Больше высокохудожественных произведений
Больше высокохудожественных произведений
Выступление писателя М. Ауэзова
Наше собрание счастливо совпало с днями, когда позывные сигналы московского радиовещания не раз, не два, а многократно за вечер и ночь доносят победные вести с фронта Отечественной войны. Под ударами нашего гиганта-исполина рушится час за часом, день за днем мир зла на его последних рубежах. Рушатся последние заслоны фашистского зверя, и один за другим встают из пепелища для жизни народы, страны. Они получают и жизнь и свободу из рук нашей Красной Армии.
Мало сказать, радость — ликование наполняет грудь. И хочется быть достойным того великого, что возносит нашу Родину, возносит самоотверженных, истинно достойных сынов ее.
Проверка, самопроверка — законное стремление при этом состоянии. И с этих диктуемых величайшими днями наступления положений нужно окинуть взором деятельность писателей Казахстана.
Велики и благородны задачи писателя в дни жестокой борьбы с кровавым врагом. Нет и не может быть советского писателя, стоящего вне этой борьбы.
Касаясь всего нового в казахской литературе, рожденного за годы Отечественной войны, я должен сказать, что писателями республики проделана большая работа.
Не говоря о замечательном творчестве акынов нашей республики, я могу указать на ряд серьезных достижений в творчестве отдельных поэтов, прозаиков, драматургов. В их числе в первую очередь нужно отметить произведения поэтов, писателей-фронтовиков — Павла Кузнецова, Аманжолова, Снегина, Сарсенбаева, Саина, Абилева. В их творчестве нашли отражение правдивые, горячие чувства непосредственно пережитых событий. В поэзии с самого начала войны успешно, и, главное, в новом качестве, выступает талантливый поэт Гали Орманов. Лиризм, искренняя взволнованность и серьезные мысли делают его стихи настоящим выракением действительно значительных дум о Родине и о судьбах ее. В драматургии тематика Отечественной войны нашла свое отражение начиная еще с осени 1941 года. Но нужно сказать, что в этом жанре нет еще полноценных художественных полотен.
Новинки казахской литературы в жанре драматургии приходятся больше на тему прошлого. Здесь необходимо упомянуть имя поэта Тажибаева Абдильды – очень успешно, действительно оригинально и талантливо выступающего в новом для него жанре драматургии. Я имею в виду его новую пьесу "Котерилген кунбез" ("Возведенные своды"), пьесу, посвященную 20-летию республики братского узбекского народа.
Художественная проза, несколько отставшая от других пидов литературы Казахстана в первые годы войны, сейчас вступает в свои права, внося в литературу военных лет подлинно художественные, настоящие ценности. В числе новинок художественной прозы 1944 года выделяется талантливая повесть Мусрепова "Казахский богатырь" о Герое Советского Союза Смагулове. Оригинальную художественную повесть о нефтяниках Казахстана написал писатель Сланов. Многообещающие интересные главы из повести об угольной Караганде в дни Отечественной войны начал публиковать писатель Абишев.
О жизни и деятельности одного из замечательных сынов казахского народа – новатора Берсиева – пишет повесть, широкую по замыслу, оригинальную по своим приемам показа героя, писатель Мустафин.
С особенным удовлетворением нужно отметить, как значительный в литературной жизни Казахстана факт, — окончание романа "Метель" известным широкому кругу советских читателей писателем Шуховым.
Наконец, нужно упомянуть целую серию научных исследований историко-литературного порядка писателей, критиков, литературоведов республики. Ими под руководством Института языка и литературы КазФАНа написан за годы Отечественной войны объемистый первый том Истории казахской литературы, предназначенный как пособие для вузов; подготовлено академическое издание полного собрания сочинений Абая к его столетию. Объемистый труд в виде углубленно-научной монографии об Абае заканчивает сейчас писатель Муканов.
Таковы вкратце дела писателей Казахстана. Я перечислил здесь только наиболее заметные, серьезные трудовые усилия писателей. Но все это вместе взятое мало, чрезвычайно мало еще для того, чтобы оправдать наш писательский долг перед страной, перед нашим народом.
Произведение антихудожественное, схематически примитивное подобно орудию, стреляющему мимо цели. А у нас имеются такие произведения. В писательской продукции наша общественность заинтересована кровно. Лучшее произведение литературы — гордость и отрада, а все низкопробное, слабое — горечь и досада для общества.
Нужно предъявить себе серьезный счет, чтобы расквитаться за наши долги перед читателем-бойцом, защитником Родины, перед читателем — героическим тружеником тыла, перед зрителем сцены, перед зрителем экрана.
Только такое ответственное сознание позволит нам создать полноценные произведения, с которыми мы, казахстанские писатели, должны прийти к приближающейся славной дате — 25-летию нашей республики.
Только такое ответственное сознание позволит нам увеличить наш вклад в великие события, творимые сейчас на фронтах нашей победоносной Красной Армией, нашим народом под руководством гениального полководца товарища Сталина!
Мухтар Ауезов