Дунганская музыкальная культура
«Cтабильное будущее,
благополучие и процветание
за той страной,
где мудрая политика и
единство народов».
Президент
Республики Казахстан
Н.А. Назарбаев.
Дунганская музыкальная культура Центральной Азии
(по материалам поездки в Кордайский район).
Стратегия молодого, независимого Казахстана опирается на значимые и верные постулаты – единство народов, дружба и созидание. В этом смысле исследование в широком историко-культурном и социальном аспектах богатейшего и многообразного комплекса музыкального искусства народов, проживающих на территории Казахстана является сегодня одной из наиболее актуальных проблем в области гуманитарных наук. В программе важнейшим структурирующим и организующим стержнем предстает созданная по инициативе первого Президента Республики Н.А.Назарбаева Ассамблея народа Казахстана и планомерная государственная политика, в которой декларируется идея взаимного согласия и уважения каждого народа, населяющего нашу землю. «Обеспечение межэтнического согласия и толерантности, безопасности, стабильности, поддержание сотрудничества, дружбы и единства всех казахстанцев, независимо от их социального положения и этнического происхождения стало возможным благодаря той мудрой политике, которая проводится Президентом страны Н.А.Назарбаевым» [1, с.175]. Весомая функциональная значимость Ассоциации дунган Казахстана (АДК), которая координирует работу дунганских культурных центров в Жамбылской, Алматинской, Акмолинской, Карагандинской Актюбинской областях позволяет проследить за многомерным процессом разносторонней деятельности представленного народа. Так, в период с сентября 2001 года деятельность АДК была посвящена большим событиям: 10-летию Независимости Республики Казахстан, 10-летию образования Ассоциации, 170-летию народного дунганского героя М.А. Биянху, 2000-летию древнего Тараза. Были проведены многочисленные мероприятия: это и Дни дунганской культуры в г. Алматы, Таразе, селах Сортобе, Масанчи, Жалпак-тобе с фольклорными и эстрадными концертными программами, выставкой народного прикладного искусства, произведениями писателей и поэтов; это открытие памятника Биянху в с. Масанчи, празднование 125-летия проживания дунган в Казахстане. АДК Жамбылской области принимает самое активное участие в подготовке и проведении государственных и национальных праздников, фестивалей дунганской молодежи, юбилеев писателей, поэтов, артистов, деятелей культуры, образования и науки. За десять лет своей деятельности Ассоциация объединила представителей дунганского этноса всех регионов, сотрудничает с дунганами Кыргызстана, КНР, Малайзии. Она ведет активную работу по возрождению и развитию национальной культуры, языка, традиций и обычаев. В 2009 году прошло празднование 20-летия Дунганского культурного центра г. Алматы, идея создания которого возникла летом 1989 года. Первые организационные мероприятия национального объединения были инициированы журналисткой С. Янлосы. В сформированный оргкомитет по подготовке учредительной конференции, вошли известные в своей области ученые, журналисты, юристы, музыкальные деятели: З. Ф. Алиева, Б.Я. Баяхунов, И.Н.Вансванов, А.Х. Гасизова, Р.Е.Джаншанло, М.А. Даузов, К. С. Лома, А. Д. Калимов, Б. О. Машанло, Л. Ю. Машанло, М.У. Паншаев, И. Х. Сулейманова, М. К. Цурова, И. И. Юсупов, И. Р. Янлосы, З. Б. Янтижанов, Р. Х. Янчинова м мн.др. Сфера деятельности национального объединения включает в себя участие в мероприятиях городского и республиканского масштабов, работу по собственной программе. Одним из достижений стало создание справочника «Дунгане: история в лицах», куда вошли биографии представителей дунганской диаспоры Казахстана, Киргизии и Узбекистана. Автор издания С.И.Янлосы опиралась на данные анкет, собранных активистами центра [2]. Сбором и редкцией материалов книги занимались М.Н.Вансванова, С.Д.Вансинвин и И.Х.