Современное состояние музыкального искусства корейцев Талдыкоргана
“История Ассамблеи - история страны, история народа”.
Н.А.Назарбаев
В Казахстане – молодом, суверенном государстве проживает свыше 130 народов. Каждый, храня свои обычаи и традиции, вносит свой достойный вклад в развитие нашей страны. Существующая в республике своя особенная модель взаимоотношений между всеми ее гражданами основана на принципах уважения прав и свобод человека, укреплении межнационального согласия и взаимного сотрудничества. В этом смысле исследование в широком историко-культурном и социальном аспектах богатейшего и многообразного комплекса музыкального искусства народов, проживающих на территории Казахстана является сегодня одной из наиболее актуальных проблем в области гуманитарных наук. На современном этапе диаспоры являются объектом изучения многочисленных наук – истории, политологии, этнологии, социологии, экономики, культурологии и мн.др. Изучение самобытной музыкальной культуры различных диаспор, развивающихся в условиях различных территориальных ареалов, отражение специфики общности и особенностей жизнедеятельности, преемственности традиций, приоритетов в духовной сфере, выявление взаимосвязей и взаимовлияний с художественными традициями местной культуры стало возможным благодаря проектируемой программе Первого Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, связанной с жизнью и деятельностью Ассамблеи народа Казахстана.
Проведение 25 апреля 2013 года в городе Астане XX сессии Ассамблеи народа Казахстана, является очевидным доказательством огромных достижений на этом пути. В рамках Дня единства народа Казахстана в своем выступлении Президент высказал следующее: «За эти годы Ассамблея достигла совершенолетия, стала важнейшим общегражданским институтом нашей нации. Казахстан стал территорией, свободной от этнических конфликтов. Экономические и социально-политические реформы успешно состоялись благодаря межэтническому спокойствию и гармонии. Мир и покой вошли в каждый дом. Это и есть главный результат нашей с Вами работы, работы Ассамблеи. Сегодня с полным основанием мы можем утверждать, что Ассамблея - это и есть народ Казахстана в целом. Все семнадцать миллионов. Сегодня Ассамблея - это надежный, прочный фундамент стабильности и общественного согласия. В новых условиях Ассамблея должна стать по-настоящему общегражданским, надполитическим и общенародным институтом. Её признали в ООН, в ОБСЕ, в СВМДА[1]. Ассамблея - это всенародное представительство. В Казахстане за годы независимости ни один этнос не утратил свой язык. Мы бережно храним и создаем все возможности для развития культуры даже самых малых этнических групп - ассирийцев, ритутулов, лакцев и многих других. Толерантность - это нравственная норма нашего общества, которую мы будем укреплять и оберегать и воспитывать во всех поколениях» [1]. Ассамблея народа Казахстана возглавляемая первым Президентом Республики и стратегически грамотная государственная политика, объединены в единый важнейший структурирующий и организующий стержнь, на котором жиждется политкорректность, толерантность, единство, дружба, взаимное согласие и уважение каждого народа, населяющего нашу землю. «Сейчас наше государство выполняет поистине уникальную функцию: обеспечивает равноправное, полнокровное развитие всех национальностей, а они определяют новое качество казахстанской культуры. Единство национальных культур является базой зарождения нового культурного феномена. Казахстан стал той страной, чей позитивный опыт в межэтнической сфере признан сегодня во всем мире и стал своеобразным эталоном национальной политики XXI века» [2, с.3].
Необходимо отметить весомую функцию Ассоциации корейцев Казахстана (АКК), которая координирует работу корейских культурных центров во всей Республике. В ее деятельности главными приоритетами являются такие важные аспекты как возрождение корейского языка, народных обычаев и традиций, изучение исторических корней, развитие самобытной корейской культуры, искусства, литературы, защита законных прав и интересов корейцев Казахстана, укрепление дружбы между народами, развитие международных культурных и экономических связей. Одновременно с этим созданы коллективы художественной самодеятельности, проводятся республиканские фестивали культуры и искусства, выставки работ корейских художников и ученых. По инициативе Ассоциации подготовлены и изданы энциклопедический справочник “Советские корейцы Казахстана”, «Корейцы Казахстана в науке, технике и культуре», исторический очерк “Корейцы Казахстана”[2]. К 60-летию проживания корейцев Казахстана издана книга “Корейцы Казахстана: иллюстрированная история” с текстом на трех языках: русском, корейском и английском, к 70-летию посвящена красочно иллюстрированная, популярная «Корейские обычаи и традиции» //Составитель Цой Ен Гын, Ян Вон. В 2008 году вышла в свет книга Б.Ли «Познай богатство корейских традиций».
