Жаңалықтар

Шарипова Фарида

(1936-24.09.2010) Народная артистка СССР. Среди выдающихся актрис казахского театра и кино особое место занимает народная артистка СССР Фарида Шарипова. Приму Казахского академического театра драмы имени Ауэзова зрители помнят и любят по таким ролям, как Толганай из спектакля «Материнское поле», Акбала из спектакля «Кровь и пот», Катарина из «Укрощения строптивой», леди Анна из «Ричарда III», Кей из «Судьбы женщины», Хиен из «Звезды Вьетнама», Гульжан из «Восхождения на Фудзияму». Она — несравненная Медея на сцене, и она — мать из знаменитой киноленты Мажита Бегалина «Песнь о Маншук». О каждой ее роли можно рассказывать отдельно. Прекрасные актеры тем и отличаются, что даже в небольших ролях создают такие яркие и выразительные образы, которые зрители не забывают никогда. И как бы пафосно это ни звучало, Фарида Шарипова являет собой пример самоотверженного служения искусству. Ее роли, ее игра, ее мастерство — тому подтверждение. Иногда приходится слышать мнение о том, что красивой актрисе достаточно самую толику таланта или даже просто способностей к игре, чтобы стать известной, знаменитой, любимой миллионами зрителей и поклонников. Но люди, придерживающиеся этой точки зрения, скорее всего, путают настоящий театр и настоящее кино с пестрыми шоу поп-звезд, а бессмысленные песенки — с искусством. И навряд ли очень красивая женщина Фарида Шарипова стала известной актрисой без своего громадного таланта. Да, ее необыкновенное лицо, в чертах которого светится акварельная мягкость, достойно самого искреннего восхищения, но актерский талант — не менее. И неспроста Фариду Шарипову часто сравнивают с легендарной Марией Ермоловой и Анной Маньяни. Глубина психологического раскрытия образов, совершенство художественной формы, большое сценическое обаяние, эмоциональная насыщенность — все это сделало ее крупнейшей драматической и комедийной актрисой. Театральные критики называют ее несколько скучно — актриса широкого диапазона. В этом диапазоне — огромная актерская судьба, и душа, без остатка отданная сцене. А еще Фариду Шарипову оценили как мастера слова. Настоящей актрисы без этого просто не бывает. Родилась Фарида Шарипова в городе Чугучак в Китае. Свою актерскую карьеру начала в 1954 году на киностудии «Шанхайфильм» в КНР. И первая ее роль была в фильме производства КНР «Хасен и Джамиля». Затем в 1959 году окончила актерский факультет Алматинской консерватории имени Курмангазы и в том же году пришла в Казахский театр драмы имени Ауэзова. Но играла она не только на театральных подмостках. Зрители хорошо знают ее по фильмам «Песнь о Маншук», «Кыз Жiбек», «Бег иноходца», «Щит города». В середине шестидесятых годов в Казахском театре драмы имени Ауэзова режиссер Азербайджан Мамбетов поставил спектакль «Материнское поле» по одноименной повести Чингиза Айтматова. Кстати, признание и пришло к Мамбетову после постановки «Материнского поля». Этот спектакль имел ошеломляющий успех и побил все рекорды, так как идет более 30 лет. Толганай играли три поколения актеров: Сабира Майканова, Фарида Шарипова и Шайзада Ахметова. Образ Толганай стал символом женщины, которая не сгибается под тяжелыми ударами судьбы благодаря жизненной стойкости и самоотверженности. У Толганай настоящее материнское сердце, полное любви к людям. Фарида Шарипова нашла свой собственный рисунок этой роли. В 1966 году спектакль «Материнское поле» прошел на сцене Кремлевского театра в Москве. А через год участники спектакля — режиссер Мамбетов, художник Ненашев и актрисы Майканова, Шарипова, Римова за постановку, оформление и высокое исполнительское мастерство получили Государственную премию Казахской ССР. Роль Толганай стала коронной для Фариды Шариповой, впрочем, как и Медеи. Она выкладывалась в них полностью, без остатка, демонстрировала такую мощь, такую актерскую волю и темперамент, что успех не мог не прийти. — Сейчас таких пьес уже нет, — с сожалением говорит Азербайжан Мамбетов. В 1968 году на сцене Казахского театра драмы появилась новая постановка Азербайжана Мамбетова «Звезда Вьетнама» Н. Куприянова. Кстати, «Звезду Вьетнама» возили в Москву и показывали в Малом театре перед дипкорпусом. Тогдашний министр культуры Фурцева одобрительно сказала: «Москва промолчала о трагедии, а Казахстан откликнулся». Режиссер с большой достоверностью показал зрителю быт, традиции и жизнь вьетнамского народа, его труд и борьбу за свободу и независимость своей страны. В этом спектакле Фарида Шарипова создала образ доброй, человечной и находчивой девушки Хиен. И он, благодаря мастерству актрисы, стал центральным в спектакле. Сложный и многогранный образ Акбалы создала Фарида Шарипова и в спектакле «Кровь и пот» по трилогии Абдижамила Нурпеисова. Премьера состоялась 31 марта 1973 года и принесла большой успех Казахскому театру драмы, ее режиссеру и актерам. Спектакль был удостоен Государственной премии СССР. Эту высокую награду получила и Фарида Шарипова. В 1980 году ей присвоено звание народной артистки СССР. Сын Фариды Шариповой художник Чингиз Ногайбаев как-то сравнил свою маму и отца, известного артиста театра и кино Идриса Ногайбаева, с двумя вершинами — яркими и независимыми (кстати, Фарида Шарипова родилась 16 декабря, в День независимости нашей страны). Он с теплотой вспоминает, как с началом каждого нового театрального сезона, который обязательно приносил новые роли для его родителей, дома, на кухне, начинались репетиции, во время которых разыгрывались монологи, дуэты, а порой и целые представления, выстраивались мизансцены, пробовался грим, и вся квартира заселялась персонажами из будущих спектаклей. Так создавала Фарида Шарипова и дома, и на сцене свой сложный мир творчества и вдохновения. Точнее — не создавала. Он у нее в душе. И она талантливо, превосходно и щедро перенесла его в реальный мир, для нас, зрителей. Гюльнара НУРПЕИСОВА Тематическая подборка подготовлена при содействии пресс-службы акима Алматы Источник :biografia.kz
28.11.2013 05:40 8792

(1936-24.09.2010)

Народная артистка СССР.

Среди выдающихся актрис казахского театра и кино особое место занимает народная артистка СССР Фарида Шарипова. Приму Казахского академического театра драмы имени Ауэзова зрители помнят и любят по таким ролям, как Толганай из спектакля «Материнское поле», Акбала из спектакля «Кровь и пот», Катарина из «Укрощения строптивой», леди Анна из «Ричарда III», Кей из «Судьбы женщины», Хиен из «Звезды Вьетнама», Гульжан из «Восхождения на Фудзияму». Она — несравненная Медея на сцене, и она — мать из знаменитой киноленты Мажита Бегалина «Песнь о Маншук».

О каждой ее роли можно рассказывать отдельно. Прекрасные актеры тем и отличаются, что даже в небольших ролях создают такие яркие и выразительные образы, которые зрители не забывают никогда. И как бы пафосно это ни звучало, Фарида Шарипова являет собой пример самоотверженного служения искусству. Ее роли, ее игра, ее мастерство — тому подтверждение.

Иногда приходится слышать мнение о том, что красивой актрисе достаточно самую толику таланта или даже просто способностей к игре, чтобы стать известной, знаменитой, любимой миллионами зрителей и поклонников. Но люди, придерживающиеся этой точки зрения, скорее всего, путают настоящий театр и настоящее кино с пестрыми шоу поп-звезд, а бессмысленные песенки — с искусством. И навряд ли очень красивая женщина Фарида Шарипова стала известной актрисой без своего громадного таланта. Да, ее необыкновенное лицо, в чертах которого светится акварельная мягкость, достойно самого искреннего восхищения, но актерский талант — не менее. И неспроста Фариду Шарипову часто сравнивают с легендарной Марией Ермоловой и Анной Маньяни. Глубина психологического раскрытия образов, совершенство художественной формы, большое сценическое обаяние, эмоциональная насыщенность — все это сделало ее крупнейшей драматической и комедийной актрисой. Театральные критики называют ее несколько скучно — актриса широкого диапазона. В этом диапазоне — огромная актерская судьба, и душа, без остатка отданная сцене. А еще Фариду Шарипову оценили как мастера слова. Настоящей актрисы без этого просто не бывает.