Явахунов. Знаменательным событием в деятельности Ассамблеи народа Казахстана стало проведение крупного мероприятия 20 сентября 2012 года фестиваля «Қазақстан – татулық бесігі» («Казахстан – колыбель дружбы») в рамках празднования Дня языков[1]. Свое мастерство в музыкальном, танцевальном и прикладном видах искусства, поэзии и кулинарии продемонстрировали представитедли многочисленных этносов. В их числе беларусский, дунганский, киргизский, еврейский, немецкий, татрский, турецкий, корейский и другие этнокультурные центры. Торжественная асмосфера праздника, в котором принимали активное участие как старшее поколение, так и молодежь свидетельствует о толерантности и единстве народов, проживающих на территории Республики. Участники фестиваля демонстрировали чувства уважения и братского тепла к казахскому народу, пели песни великого Абая на разных языках, цитировали высказывания известного казахского поэта К.Мырзалиева, выражали глубокое признание и благодарность мудрой политике Первого Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева. На данном мероприятии Председатель этнокультурного центра в с.Сортобе Кордайского района, Жамбылской области С.Д.Вансинвин[2] продемонстрировала образцы прикладного и кулинарного искусства: произведения ручной работы народных умельцев, музыкально-хореографический номер был исполнен молодыми, талантливыми участницами представленного фестиваля Ш.Вансинвин и А.Мадалиновой. Как представитель этокультурного центра С.Д.Вансинвин впервые в с.Сортобе организовала проведение фестиваля молодежи в 1989 году, 100-летие со дня рождения Масанчи. Также были проведены мероприятия, посвященные 125 летию проживания дунган в Казахстане. Участвовала в создании документального фильма «Потомки Биянху». Культурный центр принимал участие в акции по выдвижению кандидатуры Н.Назарбаева на пост Президента Республики Казахстан в 2010 году. К 20-летию Независимости Республики под руководством С.Д.Вансинвин был отснят документальный фильм, посвященный деятельности культурного центра под названием «20 лет мира и согласия». Полноценное изучение культуры дунганского народа до сих пор не предпринималось в отечественной музыковедческой науке, за исключением отдельных статей и очерков, дающих не столь полное представление о ней, в то время как их численность только в Казахстане составляет приблизительно 70 000 человек. С данных позиций рассмотрен широкий круг значительных вопросов –история, быт, особенности трудовой деятельности, специфика семейного устройства, сохранение и утрата взаимоотношений между представителями разных поколений, сложившихся на вековых традициях, а также проблемы морали, нравов, поверий и воспитание терпимости к представителям разных народов и религиозных убеждений. В когорте ярких представителей дунганской диаспоры, проживающей на территории Жамбылской области Кордайского района, в частности в селе Сортобе и Масанчи выделяются имена известных деятелей и представителей различных профессий. Это композиторы, певцы, фыфуди (сказители), исполнители на разных инструментах. Среди них – М.Сушанло, Я.Г.Искаков, Л.Х.Биянху, С.С.Сулеева, а также этно-фольклорная группа «Тэпин». Содействие в сборе и записи материала оказали аким села Сортобе Т.Ю.Абдылдаев и председатель этнокультурного центра Кордайского района, Жамбылской области С.Д.