Культура Казахстана в XV-XVII вв.
История Казахской ССР кітабына арнайы жазылған тараулар
Глава IX
Культура Казахстана в XV-XVII вв.
§1. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Жилище, одежда и пища.
Господство кочевого способа ведения хозяйства и патриархально-феодальных отношений накладывало глубокий отпечаток на материальную и духовную культуру казахов.
Кочевой и полукочевой образ жизни способствовал возникновению специфических форм ремесел для изготовления предметов хозяйственного и бытового назначения — валяние кошмы, тканье ковров, плетение арканов и жип (веревки), выделка кожи, изготовление частей юрты ("кереге", "уык", "чанрак") и другие.
Быт населения, его религиозные воззрения, разного рода обычаи и представления об окружающей природе, а также устное творчество, прикладное искусство и другие области культуры в той или иной степени отражали влияние кочевого образа жизни.
Жилище казахов имело своеобразную форму. Казахи жили в юрте, которая состояла из деревянного остова: нескольких частей решетки - кереге, тонких жердей — уык и деревянного обруча — чанрак. Кереге и уык делались из тальника, чанрак — из березы. С наружной стороны юрта покрывалась специально скроенным войлоком: "туырлык", "узюк" и "тун- дук". Туырлык покрывал верхнюю часть кереге и изогнутую часть уык, узюк покрывал верхнюю часть уык, опускаясь нижним краем на туырлык; тундук покрывал чанрак. Нижняя часть кереге опоясывалась узеньким войлоком — "иргелик". В тех случаях, когда не хватало войлока, кереге покрывалось снаружи циновкой, изготовленной из чия. Для входа в юрту между двумя кереге оставлялось большое отверстие, в которое вставлялась дверь на деревянной раме. С наружной стороны она также покрывалась войлоком. Казахские юрты отличались некоторым разнообразием составных частей и материала, из которого они были изготовлены, что зависело от имущественного положения владельца юрты. Юрта бедняка никогда не покрывалась узюком, а только туырлыком, и то дырявым. Не имея средств для изготовления остова юрты, а также нужного количества войлока, бедняки жили в большинстве случаев в джолым-уй, который обычно состоял из двух-трех кереге и небольшого чанрака с прямыми жердями.
Своеобразной была также одежда казахов. Мужчины обычно носили поверх рубашки бешмет, а в некоторых случаях — чекмень из армячины домашнего производства. В зимнее время сверх бешмета или чекменя надевали шубу из овчины, шерстью вовнутрь, с воротником, а вместо брюк из бумажной материи — шалбар из дубленой кожи. Обувью мужчинам служили кожаные сапоги на прямой подошве. В некоторых случаях вместо сапог носили ичиги ("маси") из козлиной кожи, с галошами ("кебис") из кожи. Головной убор мужчин состоял из остроконечной шляпы ("калпак"), сшитой из серого или белого войлока. Ее носили преимущественно летом. В зимнее время головным убором служила шапка ("тумак") из овечьей или лисьей шкуры с длинными наушниками и назатыльником, закрывавшим шею. Кроме калпака и тумака, носилась еще круглая шапка с широким околышем и матерчатым верхом.
Женщины носили сапоги и ичиги, платье и бешмет, а поверх платья и бешмета — халат. Головным убором служил "кимешек" из белой материи, закрывавший голову и спускавшийся на плечи. В нем делался разрез для лица, а верхняя часть головы обертывалась несколько раз большим куском белой материи, который назывался у казахов "жаулык" (в некоторых местах "кундук"). Одежда феодально-байской части населения отличалась большим разнообразием и богатством. Бедняки не имели особой летней и зимней одежды и обычно в течение нескольких лет носили одну и ту же одежду, сделанную из материалов более низкого качества.
Основную пищу казахов составляли мясо и молоко. Из мяса приготовляли "бесбармак" (вареное мясо) и "куырдак" (жареное мясо), из молока — римчик и курт. Кроме того, из кобыльего молока приготовляли кумыс, из коровьего и овечьего — айран, из верблюжьего — шубат (в некоторых местах его называли туйе-кымыз или хымран). Мучные продукты использовались мало. Из муки обычно приготовляли лепешки и баурсаки, а из зерна пшеницы или проса похлебку — "бидай-коже" и "тары-коже", которая являлась основной пищей бедняков.
Прикладное искусство и ремесло.
Прикладное искусство казахов также было связано с кочевым бытом. Основным материалом, использовавшимся для художественной обработки, являлась шерсть. Из шерсти делали орнаментированные кошмы, "бау" — длинные узкие полосы, которыми стягивался деревянный остов юрты, из ткани — занавески, которыми закрывали вход в юрту, и т. п.
Помимо кошменных изделий, казахи ткали ковры, большей частью из шерсти. В восточных и юго-восточных районах Казахстана применяли шелковую и хлопчатобумажную пряжу. Широко была распространена вышивка, вышивались не только материи, но и кошмы, и кожаные изделия.
При производстве ювелирных изделий, при резьбе по камню, дереву и кости применялся орнамент. Резьба по камню делалась на могильных памятниках, резьба по дереву и кости — при изготовлении предметов домашнего обихода (сундуки, кровати и т. д.).
Дальнейшее развитие получила обработка металла. Из металла делались разнообразные предметы: женские украшения (серьги, кольца, браслеты, застежки), украшения для сбруи верховой лошади, мужские пояса, наконечники ремней и прочее. Из металла изготовлялось также оружие: топоры на длинной рукоятке ("айбалта"), пики ("найза"), шашки и др.
Изготовление всех этих предметов не составляло самостоятельной отрасли производства, а являлось подсобным занятием в скотоводческом ауле. Все предметы домашнего обихода изготовлялись в соответствии с потребностями отдельных семей.
§2. БЫТ НАСЕЛЕНИЯ
Семейные отношения.
Хозяином в семье являлся отец, целиком распоряжавшийся всеми семейными делами. Члены семьи находились в зависимом от него положении, они обязаны были выполнять все его приказания. Женщина была неравноправна. Жена хозяина, например, не имела права распоряжаться имуществом мужа, заключать какие-нибудь сделки хозяйственного порядка, заниматься куплей и продажей.
В таком же положении находились и дети. Так, например, сын не мог вступать в брак без согласия отца. Широкое распространение имело раннее сватовство, называемое у казахов "жастай кудаласу". Дети объявлялись "невестой" и "женихом" еще лежа в люльке. Брак обычно совершался в раннем возрасте, по достижении 15—16 лет, а нередко и раньше.
Сватовство всегда сопровождалось выкупом невесты ("калымом"). Калым обычно уплачивался скотом, размер калыма зависел от состояния родителей или родственников невесты и жениха. Калым почти всегда был большим — от 17 до 47 трехлетних кобыл; иногда он заменялся другими видами скота (корова или баран), но в большем количестве. Уплата такого калыма была доступной только богатым. Чтобы уплатить калым, бедняк был принужден зарабатывать его долголетним трудом у бая или обрекался на безбрачи