Нигилизм
НИГИЛИ́ЗМ (от лат. nihil — "ничто, ничего") — мировоззрение, отрицающее гуманитарные (человеческие) ценности — добро,истину, красоту, смысл жизни. В философии термин "нигилизм" ввел Фридрих Хайнрих Якоби (1743—1819), друг Лессинга и Гёте, провозвестник романтического движения и философии индивидуализма. Якоби обличал атеистическое и прагматическое мышление как следствие губительного нигилизма. В обиход слово "нигилизм" вошло после выхода в свет романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" (1862). Ф. Ницше (1844—1900) заимствовал слово "нигилизм" у Тургенева и обозначал им стремление к переоценке высших ценностей, которые наполняют смыслом поведение людей. В его философии ("Так говорил Заратустра", 1883—1892) декларируется отсутствие смысла жизни: нет больше ничего, во имя чего следует жить и к чему стоило бы стремиться, жизнь тщетна. В онтогенезе (индивидуальном существовании) нигилистическое мышление свойственно переходному возрасту от юности к зрелости; в филогенезе(историческом развитии) нигилизм проявляется в кризисные, переходные эпохи. Обе тенденции прекрасно показаны в романе Тургенева. Нигилизм присущ авангардному искусству, принципиально порывающему с художественной традицией и смыслом творчества. В отличие от авангардизма в модернистских течениях, таких как кубизм, орфизм, пуризм, художники не отрицают классическую традицию, а стремятся к преобразованию художественного языка, исходя из вечных духовных ценностей, принципов и закономерностей формообразования. Однако в индивидуальном творчестве многих выдающихся мастеров XX в. парадоксально соединялись гуманизм и нигилизм. Например, в картинах П. Пикассо кубистического периода вместо изысканности формообразования (проявившейся у других художников-кубистов) мы видим вызывающую, дерзкую деформацию, демонстрацию нигилистического отношения к самому факту изобразительного искусства . Затем у этого же художника нигилизм сменяется неоклассицизмом. В 1937 г. П. Пикассо создал панно "Герника", в котором нигилистическая деформация оборачивается гуманистическим смыслом. Фантазии Пикассо, по словам И. Эренбурга, "определяются характером эпохи", явная издевка над зрителем сменяется утонченной мистификацией или откровением, растерянностью, искренность которой потрясает душу. М. В. Алпатов писал, что "перед картинами Пикассо не знаешь, сердиться или смеяться. В них трагизм соединяется с иронией, хаос с гармонией, искренность с притворством, благоговейное отношение к искусству с откровенным нигилизмом"1. Пикассо — великий нигилист и одновременно истинный творец, и это невероятное сочетание точно отражает духовные коллизии двадцатого столетия. Недаром Н. А. Бердяеву искусство Пикассо казалось "жутким, кошмарным... развоплощением живописи". Русский религиозный философ С. Н. Булгаков назвал свою статью о творчестве Пикассо "Труп красоты" (1914). В этой статье священник писал о "богоборческом цинизме", "демонической силе" и "мистическом реализме" художника, сравнивая его картины с "египетскими идолами" и называя их "черными иконами". По мнению Булгакова, "Пикассо убедителен... но слишком страшен и слишком страдает... это распад души, адская мука". Кубизм Пикассо приводит "к омертвению, к искусству лишь физического плана... отсюда и пристрастие к натюрмортам, превращению живой натуры в мертвую... это искусство механической, а не духовной природы... Пикассо страшен, ибо демонически подлинен. Пикассо, — пишет Булгаков, — сам не видит своей одержимости, не замечает, что ему подставлено кривое зеркало бытия... в творчестве художника много мотивов взято из африканских идолов... его химеры... слетелись на кровлю Храма". Пикассо всю жизнь "разрушал себя". "Моя картина, — говорил художник, — это итог разрушений. Я делаю картину, потом я ее разрушаю". Разлом, деформация завершаются неким синтезом, но этот синтез лишен гармонии. Московский коллекционер С. И. Щукин вспоминал, что, купив одну картину Пикассо, "на всякий случай", он долго не мог найти ей место у себя дома — "она враждовала со всеми". Нигилизм непримирим, он имеет воинственный, агрессивный характер. Поэтому не случайно нигилистические тенденции так ярко проявились в официальном искусстве тоталитарных режимов. slovari.yandex.kzНИГИЛИ́ЗМ (от лат. nihil — "ничто, ничего") — мировоззрение, отрицающее гуманитарные (человеческие) ценности — добро,истину, красоту, смысл жизни. В философии термин "нигилизм" ввел Фридрих Хайнрих Якоби (1743—1819), друг Лессинга и Гёте, провозвестник романтического движения и философии индивидуализма. Якоби обличал атеистическое и прагматическое мышление как следствие губительного нигилизма. В обиход слово "нигилизм" вошло после выхода в свет романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" (1862). Ф. Ницше (1844—1900) заимствовал слово "нигилизм" у Тургенева и обозначал им стремление к переоценке высших ценностей, которые наполняют смыслом поведение людей. В его философии ("Так говорил Заратустра", 1883—1892) декларируется отсутствие смысла жизни: нет больше ничего, во имя чего следует жить и к чему стоило бы стремиться, жизнь тщетна. В онтогенезе (индивидуальном существовании) нигилистическое мышление свойственно переходному возрасту от юности к зрелости; в филогенезе(историческом развитии) нигилизм проявляется в кризисные, переходные эпохи. Обе тенденции прекрасно показаны в романе Тургенева. Нигилизм присущ авангардному искусству, принципиально порывающему с художественной традицией и смыслом творчества. В отличие от авангардизма в модернистских течениях, таких как кубизм, орфизм, пуризм, художники не отрицают классическую традицию, а стремятся к преобразованию художественного языка, исходя из вечных духовных ценностей, принципов и закономерностей формообразования. Однако в индивидуальном творчестве многих выдающихся мастеров XX в. парадоксально соединялись гуманизм и нигилизм. Например, в картинах П. Пикассо кубистического периода вместо изысканности формообразования (проявившейся у других художников-кубистов) мы видим вызывающую, дерзкую деформацию, демонстрацию нигилистического отношения к самому факту изобразительного искусства . Затем у этого же художника нигилизм сменяется неоклассицизмом. В 1937 г. П. Пикассо создал панно "Герника", в котором нигилистическая деформация оборачивается гуманистическим смыслом. Фантазии Пикассо, по словам И. Эренбурга, "определяются характером эпохи", явная издевка над зрителем сменяется утонченной мистификацией или откровением, растерянностью, искренность которой потрясает душу. М. В. Алпатов писал, что "перед картинами Пикассо не знаешь, сердиться или смеяться. В них трагизм соединяется с иронией, хаос с гармонией, искренность с притворством, благоговейное отношение к искусству с откровенным нигилизмом"1. Пикассо — великий нигилист и одновременно истинный творец, и это невероятное сочетание точно отражает духовные коллизии двадцатого столетия. Недаром Н. А. Бердяеву искусство Пикассо казалось "жутким, кошмарным... развоплощением живописи". Русский религиозный философ С. Н. Булгаков назвал свою статью о творчестве Пикассо "Труп красоты" (1914). В этой статье священник писал о "богоборческом цинизме", "демонической силе" и "мистическом реализме" художника, сравнивая его картины с "египетскими идолами" и называя их "черными иконами". По мнению Булгакова, "Пикассо убедителен... но слишком страшен и слишком страдает... это распад души, адская мука". Кубизм Пикассо приводит "к омертвению, к искусству лишь физического плана... отсюда и пристрастие к натюрмортам, превращению живой натуры в мертвую... это искусство механической, а не духовной природы... Пикассо страшен, ибо демонически подлинен. Пикассо, — пишет Булгаков, — сам не видит своей одержимости, не замечает, что ему подставлено кривое зеркало бытия... в творчестве художника много мотивов взято из африканских идолов... его химеры... слетелись на кровлю Храма". Пикассо всю жизнь "разрушал себя". "Моя картина, — говорил художник, — это итог разрушений. Я делаю картину, потом я ее разрушаю". Разлом, деформация завершаются неким синтезом, но этот синтез лишен гармонии. Московский коллекционер С. И. Щукин вспоминал, что, купив одну картину Пикассо, "на всякий случай", он долго не мог найти ей место у себя дома — "она враждовала со всеми". Нигилизм непримирим, он имеет воинственный, агрессивный характер. Поэтому не случайно нигилистические тенденции так ярко проявились в официальном искусстве тоталитарных режимов.
slovari.yandex.kz
