От эпоса до современного романа
БАУЫРЖАН МОМЫШУЛЫ
16 - 18.03. 1965 год
От эпоса до современного романа
(Из записной книжки офицера)
I
С каждым днем приближается знаменитая дата. Девятого мая этого года не только советские люди, но и все прогрессивное человечество в торжественной обстановке будет отмечать двадцатилетие победы наших Вооруженных Сил над германским фашизмом.
Известно, что война на советско-германском фронте продолжалась 1.418 суток. Основная тяжесть второй мировой войны легла на плечи советского народа, и в нашей стране почти нет ни одной семьи, не задетой войной. На советско - германском фронте были прикованы от 60 до 70 процентов всего состава германских вооруженных сил и ее союзников. Это само собой говорит о том, что как по размаху, так и по активной напряженности вооруженной борьбы советско - германский фронт превосходил все остальные действовавшие фронты. Следовательно, главные силы противника были разгромлены на советско - германском фронте.
Историческая значимость победы Советского Союза в Великой Отечественной войне для судеб всего прогрессивного человечества весьма велика и по размаху и последствиям не имеет себе равных в истории. Это очевидно и неопровержимо. Но многие буржуазные фальсификаторы истории пытаются всячески принизить главенествующую роль наших Вооруженных Сил в разгроме фашизма. Они, видимо, забывают высказывания своих же выдающихся государственных деятелей.
Начальник генерального штаба армии США генерал Маршалл в своем докладе военному министру писал: «Без успешных действии Красной Армии американские войска были бы не в состоянии противостоять агрессору, и война была бы перенесена на Американский континент». Разумное, справедливое признание.
В 1944 году премьер - министр Великобритании (он же главнокомандующий вооруженными силами) Уинстон Черчилль говорил: «Русские распотрошили немецкую армию».
Тот же Черчилль в одном из своих посланий писал: «Будущие поколения признают свой долг перед Красной Армией так же безоговорочно, как это делаем мы, дожившие до того, чтобы быть свидетелями этих великолепных побед».
Так говорил и писал выдающийся государственный, политический, военный деятель в истории Великобритании, который откровенно заявлял о том, что он всю свою жизнь сожалеет, что ему не удалось уничтожить Советскую власть еще в зародыше. Кто же из буржуазных деятелей скажет, что Уинстон Черчилль сочувственно относился к коммунистической системе, советскому общественному строю, поэтому он неправ или несправедлив?
Президент США Франклин Д. Рузвельт в конце войны писал: «Подобных достижений может добиться только армия, обладающая умелым руководством, прочной организацией, соответствующей подготовкой и, прежде всего, решимостью победить противника, невзирая на собственные жертвы. В то же самое время я хочу воздать должное русскому народу, в котором Красная Армия берет свои истоки, и от которого она получает людей и снабжение». Кто же из буржуазных историков может усомниться в искренности и справедливости слов Франклина Д. Рузвельта?
II
Да, центр тяжести Второй мировой войны был на советско - германском фронте. Советский народ в годы Великой Отечественной войны на своих плечах вынес самые тяжкие испытания и самую суровую проверку. Советские люди как на фронтах вооруженной борьбы, так и на трудовом фронте показали высокий моральный дух, упорную стойкость и искреннюю преданность отчизне своей. Советские люди в эти суровые годины, сражаясь, учились, закалялись, мужали.
События военных лет свежи в памяти многих современников. Дни Великой Отечественной войны для нашего поколения давно прошли (почти четверть века) и вместе с тем совсем близкие, совсем рядом с нами. В сердцах миллионов живет память о героически погибших; в любом коллективе работают воины, оросившие своей кровью нашу священную землю, работают люди, отдавшие родине свои лучшие годы, пору молодости и здоровье, а теперь убеленные сединою, с подорванным здоровьем, находящиеся в запасе или в отставке офицеры и генералы. Их заслуженный отдых обеспечен достаточной государственной пенсией, но они продолжают работать, приносить пользу обществу, ибо в их сознание вкоренилась коммунистическая, советская мораль - трудиться на пользу общества. Я полковник запаса по выслугам лет. Но я не гражданин в запасе, мой долг до конца своей жизни служить Советскому Союзу. Также думают мои старшие товарищи, мои сверстники, бывшие сослуживцы, а ныне по возрасту и по состоянию здоровья находящиеся в запасе или в отставке.