Вансинвин. В 2012 году к 20-летию Ассамблеи народа Казахстана изучение самобытной музыкальной культуры дунганской диаспоры, плодотворно развивающейся на территории Кордайского района Жамбылской области представляет достаточно объемный пласт музыкальной культуры, в большей мере отражающий специфику общности и особенностей жизнедеятельности народа где преемственность традиций, приоритетов в духовной сфере, взаимосвязь и взаимовлияние с художественными традициями не имеет аналогов в других регионах Республики. История переселения дунган в Казахстан тесно связана именно с этой местностью, так как в 1877 году под предводительством Биянху, разделившись на три состава Шеньсийская группа остановилась в количестве 5000 человек сначала в Токмаке на приграничной зоне между Казахстаном и Кыргызстаном, и лишь позднее обосновалась в селах Сортобе и Масанчи на территории нашей республики. Сейчас это довольно развитые и оснащенные регионы, которые представляют места компактного проживания исследуемой диаспоры. Во время поездки в села Сортобе и Масанчи, стало возможным исследование традиционной и современной картины дунганской культуры на современном этапе. Сохранность исконно национального менталитета, обычаев, обрядов, поверий, религиозных суждений, прикладного искусства и кулинарных пристрастий. В поездке по данному региону наше пристальное внимание было приковано к устно-поэтическому и музыкальному наследию дунганского народа. Нам удалось записать народые песни в исполнении стрейшего жителя села Масанчи Мухамэ Сушанло. В вострасте 87 лет он исполнил огромное количество песен и максимально подробно ознакомил с историей их происхождения, продемонстировал мастерство певца и фыфуди (сказителя). В его исполнении прозвучали «13 месяцев» цикл песен, написанный в свое время для императора, которой более 1300 лет. Написанная как эпопея, отражающая события строительства Великой китайской стены, она очень популярна в народе, сохранилась и исполняется в первозданном виде. Наряду с ней записаны и несколько исторических, любовных и трудовых песен, представляющих интерес с точки зрения мелодического, стилистического, метро-ритмического и других аспектов. Это «Мынжянү» («Мэн Цзян-нюй»), «Жынжу до жүанлян» («Жемчужины падают на свернутую занавеску»), «Хуатин щен жын» («Встреча в беседке») и др. Особый интерес представляет деятельность этно-фольклорной группы «Тэпин», сформировавшейся в 1982 году и достойно получившей статус народной. Первоначально группа носила название «Чунтян», что в переводе означает «Весна», сейчас «Тэпин» - мир. Группа состоит из профессиональных и непрофессиональных музыкантов, с эстрадным («Тэпин») и танцевальным составом («Танцующие девушки»), являющие представителями самых различных профессий[3], обладающие умениями игры на различных национальных и других инструментах - янчын, эрхузы, щанзы, енгин, колокольчики, бубен, погремушки, ударные, баян, домбра. В свое время по настоятельной просьбе основателя и первого руководителя Я.Г.Искакова, ныне акима села Масанчи, а также участников состава губернатор провинции Шиньси подарил 2 комплекта народных музыкальных инструментов для коллектива. Первая партия были заказана и привезена из Улан-Уде, вторая из Китая. За 30-летний период на счету «Тэпин» выступления на многочисленных праздничных мероприятиях различного масштаба. Только за последние годы с гастролями они побывали в Москве, Китае (провинция Сиань). 1 мая 2012 года на празднике, посвященном Дню единства народов Казахстана выступали с концертом в Астане и Алматы. В программе прозвучали дунганские, казахские, русские, татарские и песни других народов. При поддержке Ассоциации Дунган Казахстана осуществлены важные национальные проекты, среди которых издание книг об истории дунган, международная выставка «Экспо 2011», фестивали и концерты традиционной и современной музыки, детские праздники. В репертуаре «Тэпин» народные и профессиональные песни «Йиүнчи» («Счастье»), «Двонжяхан» («Труженник»), «Вэму чонни гощини» («Мы поем и веселимся»), «Бый иүр» («Рыбка»), «Зэ Россия» («Россия») на слова Я.Шиваза, музыка Е.Исмаилова, «Куэ щон ятур» («Быстрее расти девочка») на слова Х.Ливазхаджаева, музыка Е.Исмаилова, «Ныниза гунен» («Девушка из Нинся»), «Гунен теву» («Танцующая девушка»), «Хуапин» («Цветочная поляна») на слова Х.Илахунова, музыка Е.Исмаилова, «Чунтян» («Весна») на слова И.Шисыра, музыка Е.Исмаилова, «Ту йижду хуа» («Первое слово») музыка Е.