от одноголосого певца до многоголосого культурного хора, до национальной оперы. Казахские композиторы, вооруженные современными знаниями теории и истории музыки, создают произведения сложнейшей композиции: скрипичные концерты, симфонии, симфонические поэмы, полнозвучные оперы, оратории.
Среди народов, у которых не было до Октябрьской революции настоящего, в европейском смысле, театрального искусства, созданы оперные спектакли, исполнители отдельных партий которых получили всесоюзное признание и носят звание народных артистов СССР. На сценах драматических театров исполняются роли произведений мировой классики.
Необычайно богато развилось народное искусство в виде массовых коллективов самодеятельности. Нет сейчас в наших республиках района, который не выдвигал бы из молодежи певцов, артистов, акынов.
Всюду мы встречаем: и в колхозном селении, и в промышленных городах разносторонний рост талантов и дарований. Истинно воспрянул душой, творческими поисками и достижениями в лицах тысячей искрящийся и неиссякаемый гений самого народа.
Люди искусства и зрители — это не разобщенные, а тесно слитые начала, взаимно вдохновляющие одних на трудовые подвиги, а других — на творческие дерзания.
Необычайно ярко в этом отношении развитие казахской советской литературы.
Словесно-поэтическое творчество казахского народа было до революции представлено одним жанром — поэзией. Сейчас казахская литература представлена, прежде всего, многообразием жанров: поэзией, художественной прозой, драматургией, критикой, литературоведением, и кадры литературы состоят из писателей — высокообразованных людей, вооруженных художественными познаниями всей мировой литературной культуры.
Есть произведения казахской литературы, которые стали в ряду явлений широко известных на всех языках советских народов, на многих языках народов мира: Англии, Франции, Америки, Китая, Чехословакии, Германии и т.д.
Многосторонний расцвет казахской литературы явился важной жизненной предпосылкой к тому, чтобы в средние учебные заведения Казахстана вошли особые курсы по истории казахской литературы, были созданы филологические факультеты по изучению казахского языка и литературы, которые читаются многими казахскими учеными-филологами.
И что особенно характерно для развития духовной культуры всех народов Средней Азии, в том числе Казахстана — это то, что исторически преемственная связь современной культуры, науки, искусства, литературы с прошлыми, лучшими традициями в истории этих народов не утеряна. Она жива и прочна.
Сохраняя и глубоко изучая лучшие памятники прошлого, наследие деятелей искусства и литературы, советскими писателями новаторски обогащаются их традиции влияниями культур передовых народов мира, и в том числе русского классического искусства. В этом процессе создаются большие социалистические духовные ценности этих народов, и он, наряду с материальным прогрессом, составляет великий плод социалистического возрождения народов, освобожденных от оков империализма и колониализма.
Это могучее параллельное равноправное развитие культуры наших народов проходит в условиях великой ленинской дружбы всех национальностей.
Не секрет, что все эти в прошлом угнетенные народы бывших колоний царской России, из-за усилий своих правителей, приверженцев патриархально-феодальной старины, находились в трагической отчужденности друг от друга. История мелких ханств в Средней Азии и в Казахстане, история манапства в Киргизии являла собой непрерывную цепь межнациональных и межродовых распрей. Это была длительная трагическая эпоха прозябания, где в темноте и невежестве чахла юность, где в бесправии и рабстве гибла мать-мусульманка, где убого и скудно складывалось отцовство. Из всего этого состояла призрачная судьба племени, рода, отдельного человека, жителей кишлаков, аулов, городов.
А ныне иная судьба тех же народов Средней Азии, Казахстана являет миру необычайную, солнечно озаренную судьбу поколений, материнства, отцовства, детства, где каждая личная судьба казаха, таджика, узбека, туркмена, киргиза, имеющего от роду шестьдесят-пятьдесят, сорок пять лет, представляет собою чудесную эпопею, трагическое начало которой было в азиатском средневековье, а счастливое развитие — уже в преддверии коммунизма.
Личность, даже одна, в своей судьбе, словно в фокусе свела время отдали веков до середины XX столетия, от азиатской патриархальщины до чаяний коммунизма, минуя целые формации исторического развития.
Вот что могла бы поведать каждая отдельная биография сына и дочери наших народов, самой своей жизнью казахский ученый, казахская народная артистка, казахский писатель, врач, инженер, агроном, партийные и советские деятели. И судьба отдельного человека, и судьба народов в целом служит убедительнейшим, неопровержимым доказательством всего того, что как великая правда нашей истории была поведана устами друга всех народов Земли - руководителя советской делегации на XV сессии Генеральной Ассамблеи Н.С. Хрущева.
И во имя этой самой великой правды нашего времени, во имя мира и братства, во имя гибели колониализма мы протягиваем руки нашей дружбы и солидарности народам Азии и Африки!
Ваши руки, друзья!
Вашу руку, друг, собрат конголезец!
Вашу руку, друг, собрат алжирец!
Никогда еще в истории человечества так не сплетались чаяния всех народов земли, не стучали так в унисон сердца людей всех рас, окрыленных надеждой и верой в разум и мудрость, как ныне.
В какой бы груди ни билось сердце человека доброй воли — в черной, белой или желтой, — оно преисполнено надежды, такой же единой, как един цвет этого сердца, едина кровь людская, пролитая за свободу и независимость на любом материке. Проблема ослабления международной напряженности, проблема осуществления всеобщего и полного разоружения, исключения войн из жизни человечества, уничтожения колониальной системы — это вечное стремление народов, это их мечта о мире без войны и угнетения, в мире, где процветают все рассы и национальности. И она, эта мечта, должна в конце концов осуществиться, несмотря на все противодействия. Ее воплощение в жизнь неизбежно потому, что, как говорят у нас в Азии, "Веером не защитишь поле от солнца" или, как утверждают народы Африки, "Как ни долга ночь, день придет".