III
Виденное и пережитое нашим поколением принадлежит истории. Об этом должно помнить старшее поколение. Об этом должна знать молодежь.
Старшие должны передать свой опыт, свои знания, а молодежь должна воспринимать все лучшее и полезное от них.
Молодежь должна быть воспитана на благородных традициях. Традиция - это не мертвая реликвия прошлого. Это - боевое могучее оружие, выкованное и отточенное в прошлом для великих битв настоящего и будущего.
Великие традиции служат предметом законной гордости и чести. Хранить и соблюдать благородные традиции - это воспитывать молодежь так, чтобы она гордилась своей принадлежностью к плеяде молодых советских патриотов, чтобы они с гордостью произносили имена своих отцов и матерей, участников ратных боевых и трудовых дел наших.
Старшее поколение на склоне лет своих должно рассказывать детям и внукам своим о боевой славе армии, о трудовой доблести производства, колхоза, совхоза, укрепляя тем самым лучшие наши традиции в толще народа, передавая их из поколения в поколение.
Нам, воинам, понятны чувства людей, говорящих: «Я чапаец», «Я таманец», «Я воевал под командованием Котовского», «Я панфиловец», «Я из группы Дозатора», «Я воевал в армии Чуйкова»...
В годы войны боевая слава дивизии осеняла ее бойцов и офицеров. Любовь к своей части и верность ее героическим традициям рождала массы новых героев, сплачивала воинов в единый могучий организм, помогала солдату преодолевать любые трудности, а офицеру мужественно решать сложные задачи в военном быту, в службе, в учебе и в бою. Дух общности, основанной на чести дивизии, выражалась в старинной русской поговорке, означающей высокую боеспособность войск: «Десять тысяч сердец в одном ударе».
Традиции, как драгоценное наследство, передают великую и трудную науку победы, высокого морального духа, мужества, умения. Живая память о былых сражениях, трудовых подвигах во имя родины есть моральная основа воспитания подрастающего поколения на многие и долгие годы. Молодежь должна быть воспитана в духе нетерпимого отношения к недисциплинированности, презрения к трусам в бою, к лентяям в труде, к халтурщикам в литературе и в искусстве.
Я в своем личном архиве обнаружил стенограмму своего доклада на первом послевоенном партактиве дивизии, которой тогда командовал до 20 мая 1945 года. Ниже привожу выдержки из этого доклада.
«Мы счастливы с вами дожить до того дня, когда 9 мая 1945 года, в День Победы, столица нашей родины Москва салютом из тысячи орудий возвестила всему миру о торжестве нашего правого дела, о великой непобедимой силе советского народа и его детища - Красной Армии и о том, что справедливость, во имя которой наша армия и наш народ почти четыре года сражались на фронте и трудились в тылу, - восторжествовала, о том, что мы победили.
В этот день сердца каждого из здесь присутствующих, как и у всех советских людей, были преисполнены несказанной радостью и гордостью победы над фашистской Германией. В этот день мы были горды сознанием участников этой величайшей битвы, в которую мы вложили свой вклад; но в этот день мы также остро прочувствовали, что перенесенные нами страдания, волнения, переживания и пролитая кровь не прошли даром и обернулись потерянным здоровьем для многих из нас.
Нет ничего выше, как быть участником величайшей битвы нашего народа с самым могучим, беспощадным, коварным врагом, темными силами современности - германским фашизмом.
Нет ничего благороднее, как вложить долю свою в общее дело победы над злейшим врагом. Нет ничего блаженное, как одержать верх над злейшим врагом. Нет ничего блаженое, как отдать на алтарь отечества свои знания, свои силы, опыт, сердце, а если понадобится - и жизнь свою.
В этот день мы были горды сознанием чувства исполненного долга на одном из критических этапов борьбы во имя свободы и независимости нашей родины.
...И в самый торжественный час победы мы вспомнили наших погибших боевых товарищей - героев.
Мы сознавали, что мы живы потому, что они умирали, наши потомки будут благоденствовать потому, что они страдали...