Корейцы Казахстана очень активны во многих сферах деятельности. Среди них много культурных деятелей, активистов-общественников, ученых, экономистов, а также представителей многих других профессий.
Вот так исторически сложилось, что культурным центром корейской диаспоры в Казахстане стал Государственный Республиканский корейский театр музыкальной комедии. Это уникальный творческий организм, где сегодня работает четвертое поколение национальных артистов и театральных работников. В сентябре 2012 года корейскому театру Республики Казахстан исполнилось 80 лет. Театр осуществил около 500 постановок спектаклей и концертных программ. Он сохранил прекрасные традиции, преемственность, огромный творческий потенциал. Корейцы, гордятся тем, что имеют свой национальный театр. Ни в Японии, США, Малайзии, Сингапуре, а также в Китае, где проживает много корейцев, нет государственного корейского театра.
Созданный в 1932 году в городе Владивостоке на основе небольшого драматического кружка он 5 лет функционировал на дальнем Востоке как единственный очаг культуры представляющий корейское театральное и музыкальное искусство. Его репертуар составляли древние сказания и легенды.
Национальным достоянием корейского народа стали произведения первых режиссеров-постановщиков. Среди них “Сказание о девушке Чун Хян” Ли Ден Нима, “Тянханмонг”[3] Цай Ена, “Любовь Яровая” К. Тренева, «Межа» Тхай Дян Чун, “Сказание о девушке Цим Чен” Цай Ена и другие. Спектакли, отражающие вооруженное восстание в Корее, борьбу народа против японского нашествия, бунт крестьян - «Рабы» Тхай Дян Чуна, «Огонь Дян Шен Дона» Ен Сен Нена имели живой отклик среди корейской аудитории.
С 1937 - 1942 гг. театр находился в городе Кзыл-Орде из-за депортации всех корейцев из Дальнего Востока. В 1942 году он переехал в г. Уштобе Талды-Курганской области. В 1959 году театр вновь переехал в Кзыл-Орду. В 1969 году театр переехал в Алма-Ату. Переезд в бывшую столицу Казахстана был обусловлен возросшими требованиями к профессиональному уровню коллектива, духовными запросами самих актеров, их стремлением наладить более тесные связи с ведущими мастерами казахской сцены.
Значительный вклад в развитие театра и музыкального искусства Казахстана внесли корейские артисты, музыкальные деятели, певцы и исполнители имена которых занесены в различные популярные издания, энциклопедии и монографии. Среди них Народный артист ССР Ким В.Е. (актер, режиссер, сценарист), Ким Г.С. гитарист-классик, композитор, автор многочисленных песен. Он бывший солист популярнейшего в СССР джаз-ансамбля «Звездочка», «Синтез» (с Н.Нурмухамедовой) и корейских ансамблей «Каягым» и «Чен-Чун». Как композитор-классик он вошел в энциклопедию «Классическая гитара в России и в СССР». Ким Г.С. автор следующих произведений: «Фантазия на темы корейских песен», «Вариации на тему песни о родине», «Этюды и песни для гитары» и др. Его песни звучат в исполнении народных артистов РК Р.Рымбаевой, Лаки Кесоглу, корейских - Георгия Сона и Мун Гон Дя в Казахстане и далеко за его пределами. Значительный вклад в развитие корейской эстрады внесли композиторы Пак Ен Дин и Тен Ин Мук. На начальном этапе большую роль в ее развитии играли Ен Сен Нен и Ким Хя Ун. Они составляли программы концертов, куда входили корейские народные и современные песни, танцы, вокально-хореографические композиции, сатира, юмор, конферанс. Ен Сен Непа можно назвать одним из родоначальников современной корейской песни. Его песни “Сей семена веселей” и “Экспресс” завоевали широкую популярность среди слушателей.
Большую работу по пропаганде корейской музыки провели художественный руководитель ансамбля “Ариран”, заслуженный артист КазССР Ким Владимир А. и главный дирижер театра Э. Богушевский. Созданный в 1968 году при театре эстрадный ансамбль завоевал признание зрителей. Ансамбль успешно гастролировал по городам России, Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Молдавии и знакомил с самобытным эстрадным искусством корейцев. Заметный вклад в развитие современного корейского танца внесла народная артистка Ким Римма [4]. Это лишь небольшой список из многочисленной когорты известных деятелей театрального и музыкального искусства.
В профессиональной композиторской школе Казахстана известны имена талантливых корейских композиторов – Тен Чу и Владимира Стригоцкого-Пака. Эти композиторы давно признаны как в нашей стране, так и за ее пределами. Их творения приковывают к себе внимание слушателей – любителей и профессионалов.
Творчество вышеперечисленных мастеров представляет одну из ярких и интересных страниц современной казахстанской музыки. Глубокое чувство патриотизма, высокий профессионализм и владение современной техникой композиторского письма отражает многогранный творческий облик корейских композиторов и повествует в их различных сочинениях о родной земле, ее природе, наглядно отражает тончайшие краски корейской традиционной музыки в их произведениях, написанных в самые разные периоды деятельности. В них широко расцвечены своеобразные узоры мелодического рисунка, отчетливо проступает отточенность ритмических фигур, раскрывается все богатство, оригинальность и переливчатость интонационного остова.
Творчество этих ведущих композиторов Казахстана, представляющих музыкальное искусство корейской диаспоры во всей полноте находится в постоянном движении, их наследие непрерывно пополняется новыми замыслами и проектами.
Данная статья является одной из первых попыток рассмотреть процесс формирования и функционирования музыкальной культуры корейской диаспоры проживающей в городе Талдыкоргане и в селе «Үштөбе» Караталского района, Талдыкорганской области. Значительное содействие в сборе материала по корейской диаспоре оказали специалисты cекретариата Ассамблеи народа Казахстана Алматинской области.
3 июля 2013 года в доме «Дружбы» г. Талдыкоргана состоялся концерт, посвященный 15-летнему юбилею города Астаны. Яркое, красочное представление, которое состоялось благодаря инициативе и усилиями многочисленных творческих коллективов демонстрирует активную и кропотливую работу вышеупомянутой организации, возглавляемую заместителем председателя данного учреждения Г.Турсынбаем. Ансамбль духовых инструментов военной части №18404 фанфарно исполнил произведение казахстанского композитора А.Бестыбаева «Азия дауысы», танцевальные номера в стиле модерн ансамбля «Темп», «Қыран» и народного корейского ансамбля «Ачимноуль» чередовались с театрализованной постановкой кружка «Көркем-ай», который представил вниманию зрителей отрывок из казахского эпоса «Алпамыс». Колоритно, в сопровождении фейерверков выступил ансамбль народных инструментов «Достық» и танцевальный коллектив «Өрнек» с песней «Мақтанышым Астанам»[4] на слова Г.Турсынбаева, музыка А.Аскарулы. Вместе с тем на концерте прозвучали такие песни как «Қазақстан», «Егіз қала», «Қарлығаш», «Чемпион», татарская народная песня «Тамшылар», инструментальные композиции «Рондо», танцевальные номера «Дабыл», «Жас Қазақстан», танец с веерами, «Неваляшки», латино-американский танец и другие произведения. Представленное мероприятие направленное на поддержание и укрепление дружбы между многочисленными народами проживающими в Казахстане стало реальным проявлением отношения разных этносов к национальным культурным традициям и наследию казахов.
В рамках научной поездки по данному региону удалось проследить за творчеством фольклорно-этнографической группы песни и танца «Ачимноуль»[5], которой в прошлом году исполнилось 40 лет[6], рассмотреть историю деятельности старейшего коллектива изучаемого народа.
Исторические факты свидетельствуют о сложнейшем этапе формирования представленного коллектива. Его основоположница Татьяна Нам, на сугубо общественных началах, долгие годы преодолевала трудности на пути создания по истине национального кружка вокала и танца. Упорство и большое чувство ответственности движимые ей помогли выполнить миссию возложенную на нее в те годы партийной организацией. Заинтересованность в возрождении традиций корейской культуры, которую она разбудила в соотечественниках позволили многомерно восполнить значительный пробел. Перед ней встала определенная задача – поиск и создание национальной одежды, украшений, инструментов и всяких других аксессуаров подчеркивающих корейский колорит. Палитра ярких красок в костюмах, красивые головные уборы, богатый реквизит (бубны, барабаны, веера, цветы и др.) созданные руками бессменного и бескорыстного руководителя долгие годы оказывали на слушателей и почитателей творчества «Ачимноуль» неизгладимое впечатление. На концерты группы с огромных удовольствием приходили люди разных поколений и профессий. Художественный коллектив изначально выступал с концертами в сопровождении баяниста Михаила Ваянгардта, затем им был создан эстрадный оркестр сопровождавший все выступления «Ачимноуль». Вместе с тем существенную поддержку вокально-танцевальной группе оказывал активист, заслуженный деятель культуры Дмитрий Цой. Как и Т.Нам он был выходцем из Каратальского района. Нынешний руководитель коллектива Галина Нам с огромной благодарностью вспоминает об его особой заботе: «Благодарна судьбе, что встретила Дмитрия Дмитриевича Цоя, заслуженного деятеля культуры. Собственно он познакомил меня с талантливейшим педагогом по корейским танцам Риммой Ивановной Ким. Ее я считаю своим первым учителем в постановке корейских танцев» [5, c.5].