Мы с особым пристрастием обращаем свои взоры к народам Африки и Зарубежной Азии, нынешняя судьба которых напоминает нашу недавнюю историю, время, когда народы Средней Азии и Казахстана были угнетены и обездолены. Только Октябрь по-иному поставил вопрос о жизни и развитии малых и больших наций.
Идея мира, разоружения и возрождения освобожденных от колониального гнета народов — это требование истории, разума, опирающегося на глубочайшее понимание путей развития человечества. Я с гордостью говорю, что сегодняшняя жизнь моего родного Казахстана, республик Средней Азии может послужить наглядным свидетельством превосходства социализма над капитализмом, свидетельством преимущества общественного строя, основанного на уважении и равноправии народов, над обществом, разделенным на господ и рабов, на хозяев и слуг.
Улучшение материальных условий создало прекрасные предпосылки для роста и расцвета культуры наших народов. Я хотел бы сегодня остановиться лишь на развитии духовной культуры, развитии науки, просвещения, искусства, литературы в моем родном Казахстане.
За одну, да и то неполную, человеческую жизнь среди казахского народа целиком ликвидирована неграмотность.
Если до революции только 2-3 процента казахов умели читать и писать, если у нас тогда почти не было светской школы на национальном языке, то сейчас в Казахстане мы имеем не только десятки тысяч общеобразовательных школ, но и специализированные учебные заведения — училища, техникумы и очень много высших учебных заведений. Это создало великолепные возможности для развития науки. Сегодня Казахская академия наук объединяет десятки научно-исследовательских институтов, где трудятся тысячи ученых, в числе которых есть и такие, как всемирно известный ученый, президент академии, геолог Каныш Сатпаев, лауреат Ленинской и Государственной премий. У нас выросло немало выдающихся ученых-казахов почти во всех отраслях науки - биологов, физиков, математиков, астрономов, химиков, инженеров, геологов, горняков, металлургов и представителей разнообразных областей гуманитарных наук.
Особо разителен пример быстрого, чудесного развития казахского национального искусства. Образно его развитие можно было бы представить как путь от одинокой домбры до симфонического оркестра, от певца до многоголосой капеллы, до национальной оперы. Казахские композиторы, вооруженные современными знаниями теории и истории музыки, создают произведения сложнейшей композиции: скрипичные концерты, симфонии, симфонические поэмы, полнозвучные оперы, оратории.
Если у наших народов до Октябрьской революции не было настоящего, в европейском смысле слова, театрального искусства, то после революции были созданы оперные спектакли. Лучшие наши оперные певцы получили всесоюзное признание и удостоены звания народных артистов СССР.
Необычайно богато развилось народное искусство в виде массовых коллективов самодеятельности. Нет сейчас в нашей республике района, который не выдвигал бы из молодежи певцов, артистов, акынов.
Всюду — в колхозных селениях и в промышленных городах — мы видим разносторонний рост талантов и дарований. Как никогда, проявляется ныне неиссякаемый гений и творческий дух народа.
Люди искусства и зрители — это не разобщенные, а тесно слитые начала, взаимно вдохновляющие друг друга.
Необычайно ярко и развитие казахской советской литературы.
Словесно-поэтическое творчество казахского народа было до революции представлено в основном одним жанром — поэзией. Сейчас казахская литература представлена прежде всего многообразием жанров: поэзией, художественной прозой, драматургией, критикой, литературоведением. Кадры литературы состоят ныне из высокообразованных людей, вооруженных знанием богатств не только своей, но и мировой культуры.
Как благотворные итоги творческих поисков наших писателей, в казахской литературе появились произведения, которые стали ныне достоянием не только советских читателей, но и переведены на многие языки народов мира, изданы в Англии, Франции, Америке, Китае, Чехословакии, Германии и т.д.
И вот это многостороннее развитие казахской советской литературы явилось важной жизненной предпосылкой для того, чтобы в средних учебных заведениях Казахстана начать читать особые курсы по истории казахской литературы. Были созданы филологические факультеты по изучению казахского языка и литературы. И что особенно характерно для развития духовной культуры всех народов Средней Азии и Казахстана — исторически преемственная связь современной культуры и науки, искусства и литературы с лучшими традициями прошлого не утеряна, наоборот, она жива и прочна, получила свое блестящее развитие.
Сохраняя и глубоко изучая лучшие памятники прошлого, советские писатели новаторски обогащают традиции культуры не только своего народа, но и всех народов мира. В ходе этого процесса создаются большие духовные ценности, которые наряду с материальным прогрессом говорят о великом возрождении народов, освобожденных от оков империализма и колониализма, говорят о торжестве великой дружбы всех наций Советского Союза, основанной на принципах ленинской национальной политики.
Ведь не секрет, что все-эти в прошлом угнетенные народы — народы бывших колоний царской России — из-за усилий своих правителей, приверженцев патриархально-феодальной старины, находились в трагической отчужденности друг от друга.
А ныне судьба тех же народов Средней Азии и Казахстана являет миру необычное, солнечно озаренное счастье поколений, счастье материнства, отцовства, детства. Каждая личная судьба казаха, таджика, узбека, туркмена, киргиза, имеющего от роду шестьдесят, сорок пять лет, представляет собою чудесную эпопею, трагическое начало которой было в азиатском средневековье, а счастливое развитие — уже в преддверии коммунизма.
И потому во имя этой самой великой правды нашего времени, во имя мира и братства, во имя гибели колониализма мы протягиваем руки нашей дружбы и солидарности народам Азии и Африки!
Ваши руки, друзья!
Мухтар Ауезов