Велика наша скорбь о павших героях. Их образы живут в наших сердцах. Они заслужили нашу любовь, наш поклон своим героизмом и великой любовью к родине своей, любовью, которая сильнее смерти, они покрыли наше знамя боевой славой... Наш народ свято будет чтить их память. Им будут воздвигнуты памятники, монументы, как воздаяние должного героям, о них будут написаны повести, поэмы, романы, как литературные памятники, их имена будут воспеваться нашим народом, ибо герои смертью жизнь не кончают, они начинают жить в сердцах миллионов!
Прав Алексей Николаевич Толстой, писавший: «Родина наша - колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими, как алмаз и сталь».
IV
Мы счастливы дожить до двадцатилетия нашей великой победы.
И потому хочу ответить на вопрос, волнующий многих: с какими показателями на патриотические темы пришла казахская литература к двадцатилетию победы?
Фактическим началом нормального привлечения казахов к военной службе и воинским обязанностям надо считать 1928 год, хотя и ранее существовало национальное формирование из добровольцев, но это было каплею в море.
Призываясь на действительную военную службу, проходя допризывную и вневойсковую подготовку, основная масса военнообязанных казахов включилась в систему всеобщей воинской обязанности, воспринимая ее как священный долг перед своим отечеством.
Именно с этого начинается морально - нравственный подъем воинского сознания, сознания своего достоинства, гордости равноправного гражданина, облаченного полным доверием и на фронтах вооруженной борьбы.
Именно с этого начинается всеобщий, массовый интерес к военной службе, общественным, оборонно - патриотическим и спортивным организациям и военной литературе, углубленное чтение военных произведений классиков, начиная с Л.H.Толстого, тем самым началось накапливание запаса военных знаний, запаса военных кадров.
Именно с этого начинаются серьезные попытки разработки военно - патриотических тем. Об этом свидетельствуют поэмы Таира Жарокова «На границе», Утебая Турманжанова «Пулеметчик», Хажима Жумалиева «Борьба в степи», драматические произведения Мухтара Ауэзова «На границе», Габита Мусрепова «Амангельды» и другие рассказы, стихотворения многих авторов.
Казахи ранее никогда в массовом количестве не участвовали в большой войне, но наравне с другими народами нашей родины готовились к ней, ибо сама международная обстановка тех времен со своими поразительными переменами, весьма быстрым развитием боевой техники, возникновением воинствующего фашизма, нацизма выдвигала новые проблемы, выходящие за рамки внутреннего положения любой страны.
Отвратительный разбой Италии в Абиссинии; японская агрессия в Китае; падение республиканской Испании; предательство в отношении Чехословакии; анти - коминтерновская ось Рим - Токио - Берлин; позорное соглашение в Мюнхене и другие события, как явные признаки, предвестники Второй мировой войны, оказали огромное влияние на военно - патриотическое сознание довоенного поколения советских людей, способных стать под ружье.
На протяжении многих лет наши умы были поглощены грядущей войной. Страна готовилась к ней...
Началась Великая Отечественная война, в которой с ее первых дней и до ее конца казахи принимали массовое участие.
Тема Великой Отечественной войны, можно смело сказать, нашла свое широкое отображение во всех жанрах казахской литературы со многими новшествами, кои ранее не имели места или находились в зачаточном состоянии в казахской литературе. Тема войны за четверть века в казахской литературе нашла развернутую широту.
И в этом благотворное влияние принадлежит русской литературе. Это не значит, что казахские писатели - подражатели, ничуть! Мы умеем учиться, и у нас есть писатели, у которых можно научиться многому. И в нашей казахской литературе создано немало произведений на патриотическую тему, от мелких жанров до больших художественно весомых полотен, авторами которых являются сами участники Великой Отечественной войны. Когда началась война, 80 процентов тогдашнего состава писателей Казахстана добровольно отправились на фронт. После победоносного завершения войны из числа воинов Советской Армии в ряды писателей нашей республики влились двадцать пять сержантов и офицеров.
На книжных полках Казахстана мы располагаем:
Семью объемистыми сборниками на военно - патриотическую тему.
Восемью романами.
До сорока повестями и отдельными сборниками.
Десятью художественными мемуарами.
Пятью драматическими произведениями.
Некоторые из них стали достоянием всесоюзного читателя, как, например:
«Солдат из Казахстана» Г. Мусрепова.
«Грозные дни» Т. Ахтанова.
«Долгожданные дни» А. Нурпеисова.
«Ночь партизана» А. Шарипова.
Переведены на казахский язык тридцать названий (романы, повести, поэмы) из братских литератур.
Как в годы войны, так и в послевоенный период основным двигателем в творчестве наших военных писателей было глубокое сознание своего гражданского долга, умелое сочетание штыка с пером на поле боя, воспевание высокого чувства советского патриотизма.
Произведения военных лет, как говорят казахи, "написанные в седле, прислонившись к гриве коня", были на высоте требования времени, сыграли и продолжают играть свою пропагандистскую роль.
Лучшие очерки Б. Булкышева, М. Габдуллина, Ж.Жумаканова, А.Сарсембаева, К.Кайсенова, стихотворения Д.Абилева, К.Аманжолова, Ж.Саина, Ж.Мулдагалиева, С.Мауленова и другие и теперь занимают свое достойное место в нашей литературе.
Они ценны тем, что в них верно схвачены фронтовая жизнь, непосредственность солдатских и гражданских переживаний, тоска и тревога, полная отдача себя делу победы. От них до сих пор веет жизненной свежестью. В них также встречается и очерковая серость.
Воины-писатели сохранили в своей памяти наиболее глубокие и сильные впечатления из всего увиденного, пережитого, и он из войны вынес неисчерпаемый запас фронтовых впечатлений. Поэтому их произведения ценны своей достоверностью. Из наших писателей никто не подымался до высших командных высот. Армейская, фронтовая жизнь с ее жесткой дисциплиной, строгой субординацией, ревностным обереганием в штабах больших тактических, оперативных замыслов делали писателю очень малопонятными многие важные вещи, являющиеся внутренней пружиной больших, активных или сдержанных действий полков и крупных войсковых соединений и объединений. Отсутствие опыта и масштабного мышления для художественного осмысливания и обобщения событий порою у некоторых доходят до наивности в военном отношении.
Меня могут упрекнуть в неконкретности моих рассуждений. Чтобы сделать детальный разбор как достоинств, так и недостатков произведений наших писателей, пишущих на военную тему, потребовалось бы много времени на перевод с казахского оригинала не только отдельных цитат, но от меня не меньше усилий и старания потребовало бы и изложение авторского мышления на русском языке. Таких возможностей у меня нет. Поэтому, отталкиваясь от всего прочитанного, излагаю лишь свои общие впечатления.
Как говорят, и верно говорят, настоящими солдатами становятся только в бою. Большинство наших писателей прошли войну на переднем крае, являясь солдатами и офицерами ближнего боя. Поэтому им процесс становления воина, формирования воинского характера, описание ближнего боя удаются неплохо, они подкупают своей лиричностью, правдивостью о чувствах и думах солдат и офицеров в самом разгаре ближнего боя, передают наиболее сильные и глубокие впечатления автора, но опять нельзя умолчать о перебарщивании, сгущении красок в желании переперсонировать универсального неутопаемого героя. В сущности, особенно у молодых писателей, герой и автор являются одним и тем же лицом со своей фронтовой, военной биографией, а вымышленное имя и навороченные события, видимо, им понадобились для «свободы действий», «романизации», ходульного утверждения - «без вымысла нет художественного произведения», «для договаривания недосказанного обстановкой, жизнью», «изображения войны такой, какой хотелось - бы, чтобы она была» и прочих бытовавших в критике «установок»...
Приходится сожалеть, что некоторые талантливые молодые авторы, увлекшись этими «установками», поставили себя и читателей в трудное положение.
Решение проблем неразрывно связано (зависит) с глубоким и всесторонним изучением, раскрытием истинных причин, внутренней пружины событий и явлений и их цепной реакции в последующем развитие действий...
Мы располагаем достаточными жизненными материалами. Эти материалы от нас, писателей, требуют и ждут глубокого, всестороннего исследования, обстоятельной мотивировки и художественного обобщения правды нашей действительности.
