Проблема выдвижения командных кадров в военное время, в условиях постоянной боевой обстановки
БАУЫРЖАН МОМЫШУЛЫ Проблема выдвижения командных кадров в военное время, в условиях постоянной боевой обстановки «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом». (А.В.Суворов) «Больше честолюбия в военном деле». (М.И.Калинин) Суровые испытания - строгий экзаменатор. Поведение людей в самых критических условиях определяет, КТО ЧЕГО СТОИТ. (Нами раньше было сказано, что людей крепко сближает совместное пребывание в больнице, в тюрьме, в бою, в плену). На войне потери неизбежны. Каждый бой открывает вакансии не только тем, кому еще следовало бы повременить с повышением. Старшие начальники кровно заинтересованы в продвижении способных офицеров, ибо война не дает возможности пройти мимо таланта. Но вопрос решается по разному - одних возносят, других тревожат в зависимости от того, как и кому попал под руку. Бывает так: человек успешно командует батальоном, но, приняв полк, он с ним не справляется, значит, пока его потолок - батальон. Бывает и так: командир внутренне перерос свою должность и по всем уровням готов на большее, но вакансии на данном участке нет. «Жалко держать, но отпускать на другой участок не хочется». Бывали и такие случаи, когда писались незаслуженно положительные аттестации для того, чтобы избавиться от неспособного офицера, случайно занявшего высокую должность. Следовательно, поставить надлежащего человека на надлежащее место и на войне нелегкое искусство. Не все старшие командиры владели этим искусством, и это обходилось очень дорого. Помню: готовясь к наступлению, военный совет армии созвал всех командиров корпусов и дивизий. Наш корпус был правофланговым. Командир корпуса доложился... Командующий армией поднял командира правофланговой дивизии генерала Петлякова и засыпал его вопросами: ─ Кто стоит перед вами, состав и его намерения? ─ Свои войска, их возможности? ─ Выгодные и невыгодные стороны впереди лежащей местности? ─ Характер инженерного оборудования у противника? ─ Задачи, возможности соседей? ─ Условия взаимодействия? - и так далее. Генерал не располагал многими данными, отвечал невпопад. Когда он начал докладывать свое решение: «Сосредоточив свои основные усилия на фронте... Нанести главный удар в направлении...» - командующий резко остановил его словами: ─ Вы же толком не знаете обстановку и не уяснили свою задачу! Вы принимаете решение шаблонно! Где же ваше творчество? Дивизия под вашим командованием наступать не будет... Завтра пришлите сюда вашего заместителя, - так был отстранен комдив, «удруженный» хвалебной аттестацией другого командующего. Меня генерал - полковник Пеньковский держал на командном пункте армии ровно неделю, прежде чем послать в дивизию. Картина боя весьма трагична и цинична. Описать бои нелегко.
БАУЫРЖАН МОМЫШУЛЫ
Проблема выдвижения командных кадров в военное
время, в условиях постоянной боевой обстановки
«Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом».
(А.В.Суворов)
«Больше честолюбия в военном деле».
(М.И.Калинин)
Суровые испытания - строгий экзаменатор. Поведение людей в самых критических условиях определяет, КТО ЧЕГО СТОИТ. (Нами раньше было сказано, что людей крепко сближает совместное пребывание в больнице, в тюрьме, в бою, в плену).
На войне потери неизбежны. Каждый бой открывает вакансии не только тем, кому еще следовало бы повременить с повышением.
Старшие начальники кровно заинтересованы в продвижении способных офицеров, ибо война не дает возможности пройти мимо таланта. Но вопрос решается по разному - одних возносят, других тревожат в зависимости от того, как и кому попал под руку.
Бывает так: человек успешно командует батальоном, но, приняв полк, он с ним не справляется, значит, пока его потолок - батальон. Бывает и так: командир внутренне перерос свою должность и по всем уровням готов на большее, но вакансии на данном участке нет. «Жалко держать, но отпускать на другой участок не хочется».
Бывали и такие случаи, когда писались незаслуженно положительные аттестации для того, чтобы избавиться от неспособного офицера, случайно занявшего высокую должность.
Следовательно, поставить надлежащего человека на
надлежащее место и на войне нелегкое искусство. Не все старшие командиры владели этим искусством, и это обходилось очень дорого.
Помню: готовясь к наступлению, военный совет армии созвал всех командиров корпусов и дивизий. Наш корпус был правофланговым. Командир корпуса доложился...
Командующий армией поднял командира правофланговой дивизии генерала Петлякова и засыпал его вопросами:
─ Кто стоит перед вами, состав и его намерения?
─ Свои войска, их возможности?
─ Выгодные и невыгодные стороны впереди лежащей местности?
─ Характер инженерного оборудования у противника?
─ Задачи, возможности соседей?
─ Условия взаимодействия? - и так далее.
Генерал не располагал многими данными, отвечал невпопад. Когда он начал докладывать свое решение: «Сосредоточив свои основные усилия на фронте... Нанести главный удар в направлении...» - командующий резко остановил его словами:
─ Вы же толком не знаете обстановку и не уяснили свою задачу! Вы принимаете решение шаблонно! Где же ваше творчество? Дивизия под вашим командованием наступать не будет... Завтра пришлите сюда вашего заместителя, - так был отстранен комдив, «удруженный» хвалебной аттестацией другого командующего.
Меня генерал - полковник Пеньковский держал на командном пункте армии ровно неделю, прежде чем послать в дивизию.
Картина боя весьма трагична и цинична. Описать бои нелегко.
