Рабиндранат Тагор - великий сын Индии
БАУЫРЖАН МОМЫШУЛЫ
07. 05. 1961 г. «Казахстанская правда»
Рабиндранат Тагор - великий сын Индии
Сегодня исполняется сто лет со дня рождения великого индийского писателя, художника, просветителя и общественного деятеля Рабиндраната Тагора (Рабиндрана - тха Тхакура).
Первые стихи и статьи Тагора появились в журнале «Гьянанкур», затем молодой Рабиндранат становится одним из самых деятельных сотрудников журнала «Бхароти».
Позднее, в 1883 году, выходят в свет роман Тагора «Боутхакуранир Хат» из жизни средневековой Индии и пьеса «Отшельник». В этой пьесе осуждается аскетизм, уход в мир абстрактных философских рассуждений и созерцание, утверждается личность человека, его права на земные радости. «Эта пьеса, - пишет Тагор, - может быть рассматриваема как введение ко всей моей последующей деятельности, или вернее, это тема, к которой тяготели все мои писания».
Той же теме посвящен сборник статей «Раздумье» и книга стихов «Утренние песни».
Политическая обстановка в Индии в 80 - 90 годах была очень сложной.
Только что прокатились по всей стране крестьянские волнения 1872 - 1882 годов. На политическую арену выходит национальная буржуазия. В.Бенгалии широко развернулась деятельность многих патриотических общественных культурных организаций, в которой принимает участие и молодой Тагор.
Он становится уже вполне зрелым писателем, крупным и разносторонним общественным деятелем. Тематика его произведений меняется, он обращается к жанру короткого рассказа.
Рассказы Рабиндраната принадлежат к числу его лучших произведений: они проникнуты глубоким сочувствием к страданиям простых людей, презрением и ненавистью к жестокости, лживости и порочности угнетателей и стяжателей всех видов и рангов - английских колонизаторов, крупных чиновников, полицейских, помещиков. Тагор осуждает страсть к наживе, дух торгашества, калечащий и уродующий человека. Вместе с тем он беспощадно высмеивает средневековые феодальные пережитки, срывает маску святости с жрецов - брахманов и аскетов.
Рассказы Тагора оказали большое влияние на литературу народов Индии. Их главные особенности - гуманизм, критическая направленность - сыграли важную роль в становлении и формировании критического реализма в индийской литературе.
Реалистический почерк Тагора рельефно выступает и в пьесах этого периода. В основном это социальные комедии («Ошибка с самого начала», «Клуб холостяков», «Манускрипт Бойкунты» и др.), полные мягкого юмора и остроумных реплик. В своих публицистических статьях этих лет Тагор затрагивает много важных проблем культурной и общественной жизни Бенгалии 90 - х годов.
В 1901 - 1902 гг. он пишет свои первые социально - психологические романы «Песчинка в глазу» и «Крушение», утвердившие этот жанр в бенгальской литературе. Позднее он сочиняет лучшие произведения, характеризующиеся более углубленным отображением действительности. Вместе с тем в них отчетливо отразилось противоречие между утопическими, реформистскими взглядами Тагора - философа и реализмом Тагора - писателя.
В 1909 году выходит написанная им грамматика бенгальского языка, исследование индийских религиозно - философских трактатов «Упанишады», драма «Возмездие». Вскоре Тагор выступает со сборником лирических стихотворений «Гитанджали», проникнутых глубокой любовью к человеку и радостным восприятием жизни, публикует политический роман «Гора», драму «Раджа» и сборник песен с нотами.
Роман «Гора» - одно из самых значительных произведений Тагора - посвящен жизни в стране в 70 - 80 годы XIX столетия.
Имя писателя в эти годы становится известным во всем мире. После издания сборника его стихов «Гитанджали» на английском языке (1913) его произведения переводятся на многие языки. Только на русском языке в одном 1914 году появилось четыре издания «Гитанджали».
Позже, несмотря на преклонный возраст, Тагор побывал почти во всех крупнейших странах мира.
В 1930 году Тагор совершает свою последнюю поездку за границу: в Англию, где выступает с лекциями в Оксфордском университете, в США, Германию, Данию, Францию, Чехословакию. В сентябре 1930 года он побывал в СССР. Посещение страны строящегося социализма являлось одной из важных вех в развитии мировоззрения писателя. Тагор встречается с работниками культуры, крестьянами, студентами, пионерами, интересуется системой образования в СССР, методами ведения сельского хозяйства. «Я попытаюсь своими слабыми, ничтожными силами, - писал поэт, - собрать и использовать хоть часть того, что я увидел здесь».
Тагор сумел увидеть и понять очень многое. Результатом этих наблюдений и раздумий явилось яркое публицистическое произведение «Письма о России» в котором автор дал восторженную оценку многогранной энергичной деятельности Советского правительства, руководимого коммунистами.
После вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз тяжело больной Тагор просил близких читать ему сводку с советско - германского фронта и оставался полным веры в победу советского народа над фашизмом.
Пламенный патриот, в своих публицистических статьях он упорно и настойчиво боролся против попыток принизить культуру индийского народа, клеймил фашистских агрессоров и расовую дискриминацию, активно выступал за мир. Традиции Рабиндраната Тагора продолжает современная индийская прогрессивная литература.
Советский народ высоко ценит драгоценное наследие Рабиндраната Тагора, великого писателя, верного друга Советского Союза.