Жаңалықтар

Траян в культуре

Образ Траяна, претерпев определённую мифологизацию, занял заметное место в балканском фольклоре (аналогично императору Диоклетиану, ставшему Дукляном). В южнославянском фольклоре Троян — демонический герой, царь с козлиными ушами и ногами, иногда трёхглавый. В сербской сказке у Трояна три головы: одна голова пожирает людей, другая скот, третья рыбу; видимо, жертвы Трояна символизируют его связь с космическими зонами, тремя царствами. В сербском фольклоре царь Троян — ночной демон. Он навещает свою возлюбленную по ночам и покидает её, когда кони съедают весь корм, а петухи поют на рассвете. Брат любовницы Трояна насыпает коням песка вместо овса, у петухов вырывает языки. Троян задерживается до рассвета, и на обратном пути его растапливает солнце. На Руси Троян известен из «Слова о полку Игореве», а также из поучений против язычества и «Хождения Богородицы по мукам», где Троян фигурирует в качестве языческого божества. Обычно считается, что в древнерусскую книжность Троян попал из южнославянского фольклора. В «Слове о полку Игореве» фигурируют «вечи Трояни», «седьмой век Троянь» (к нему относится деятельность князя Всеслава Полоцкого, то есть XI век), «земля Трояня» (которую однозначно локализовать исходя из контекста не удаётся) и «тропа Трояня». Относительно того, кто такой Троян, существует множество гипотез разной степени достоверности. Одни полагают, что Троян — это римский император Марк Ульпий Траян, воевавший на Балканах и известный славянам (или, скорее, его мифологизированный образ; Траян, как и многие успешные императоры, был обожествлён, в Дакии остались носящие его имя Траяновы валы). «Тропа Трояня» — это его военная дорога в Причерноморье (via Traiani) или воздвигнутый им памятник (tropheum или tropeum Traiani), «земля Трояня» — Дакия и, в частности, местность в устье Дуная, где шли столкновения Руси с половцами, а «века Трояни» отсчитываются от прекращения контактов славян с римлянами (IV век) или же число семь носит условно-эпический характер. По другой версии, Троян — это славянское языческое божество, известное из сербского фольклора, или мифический предок славян; в таком случае земля Трояня — земля славян или конкретно Русь. А. Г. Кузьмин высказал мнение, что Троян может быть родоначальником русского княжеского дома Рюриковичей, а седьмой век — седьмое поколение рода, считая от Трояна, к которому принадлежал князь-волхв Всеслав Полоцкий. Ещё одна версия связывает имя Трояна с Троей и славянскими версиями античных легенд о Троянской войне (ей следовал, в частности, Р. О. Якобсон). Многие народы в средневековье считали себя потомками троянцев, не исключением были и славяне. «Седьмой век» в понимании Якобсона, который иначе членит текст, не связан с Всеславом, а означает седьмое тысячелетие (древнерусское значение слова) от сотворения мира, с седьмым столетием которого, начавшимся в 1092 г., связывались эсхатологические ожидания, и когда кочевники начали вторгаться на Русь («землю Трояню»). Есть трактовка, согласно которой Троян «Слова о полку Игореве» — ошибочное прочтение имени Бояна, другого загадочного персонажа «Слова». Траян упоминается и в «Божественной комедии». ru.wikipedia.org
19.11.2013 04:19 3540

Образ Траяна, претерпев определённую мифологизацию, занял заметное место в балканском фольклоре (аналогично императору Диоклетиану, ставшему Дукляном). В южнославянском фольклоре Троян — демонический герой, царь с козлиными ушами и ногами, иногда трёхглавый. В сербской сказке у Трояна три головы: одна голова пожирает людей, другая скот, третья рыбу; видимо, жертвы Трояна символизируют его связь с космическими зонами, тремя царствами. В сербском фольклоре царь Троян — ночной демон. Он навещает свою возлюбленную по ночам и покидает её, когда кони съедают весь корм, а петухи поют на рассвете. Брат любовницы Трояна насыпает коням песка вместо овса, у петухов вырывает языки. Троян задерживается до рассвета, и на обратном пути его растапливает солнце.

На Руси Троян известен из «Слова о полку Игореве», а также из поучений против язычества и «Хождения Богородицы по мукам», где Троян фигурирует в качестве языческого божества. Обычно считается, что в древнерусскую книжность Троян попал из южнославянского фольклора.

В «Слове о полку Игореве» фигурируют «вечи Трояни», «седьмой век Троянь» (к нему относится деятельность князя Всеслава Полоцкого, то есть XI век), «земля Трояня» (которую однозначно локализовать исходя из контекста не удаётся) и «тропа Трояня». Относительно того, кто такой Троян, существует множество гипотез разной степени достоверности. Одни полагают, что Троян — это римский император Марк Ульпий Траян, воевавший на Балканах и известный славянам (или, скорее, его мифологизированный образ; Траян, как и многие успешные императоры, был обожествлён, в Дакии остались носящие его имя Траяновы валы). «Тропа Трояня» — это его военная дорога в Причерноморье (via Traiani) или воздвигнутый им памятник (tropheum или tropeum Traiani), «земля Трояня» — Дакия и, в частности, местность в устье Дуная, где шли столкновения Руси с половцами, а «века Трояни» отсчитываются от прекращения контактов славян с римлянами (IV век) или же число семь носит условно-эпический характер.

По другой версии, Троян — это славянское языческое божество, известное из сербского фольклора, или мифический предок славян; в таком случае земля Трояня — земля славян или конкретно Русь. А. Г. Кузьмин высказал мнение, что Троян может быть родоначальником русского княжеского дома Рюриковичей, а седьмой век — седьмое поколение рода, считая от Трояна, к которому принадлежал князь-волхв Всеслав Полоцкий.

Ещё одна версия связывает имя Трояна с Троей и славянскими версиями античных легенд о Троянской войне (ей следовал, в частности, Р. О. Якобсон). Многие народы в средневековье считали себя потомками троянцев, не исключением были и славяне. «Седьмой век» в понимании Якобсона, который иначе членит текст, не связан с Всеславом, а означает седьмое тысячелетие (древнерусское значение слова) от сотворения мира, с седьмым столетием которого, начавшимся в 1092 г., связывались эсхатологические ожидания, и когда кочевники начали вторгаться на Русь («землю Трояню»).

Есть трактовка, согласно которой Троян «Слова о полку Игореве» — ошибочное прочтение имени Бояна, другого загадочного персонажа «Слова».

Траян упоминается и в «Божественной комедии».

ru.wikipedia.org

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға