Дружба – основа мирной жизни
Слово «Достық-дружба» наверное является одним из самых первых слов появившихся в казахском языке. И вряд ли кто удивится, что если так же было и в других языках. Потому что многие жизненные вопросы решаются именно теми, кто придает этому понятию то значение, которое оно заслуживает.
И был прав президент страны Нурсултан Назарбаев, когда сказал в своем Послании казахстанскому народу: «Именно понятие «Дружба» есть основа мирной жизни. Все мы являемся казахстанцами, имеющими равные права и равные возможности. Мы – многонациональное общество. И в вопросе межнациональных отношений не должно быть никаких двойных стандартов. Все должны быть равны в государстве. Не должно быть хороших или плохих по этническим или другим признакам». Думаю в Казахстане все бы подписались под этими словами.
Дружба, как одно из самых важных духовных правил казахского народа, имеет очень глубокие корни. Предки казахов, которых в давние времена называли саки, скифы относились к дружбе между людьми очень бережно. Ученый античного времени Лукиан оставил рассказ о крепкой дружбе двух саксих воинов Дандамиде и Амизоке. Во время сражения враги пленили Амизока. И тогда он громко позвал на помощь совего друга Дандамида. В затишье между боями Дандамид пришел в стан противников и потребовал вернуть друга. Вражеские военоначальники спросили: «Что ты готов сделать для своего друга?». Тогда гордый Дандамид ответил: «Я готов выполнить любые ваши требования». Тогда его спросили: «Готов ли ты отдать за друга свои глаза?». Дандамид согласился не задумываясь.
Амизок возвратился домой держа за руку своего друга Дандамида, который ради его свободы лишился своих глаз. Народ их встретил восторженно, и устроил в их честь большой праздник. Враги же узнав об этом поняли, что победить такой сильный духом народ невозможно, и сразу же отступили.
Традиция относится к такой духовной ценности, как дружба, передавалась из поколения в поколение. Писатель Азильхан Нуршайыков в книге «Ақиқат пен аңыз – Истина и легенда», привел яркий пример дружбы на фронтах Великой Отечественной войны. Вот рассказ героя книги, легендарного батыра Бауржана Момышулы о дружбе на передовой Великой Отечественной войны: «В дивизий было семь полков. Четыре из них были орденоносцами. Мой заместитель был родом из нашего Казалы, потомок русских рыбаков, Герой Советского Союза, гвардии полковник Геннадий Фадеевич Шляпин. Он свободно говорил по-казахски. Заместитель по политической части был старый большевик, бывший секретарь Саратовского обкома, гвардии полковник Иван Михайлович Коньков. Шляпин меня называл по казахскому обычаю аға-старший брат, а его аксакалом».
Когда я прочел эти строки, взял из книжного шкафа второй том книги «Герои Советского Союза» выпушенного в 1988 году в Москве. Там было написано, что Геннадий Васильевич Шляпин родился в 1922 году, родом из Казалы что находится в Кзылординской области. В книге так же написано о его подвигах. Казахстанский батыр после войны жил Казалы и Ташкенте. Скончался он в 1970 году.
В 1972 году ученый из Шымкента, кандидат филологических наук Асильхан Оспанулы на страницах газет нашей республики опубликовал статью «Қазығұрт қыраны – Сокол из Казыгурта», где доказал, что отец героя Омаркул – казах, а мать Бахараим – дочь узбекского народа. Хотя долгое время считалось, что Герой Советского Союза генерал-майор Сабир Рахимов по национальности узбек. Общественность эту новость приняла с воодушевлением. Только чиновники от власти не хотели замечать, что ученый написал «Герой Советского Союза Сабир Рахимов является сыном двух братских народов». Эти чинуши решили, что такая новость принесет вред дружбе между казахским и узбекским народами. Но и среди представителей узбекского народа нашлись люди, которые правильно восприняли эту новость. Например великая узбекская танцовшица Тамара ханум в интервью газете «Егемен Қазақстан» рассказывая о многовековой дружбе наших народов с гордостью привела пример о судьбе генерала С.Рахимова. Она сказала, что отец генерала С.Рахимова казах, а мать узбечка. И что в детстве будущий Герой Советского Союза рос у родственников по матери, в городе Ташкенте.
Великий казахский поэт Кадыр Мырза Али в книге «Иірім – Водоворот», привел интересную информацию, которая могла бы быть примером для многих: «В августе 1977 года группа казахских писателей поехали в Уфу. Самым радостным событием в этой поездке для меня стало знакомство с давнейшим другом нашей страны – писателем Сайфи Кудашем. Мы с ним общались как сын с отцом. А самое главным в нашей встрече было то что – он мне рассказал о казахском поэте Магжане, который стал жертвой сталинских репрессий. Оказывается С.Кудаш написал книгу воспоминаний, где эпиграфом взял стихи Магжана. В то время в Казахстане не разрешалось даже произносить вслух имя опального поэта. А в Башкортстане Сайфи Кудаш, в те годы, старался возвратить доброе имя поэта. Он даже написал письмо-обращение в адрес правительства СССР. Такое же письмо он послал на имя Д.Кунаева в Алматы. В том, что доброе имя Магжана возвратилось в родную литературу есть большая заслуга Сайфи Кудаша».