К сорокалетнему юбилею коллектив народной танцевально-песенной группы «Ачимноуль» во главе с его руководителем, заслуженным деятелем РК Галиной Алексеевной Нам пришли с определенными достижениями. Победы на многочисленных фестивалях, слетах и конкурсах, выступления на международных сценах прославленного талдыкорганского ансамбля подтверждают его постоянную востребованность. Это призовые места на всесоюзных мероприятиях народного творчества в г.Москве, Красноярске, Международных фестивалях и конкурсах в КНДР, Сеуле, Пхеньяне, Тэгу, Пусане, Буратоле и других государствах и городах. Композиции «Бучечум» (попурри на тему корейских народных песен), песня «Торади», знаменитый танец с веерами, танец с барабанами, танец «Пхеньянская ночь», в исполнении участников как старшей, так и молодежной групп демонстрируют определенный профессиональный уровень и всегда вызывают неподдельный интерес у публики. Данный танцевально-песенный коллектив постоянно совершенствуется, достигая высоких профессиональных результатов. Выступления на многочисленных мероприятиях проводимых Ассамблеей народа Казахстана Алматинской области, в частности в г.Талдыкоргане, талдыкорганской области и с.Үштөбе подтверждают постоянную востребованность народного коллектива, вносящего огромный вклад в развитие национального искусства и активно пропагандирующего культурное наследие корейского народа.
Таким образом в плане изучения культурных аспектов данной диаспоры перед нами открылась возможность впервые ознакомиться с историей, традициями, бытом и непосредственно музыкальным наследием корейского народа, проживающего в Казахстане, в частности в г.Талдыкоргане и с. «Үштөбе». Освоенный в ближайшее время материал повествует об истории корейцев Казахстана, начиная с 1932 года с ее светлыми и трагическими страницами. Корейцы, которые обрели настоящую родину в Казахстане имеют свою собственную историю, в которой переплелись в органическую целостность история Кореи - их исторической родины, история Дальнего Востока России, куда эмигрировали их предки. Ими особо ценится гостеприимство и теплое отношение народов союзных республик, принявших корейцев в периоды насильственного и вынужденного переселения. В свою очередь, перечисленные факты свидетельствуют о глубоких исторических связях Кореи с Казахстаном, показывают как казахи и все народы многонационального Казахстана оказались на высоте исторического положения, продемонстрировав высокие морально-этические качества, дружественные связи между различными государствами, создавшими репрессированным корейцам условия для выживания.
Многочисленные мероприятия, активно проводимые корейской диспорой в Казахстане, их творческие порывы в самых различных направлениях демонстрируют бережное отношение к истокам и пропаганду национальной культуры на мировом уровне. В рамках данной статьи невозможно раскрыть все грани богатой культуры корейцев. В дальнейшем планируется более подробное изучение фольклорных источников, закономерно составляющих основу в профессиональном творчестве корейского этноса.
Список использованной литературы:
1. Из выступления Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на торжественном собрании, посвященном Дню единства народа Казахстана. 25 апреля 2013 г.
2. Шериязданова К. Идея мира и согласия. /Казахстанская правда от 03.07.2010.
3. Из выступления Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на торжественном собрании, посвященном 6О-летию проживания корейцев в Казахстане, 10 октября 1997 г.
4. Интернет. е-mail: info.akk@gmail.com
5. Матрена Лим. «Нетленный свет» (Ансамблю «Ачимноуль» - 40 лет. //Газета Коре Ильбо №12 от 23 марта 2012 г.
Кандидат искусствоведения,
доцент, заведующая отделом
музыковедения
Института литературы и искусства им.М.О.Ауэзова
Мусагулова Г.Ж.
[1] Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии
[2] Созданы документальные фильмы: 6-ти серийный «Моя вторая Родина» и «Корейцы Казахстана». В г. Усть-Каменогорске в областном краеведческом музее и в г. Уштобе открыты историко-этнографические экспозиции, посвященные корейцам Казахстана.
[3] В переводе “Вечный сон”
[4] В переводе «Моя гордость – Астана».
[5] В переводе «Утренняя заря».
[6] Коллектив был организован в конце 60-х годов, однако периодом его создания считается 1972 год.