Ламия. Лары
Ламия
Ламия, персонаж древнегреческой мифологии. Дочь Посейдона, чудовище. Некогда Ламия была царицей Ливии, возлюбленной Зевса и родила от него детей. Гера из ревности убила их и лишила возлюбленную верховного бога Зевса сна. Ламия была вынуждена укрыться в пещере и по велению Геры превратилась в кровавое чудовище, похищавшее и пожиравшее чужих детей.
Так как Гера лишила ее сна, Ламия неустанно бродила по ночам. Сжалившийся над ней Зевс даровал ей возможность вынимать свои глаза, чтобы заснуть, и лишь тогда она могла стать безвредной. Ламией назывались ночные привидения, под видом прекрасных дев и юношей, высасывающие кровь у других молодых людей. Такими же существами были Эмпуза и Мормолика. (Страбон, 1 2,8; Диодор, XX 41). Ламией в древности называли также упырей и вампиров, которые по народному представлению новогреков, гипнотическим способом завлекали юношей и девственниц, и затем умерщвляли их, лишая крови.
В более поздних легендах европейских народов Ламию изображали в облике змеи с головой и грудью красивой женщины. Она обитала в лесных чащах, глухих оврагах и заброшенных замках. Это существо совращало мужчин и женщин, как инкуб и суккуб соответственно, и сосало их кровь.
Аналогичный персонаж существовал и в мифологии южных славян. Это существо называли Ламя, оно представляло собой чудовище с телом змеи и собачьей головой. Ламя совершала набеги на сады и пожирала все плоды труда крестьян. Ассоциировалась также с ночным кошмаром - Марой.
Лары
Хранителями дома были и лары, которые, в отличие от пенатов, никогда не покидали дом. Изображения добрых духов хранились в специальном шкафчике — ларарии. Когда наступал семейный праздник, дверцы ларария распахивались, чтобы и духи могли принять участие в веселье и общей трапезе.
Когда в семье рождался мальчик, ему на шею надевали амулет — буллу, с которым он не расставался ни днем ни ночью. Когда сын достигал зрелости, он торжественно, у домашнего очага менял детские одежды на наряд взрослого — тогу, а свой маленький, прошедший через все детство амулет отдавал домашним ларам, вступая таким образом под их полное покровительство.
Ларов было очень много — столько же, сколько свободных граждан. Едва ли не на каждом перекрестке в их честь воздвигались маленькие алтари. Ведь находясь на перекрестке, лары могли видеть все, что происходит в домах сразу нескольких улиц. А в загородных усадьбах ларам посвящались деревья, а то и целые рощи.
Считалось, что у рабов не может быть ларов, потому что их домашние очаги разрушены. Но одной из постоянных забот этих домашних богов была охрана справедливых, человечных отношений в доме. И рабы искали защиты от несправедливого гнева, жестокостей своего хозяина у ларов чужого домашнего очага, возле которого им приходилось жить и работать.
Вот почему, когда 23 декабря наступал праздник ларенталий, все жители Рима, свободные граждане и рабы, приносили к алтарям цветы, совершали возлияния вином и маслом, а потом от души веселились, пели, танцевали, смотрели на представления комедиантов и акробатов.
Но боги-хранители были не только в каждом доме. У всего государства были свои лары, воплощавшие дух древних героев, основателей Рима.
Лары всегда изображались рядом с собаками, охраняющими дом и своих хозяев.
alllegends.ru