Подобных примеров дружбы народов в Казахстане немало. Одним из известных творческих личностей нашей страны был писатель Морис Симашко (настоящая фамилия - Шамис). Фильм «Султан Бейбарс» снятый по его произведению «Емшан» и сегодня является одним из самых популярных. Когда в одной из соседних стран были допущены выпады в отношений представителей еврейской национальности, он написал открытое письмо лауреату Нобелевской премии Жоресу Алферову, где указывал на то, что в Казахстане уважают представителей всех народов, и привел яркий пример. Вот что он написал: «Недавно казахстанский пен-клуб выдвинул меня на Нобелевскую премию по литературе. Я три года не давал на это согласия. А согласился потому, что само по себе это показательно. Если тюркская-мусульманская страна выдвигает сегодня на высшую премию русского писателя-еврея, ...то значит, несмотря ни на что, в мире что-то кардинально меняется». Письмо писателя Мориса Симашко было опубликовано в газете «Время» 28 декабря 2000 года.
Действительно, то, что тот, кого первым выдвинули на получение всемирно известной премии среди казахстанских писателей стал Морис Симашко, чей отец еврей, а мать немка, является очень ярким примером уважения человека в нашей стране, какой бы он национальности не был. В Казахстане все равны.
Мой друг, доктор исторических наук Мухтар Кожа рассказал мне интересную историю. Оказывается однажды в поезде его попутчиками были турки-месхетинцы. Они рассказали как приехали в Казахстан. Это случилось в те годы, когда по решению Советского правительства, депортированные народы, в том числе и турки-месхетинцы, были вынуждены из родных мест выехать в Казахстан. В пути пришлось ехать очень долго, и они пережили много трудностей. Когда они приехали в Казахстан, казахи несмотря на то что было самим очень трудно, приняли их как своих близких, взяли к себе в дом и делились всем что у них было. Вспоминая невзгоды тех лет турки-месхетинцы плакали. Теперь же турки-месхетинцы считают Казахстан своей родиной, а казахов своими близкими. Когда они говорили об этом, то, опять плакали.
Многие годы в городе Шымкенте, что находится на юге Казахстана, жила Надежда Васильевна Кутнякова. После окончания Шымкентского пединститута она стала работать в родном институте преподавателем. Со временем она вышла замуж. Ее супруг казах, а дети знают родной казахский и еще несколько языков. Надежда Васильевна всегда утверждала, что безгранично любит казахский народ. И, что об этом постоянно говорит своим студентам. Оказывается ее детство прошло в одном из сталинских лагерей для «врагов народа» расположенных в Казахстане, куда были заключены ее безвинные родители. Будучи маленькой девочкой Надежда Васильевна часто подбирала сушеный творог-курт, который бросали сердобольные казахские женщины через колючую проволку. Когда Надежда Васильевна рассказывала о том нелегком времени, в ее глазах всегда появлялись слезы.
Известный государственный деятель Казахстана Узбекали Жанибеков в своей книге воспоминаний, привел рассказ человека приехавшего в Казахстан после Великой Отечественной войны из Украины, и назвавшего казахскую женщину своей второй матерью: «На войне я дружил с одним казахским джигитом. Мы подружились очень сильно и решили что после войны поедем жить на Украину или в Казахстан. Дали друг-другу слово. Но наше желание не сбылось. Во время одного из боев мой друг погиб. Когда я возвратился домой, то увидел, что от родной деревни ничего не осталось. Никто не знал где мои родители. Мои поиски и обращения в военный комиссариат не дали никаких результатов. Я почувствовал себя, будто остался один во всем мире. И тогда я решил поехать в Казахстан, на родину погибшего друга. Но к сожалению потерял его адрес. Все, что я знал о Казахстане это то, что столицей республики является город Алматы. Приехав в Алматы я долго бродил по железнодорожному вокзалу. Пожилая женщина казашка, заметившая мою растерянность, спросила откуда я. Пришлось ей рассказать все как есть. Тогда она сказала: «Сынок, у нас с тобой похожие судьбы. Я тоже каждый день прихожу сюда и жду сына. А он никак не возвращается с войны». У нее в глазах появились слезы. Потом она сказала: «Пойдем ко мне сынок. В моем доме найдется для тебя хлеб и чайник чая». Мы пришли к ней домой. В доме была только одна комната, но было очень чисто и уютно. Я напился чаю и отдохнул. Когда начал собираться на поиски ночлега женщина сказала: «Куда пойдешь, оставайся сынок. Так я и остался у нее жить. Она стала мне второй матерью. Она все ждала своего сына, но не дождалась. Когда она скончалась я проводил ее в последний путь, похоронил по мусульманскому обычаю. Оставшись один я вскоре женился. Родились дети, жизнь потихоньку наладилась». Окончив свой рассказ мужчина расплакался».
Да, нелегкий путь прошел Казахстан до своей независимости. В годы Великой Отечественной войны приезжали сюда сотни тысяч людей из мест, где шли ожесточенные бои с гитлеровскими войсками. В Казахстан были перевезены немало заводов и фабрик. После войны в Казахстан многие прибыли из разных уголков огромного СССР, чтобы поднять целинные земли, осваивать большие производста. Казахи всех принимали как своих. Таков обычай предков. Крепла дружба народов, вместе с ней крепла и страна.
Приобретя независимость, наша родина Казахстан стала самостоятельно решать многие жизненно важные вопросы. И в этом немало заслуг многонационального народа нашей страны которая живет в мире и согласии. Президент страны Нурсултан Назарбаев постоянно говорит о дружбе народов. Вот что он сказал в своем Послании казахстанскому народу: «Казахстан – это наша земля. Это земля, которая испокон веков принадлежала нашим предкам. Земля, которая будет принадлежать нашим потомкам. И мы несем прямую ответственность за то, чтобы на нашей земле царили мир и покой. Мы должны быть настоящими хозяевами своей земли – гостеприимными, радушными, щедрыми, терпимыми». Казахстанцы понимают, как важен мир и согласие в стране. Сегодня Казахстан высоко несет флаг дружбы. И является примером для других.
Бердалы ОСПАН
культуролог