Родилась Фарида Шарипова в городе Чугучак в Китае. Свою актерскую карьеру начала в 1954 году на киностудии «Шанхайфильм» в КНР. И первая ее роль была в фильме производства КНР «Хасен и Джамиля». Затем в 1959 году окончила актерский факультет Алматинской консерватории имени Курмангазы и в том же году пришла в Казахский театр драмы имени Ауэзова. Но играла она не только на театральных подмостках. Зрители хорошо знают ее по фильмам «Песнь о Маншук», «Кыз Жiбек», «Бег иноходца», «Щит города».

В середине шестидесятых годов в Казахском театре драмы имени Ауэзова режиссер Азербайджан Мамбетов поставил спектакль «Материнское поле» по одноименной повести Чингиза Айтматова. Кстати, признание и пришло к Мамбетову после постановки «Материнского поля». Этот спектакль имел ошеломляющий успех и побил все рекорды, так как идет более 30 лет. Толганай играли три поколения актеров: Сабира Майканова, Фарида Шарипова и Шайзада Ахметова. Образ Толганай стал символом женщины, которая не сгибается под тяжелыми ударами судьбы благодаря жизненной стойкости и самоотверженности. У Толганай настоящее материнское сердце, полное любви к людям. Фарида Шарипова нашла свой собственный рисунок этой роли. В 1966 году спектакль «Материнское поле» прошел на сцене Кремлевского театра в Москве. А через год участники спектакля — режиссер Мамбетов, художник Ненашев и актрисы Майканова, Шарипова, Римова за постановку, оформление и высокое исполнительское мастерство получили Государственную премию Казахской ССР. Роль Толганай стала коронной для Фариды Шариповой, впрочем, как и Медеи. Она выкладывалась в них полностью, без остатка, демонстрировала такую мощь, такую актерскую волю и темперамент, что успех не мог не прийти.

— Сейчас таких пьес уже нет, — с сожалением говорит Азербайжан Мамбетов.

В 1968 году на сцене Казахского театра драмы появилась новая постановка Азербайжана Мамбетова «Звезда Вьетнама» Н. Куприянова. Кстати, «Звезду Вьетнама» возили в Москву и показывали в Малом театре перед дипкорпусом. Тогдашний министр культуры Фурцева одобрительно сказала: «Москва промолчала о трагедии, а Казахстан откликнулся». Режиссер с большой достоверностью показал зрителю быт, традиции и жизнь вьетнамского народа, его труд и борьбу за свободу и независимость своей страны. В этом спектакле Фарида Шарипова создала образ доброй, человечной и находчивой девушки Хиен. И он, благодаря мастерству актрисы, стал центральным в спектакле.

Сложный и многогранный образ Акбалы создала Фарида Шарипова и в спектакле «Кровь и пот» по трилогии Абдижамила Нурпеисова. Премьера состоялась 31 марта 1973 года и принесла большой успех Казахскому театру драмы, ее режиссеру и актерам. Спектакль был удостоен Государственной премии СССР. Эту высокую награду получила и Фарида Шарипова. В 1980 году ей присвоено звание народной артистки СССР.

Сын Фариды Шариповой художник Чингиз Ногайбаев как-то сравнил свою маму и отца, известного артиста театра и кино Идриса Ногайбаева, с двумя вершинами — яркими и независимыми (кстати, Фарида Шарипова родилась 16 декабря, в День независимости нашей страны). Он с теплотой вспоминает, как с началом каждого нового театрального сезона, который обязательно приносил новые роли для его родителей, дома, на кухне, начинались репетиции, во время которых разыгрывались монологи, дуэты, а порой и целые представления, выстраивались мизансцены, пробовался грим, и вся квартира заселялась персонажами из будущих спектаклей.

Так создавала Фарида Шарипова и дома, и на сцене свой сложный мир творчества и вдохновения. Точнее — не создавала. Он у нее в душе. И она талантливо, превосходно и щедро перенесла его в реальный мир, для нас, зрителей.

Гюльнара НУРПЕИСОВА

Тематическая подборка подготовлена при

содействии пресс-службы акима Алматы



Источник :biografia.kz

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға