Исаак Иткинд
Исаак Яковлевич Иткинд (1871 , деревня Дикарки, современная Литва — 14 февраля 1969, Алма-Ата,Казахская ССР) — советский скульптор, заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1968), член Союза художников СССР.
Биография
Исаак Иткинд родился 9 апреля 1871 года (сам скульптор утверждал, что 1868 года) в хасидском местечке Сморгонь Вильненской губернии. Его отец Яков был хасидским раввином. Окончил высшую еврейскую духовную школу и также стал раввином. Когда ему было 26 лет, он работал в переплётчиком типографии, где ему в руки попала книга о знаменитом скульпторе М. Антокольском, тогда он решил заняться скульптурой. Однажды дом Иткинда посетил писатель Перец Гиршбейн, который заинтересовался скульптором-самоучкой и написал в газету статью об уникальном даре Исаака. Статья была настолько убедительна, что жители местечка собрали деньги на то, чтобы Иткинд получил художественное образование. И с 1910 года — Иткинд учится в рисовальной школе города Вильно (сейчас Вильнюс). В 1912—1913 годах учился в Школе ваяния и зодчества вМоскве в частной студии скульптора С. М. Волнухина. Работы, выполненные Иткиндом до 1917 года, посвящены теме скорби («Горький смех», «Сумасшедший», «Моралист»). Любимый материал — дерево. Скульптуры Иткинда привлекли внимание М. Горького, который в 1918 году организовал его персональную выставку. Из 42 выставленных работ сохранились три: «Мой отец», «Горбатый», «Мелодия»[1].
После Революции некоторое время Иткинд вместе с Шагалом работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
С 1927 года Иткинд — в Ленинграде, где им были созданы работы, посвящённые различным историческим и культурным деятелям: «Ленин», портреты Ф. Лассаля,К. Маркса, Ф. Энгельса, а также три — А. С. Пушкина. Иткинд был знаменит в СССР, в те годы его сравнивали с Ван Гогом. Кроме того, Иткинд был замечательным писателем. От его устных рассказов приходили в восторг знаменитые писатели и режиссеры — Максим Горький, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Всеволод Мейерхольд, бывшие его близкими друзьями. Они же уговорили Иткинда начать писать. Тот написал довольно много произведений, но из-за кочевой жизни его рассказы не сохранились. Алексей Толстой в 1934 году взял у Иткинда несколько рассказов и опубликовал их в журнале «Звезда» .
В 1937 году после выставки в Эрмитаже, посвящённой 100-летию со дня сметри Пушкина, Иткинд был арестован за шпионаж в пользу Японии и помещён в Кресты, где ему выбили зубы, сломали рёбра и отбили барабанные перепонки. Вскоре после этого он был сослан в Сибирь, а позднее в Казахстан. Весь мир до 1944 года считал, что Иткинд умер в лагерях в 1938 году, именно такая дата смерти указывалась в подписях к его скульптурам и в литературе.
С 1938 года Исаак Иткинд жил в Казахстане, где работал над рядом скульптурных портретов: «Акын Джамбул», «Амангельды», «Абай» и других. При этом, никто знал о том, что «полудикий старик-колдун, питающийся кореньями, живущий в землянке и собирающий старые пни» — это всемирно известный скульптор. Когда в1944 году Алма-Атинский художник Николай Мухин «нашёл» Иткинда, то не смог ничем помочь скульптору, так как тот всё ещё считался "врагом народа". Лишь через 12 лет, в 1956 году Иткинд устроился на работу в Алма-Атинский государственный театр, где днём рисовал декорации, а по ночам вырезал из дерева скульптуры в подвале театра. Через два года, в 1958 году новый молодой художник театра решил осмотреть подвал театра, где и обнаружил ставшие впоследствии знаменитыми портреты и композиции: «Поль Робсон» (1956), «Дерево-мыслитель» (1956), «Смеющийся старик» (1958), «Песня» (1960) и другие[1]. Так Исаака Иткинда «нашли» снова.
В 1967 году молодой режиссер-документалист из Казахстана Арарат Машанов снял 20-минутный документальный фильм об Иткинде «Прикосновение к вечности».
Работы Исаака Иткинда хранятся в Русском музее, Эрмитаже, музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге, а также в музеях Казахстана, Франции и США.
Умер в городе Алма-Ата в 1969 году.