Исмаилова, «Вәди бонгор шин» («Моя возлюбленная») на слова И.Шисыра, музыка Е.Исмаилова, «Хозэди чютян» («До свидания осень») на слова А.Соваза, музыка Е.Исмаилова и другие. В составе коллектива заслуженные артисты и лауреаты многочисленных международных и республиканских конкурсов Л.Х.Биянху, И.М.Бицаров, Г.С.Лиров, Р.Р.Кимуров, С.Э.Сыва, А.Х.Айдыров, З.С.Джинбаров, С.А.Щерба, М.А.Кадырова, Э.С.Кожонова, Е.Щ.Щимаров, З.С.Мейзер, С.А.Люшсан, И.Щ.Лилизов. В интервью с руководителем нынешнего состава группы Лугмаром Биянху, который является прямым потомком предводителя восстания в Китае и предводителем дунган-переселенцев получены некоторые сведения о дальнейших творческих планах группы. Коллективом фольклорно-этнографической группы «Тэпин» в следующем году запланированы гастрольные поездки в различные страны, города и регионы с новыми песнями и концертными номерами. В рамках данной статьи мы лишь вкратце осветили некоторые вопросы исследуемого аспекта. Таким образом следует указать на то, что дунгане Центральной Азии в Кордайском районе Жамбылской области сохранили традиции, обычаи, обряды и культуру Китая 18-19 веков: красочные формы одежды, оригинальные прически невесты, звонкие колокольчики, сопровождающие ее на каждом шагу, разнообразные вышивки и красивые украшения, выполненные руками местных мастеров. Вместе с тем, сегодня с богатой национальной культурой, которую образуют эпос, сказки, легенды, предания, анекдоты вошедшие в различные издания, энциклопедии, в труды ученых-историков, философов и других представителей изучаемого этноса, мы на собственном практическом опыте подробно ознакомились с творчеством сказителей, поэтов, писателей, и конечно же композиторов и исполнителей. Все представленные жанры устно-поэтической поэзии и музыкального искусства имеют непосредственное сходство и взаимосвязь с сюжетами, образами и мотивами китайского народа. Такая общность обусловлена сходством многовековой исторической, экономической, социальной и культурной жизни народов представленного региона. Опираясь на важнейшие постулаты современного Казахстана, пропагандирующего идею патриотизма, гражданского долга и общенациональной солидарности следует особо отметить важность и значимость выполняемого отделом музыковедения Института литературы и искусства им.М.О.Ауэзова МОН РК грантового научно-исследовательского проекта «Музыкальное искусство народов Казахстана». Данный проект нацелен на отражение процесса сохранности, функционирования и развития национальных традиций и иновлияний в дунганской музыкальной культуре, трансформации их традиционного наследия в условиях нового тысячелетия. Введение в научный оборот совершенно нового материала, связанного с творчеством мастеров культуры дунганской диаспоры, богатейший опыт дунган Казахстана будет использован для научного обоснования сохранения и развития традиций национальной культуры. Список использованной литературы: 1. «Менің Отаным – Қазақстан» «Казахстан – моя Родина». /Қазақстан халқы Ассамблеясы Төрағасының орынбасары Е.Л.Тоғжанов және Ю.Е.Тимощенко жалпы редакциясы бойынша. Астана, 2011. - 176 стр. 2. Дунгане: история в лицах /Сост.С.И.Янлосы. – Алматы, 1998. - 192 с. (Справ. – биогр. изд.)
Мусагулова Гульмира Жаксыбековна Кандидат искусствоведения, доцент заведующая отделом музыкального искусства Института литературы и искусства им.М.О.Ауэзова Член союза композиторов Казахстана |
|
|
|
[1] Мероприятие проводилось в стенах Казахского Национального технического университета им. К.Сатпаева
[2] Активистка, энтузиаст, информатор и собиратель ценных, достоверных материалов, касающихся деятельности известных дунганских деятелей, ветеранов войны. Долгие годы всей жизни С.Д.Вансинвин посвятила педагогической деятельности. Награждена многочисленными грамотами и дипломами, имеет различные поощрения за проведения массовых культурных мероприятий.
[3] В основном это учителя сельских школ.