Деятели Русской культуры в Казахстане
Культура Казахстана во второй половине XIX века
Деятели Русской культуры в Казахстане
Общая характеристика культуры.
Культурное развитие Казахстана, вопреки реакционной колониальной политике царизма, происходило под могущественным влиянием передовой русской демократической культуры.
Царская администрация из среды казахских феодалов готовила чиновников колониального аппарата. Эта формирующаяся феодально-байская интеллигенция, воспринявшая реакционную помещичье-дворянскую культуру, являлась проводником колониальной политики царизма и носителем реакционной патриархально-феодальной идеологии в Казахстане. Идеализируя отсталый патриархально-феодальный строй, феодально-байская интеллигенция защищала кочевой быт и патриархальщину и считала, что все изменения в хозяйстве и быте приведут к потере национальной самобытности и религиозной обособленности казахского народа. Эта служилая интеллигенция являлась орудием царизма. В то же время из толщи казахских народных масс начала выделяться демократическая интеллигенция, воспринимавшая прогрессивные идеи русской общественной мысли, русской культуры.
В развитии культуры Казахстана огромное значение имели города, особенно Оренбург, Омск и Семипалатинск. В 1868 г. в Омске открылось Западно-Сибирское отделение Русского географического общества, в 1902 г. в Семипалатинске — подотдел этого же общества. Отделение Русского географического общества было создано и в Оренбурге. Росла, хотя и медленно, школьная сеть. К концу XIX в. в областных городах Казахстана открылись средние учебные заведения — мужские, женские гимназии, учительские семинарии. Население городов увеличивалось, часть казахского населения становилась горожанами. В связи с ростом переселения русских крестьян в Казахстан увеличивалось количество сел и деревень, усиливались культурные связи казахского населения с русским крестьянством.
Большое значение в развитии культурных связей России с Казахстаном имела деятельность русских ученых на территории Казахстана и пребывание здесь русских политических ссыльных. Деятельность выдающихся просветителей казахского народа — Ч.Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева — проходила в тесном содружестве с русскими учеными, передовой русской интеллигенцией.
Русские ученые в Казахстане.
Во второй половине XIX в. успешно развивалась передовая русская наука. Получают развитие общественные науки. Материалистическая философия русских революционеров-демократов — А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова — серьезно двинула вперед развитие естественных наук. Крупнейшие ученые Н.А. Сеченов, К.А. Тимирязев, Д.И. Менделеев, И.П. Павлов и другие сделали блестящие научные открытия в области естественных и точных наук. С большим успехом были проведены крупнейшие научные экспедиции в другие страны, изучалась обширная территория России с ее многонациональным народонаселением.
Крупнейший ученый-географ П.П. Семенов-Тян-Шанский в 1856 —1857 и в 1888 гг. предпринял путешествие на Алтай, в Семиречье и Среднюю Азию. Он — первый из ученых, который установил отсутствие вулканов в Тянь-Шане. В его многочисленных трудах имеются сведения о географии, естественных богатствах Казахстана, истории и быте казахского народа. П.П. Тян-Шанский был участником кружка Петрашевского. Крупный и талантливый ученый П.П. Тян-Шанский оказал неоценимую помощь первому выдающемуся казахскому ученому Ч.Ч.Валиханову.
Много сделал для изучения Казахстана географ И.В. Мушкетов. В результате многолетних исследований он дал географическую карту Средней Азии и опубликовал фундаментальный труд "Туркестан". В работах И. В. Мушкетова имеются также географические очерки отдельных районов Казахстана. И.В. Мушкетов создал школу геологов, в которой вырос А.А. Обручев, также вложивший много труда в изучение природных богатств Казахстана.
Большая работа велась русскими учеными в области изучена истории, культуры и языка казахского народа.
Известный востоковед И.Н. Березин в своих многочисленных трудах по классификации тюркских языков высказал соображения о формировании казахского языка. Востоковед В.В. Радлов в течение десяти лет путешествовал по Сибири, Алтаю и Туркестану, занимался этнографией и археологическими раскопками в Казахстане. По его инициативе был организован русский комитет по изучению Средней и Восточной Азии. В его монументальном труде "Образцы народной литературы тюркских племен" был опубликован ряд казахских сказаний. Большую работу по изучению этнографии Казахстана провел и Т.Н. Потанин.
Немалых успехов во второй половине XIX в. достигло изучение истории Казахстана. Несмотря на свою буржуазную ограниченность, ученые В.В. Бартольд, В.В. Вельяминов-Зернов, А. Венюков, JI. Мейер, М. Красовский, А.И. Добросмыслов, Н.А. Аристов, А. Харузин и другие своими исследованиями значительно обогатили русское во-стоковедение, в частности историческую литературу о Казахстане.
Русские политические ссыльные в Казахстане.
После отмены крепостного права в России широко развернулось революционно-демократическое движение во главе с великим революционером-демократом Н.Г. Чернышевским. В.И. Ленин отмечал, что "Падение крепостного права вызвало появление разночинца, как главного, массового деятеля и освободительного движения вообще и демократической, бесцензурной печати в частности".
Царизм жестоко расправлялся с представителями революционного движения. Лучшие представители русского народа — революционные демократы — ссылались на каторгу или на долголетнее поселение в отдаленные районы, в том числе и в Казахстан. Однако жестокая расправа царизма с участниками революционного движения не только не ослабила его, а, наоборот, усилила. Политические ссыльные и в местах ссылки продолжали свою деятельность: пропагандировали демократические и революционные идеи. Русские революционеры с сочувствием и любовью относились к угнетенным народам окраин. Великие русские революционные демократы А. И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов ставили проблему национальных отношений и положения угнетенных "малых" народов как проблему широкого общественного значения. Свободу русского народа они связывали с признанием свободы других народов. А.И. Герцен считал, что союз народов России в борьбе с царизмом должен быть создан на основе демократического решения земельного вопроса и признания права народов на самоуправление. Статья Н.Г. Чернышевского "Национальная бестактность", опубликованная в 1861 г. в журнале "Современъник", являлась выражением я