В этом отношении у нас есть положительные примеры: Г.Мусрепов сначала опубликовал повесть «Казахский батыр», которая была тепло встречена читателями. Писатель сам со временем проявил неудовлетворенность своей работой, неполнотой содержания, сюжетного объема, рыхловатости и переработал свою повесть до уровня полноценного художественного полотна о советском солдате в романе «Солдат из Казахстана».
О романе Т. Ахтанова «Грозные дни» мы упомянули выше. А.Нурпеисов, в первые послевоенные годы опубликовав роман «Курляндия», продолжительное время усидчиво занимался переработкой, дополнениями, и в новом издании мы отмечаем существенно качественное улучшение первоначальной «Курляндии» под новым названием «Долгожданные дни».
Журнальный вариант романа А. Шарипова «Дочь партизана», на наш взгляд, выглядел скорее запиской партизана, а не романом. Автор издал свой труд на двух языках отдельными книгами, внося в них существенные дополнения, подвергнув углубленной переработке, строгой и требовательной редакции. Этот роман пользуется успехом у читателей.
В новой работе А. Шарипов - художественной монографии о творчестве поэта Жумагали Саина - мы в лице А. Шарипова видим оформившегося, обогащенного жизненным опытом, требовательного к себе исследователя и писателя.
Также в результате осмысленных переработок намного привлекательнее стали партизанские повести Касыма Кайсенова.
По адресу этих авторов в свое время был высказан ряд критических замечаний, существенные из них были восприняты авторами. Они оказались на уровне здорового чувства самокритичности, это сослужило, в конечном счете, большую службу общему делу.
Я далек от мысли, что эти произведения абсолютно свободны от недостатков, они и в улучшенных, новых вариантах несвободны от недостатков.
Пути, приведшие нас не только к достижениям и успехам, но и печальным ошибкам и заблуждениям, ждут дальнейшего серьезного исследования. Бесспорно, что как положительные, так и отрицательные явления есть продукт общественных обстоятельств, ибо именно общественные обстоятельства толкали на тот или другой путь.
Война была великим бедствием, суровым экзаменатором. Она показала подлинное величие народного подвига и раскрыла тот идейный и нравственный потенциал советских людей, перед которым, в конечном счете, бессильны все трудности и внешнего, и внутреннего порядка.
Больше всего нашим писателям не удаются отрицательные явления, нельзя сказать, что они их не знают. Знают - они сами были свидетелями, очевидцами, косвенными соучастниками, если не прямыми, то косвенными жертвами. Но оказалось, что мало их знать, важно уметь их показать. Как показать, как осуждать? Где же корень отрицательных явлений? Он лежит где - то глубоко. Мало - опытному человеку поиски и исследования этого корня пока представляются весьма трудоемкой работой, но стремление есть, и со временем оно даст свои плоды, ибо прав тот, кто сказал: «Любой опыт надо выстрадать, взять из боя, чтобы он вошел в плоть и кровь».
У наших авторов есть стремление показать войну глазами разных людей, с различной ступени командных инстанций и с разных наблюдательных пунктов. Это вполне правильное стремление, ибо в жизни бывает так: что доступно одним - недоступно другим. В этом вопросе надо поздравить Т. Ахтанова с исправленным изданием его романа «Грозные дни». Но этот вопрос некоторыми авторами решается не совсем удачно: или центральному герою приписывается все оптом, или мешает обилие нужных и ненужных персонажей. Ведь все черты советского человека не могут быть сконцентрированы в одном образе. Универсальность и «неутопаемость» (как ТЗИ - труднозатопляемое имущество) героя вызывают сомнение в правдоподобности и искренности авторской симпатии к нему. В другом случае - сюжетная разветвленность, мелкая эпизодичность, излишняя детализация. Отсюда - громоздкость и неэкономность обошлись бы гораздо проще, если бы каждый был поставлен на свое место. Но это дело таланта и мастерства.
Существенно отрадным является в произведениях наших писателей то, что почти во всех них не ощущается перенаселенность казахами, а красной нитью проходит воплощение дружбы народов, чувство интернационализма, воинской солидарности...
Также весьма положительным явлением надо считать то, что в наших лучших произведениях умело и уместно сочетаются фольклорная сочность и стиль, красочность классической литературы. Также имеет место в некоторых произведениях злоупотребление тем или другим...