Жаңалықтар

Экс-председатель Совета Евросоюза: Астана готова принять ЭКСПО-2017

Недавно я был поражен тем, как много полезного можно почерпнуть из опыта Казахстана – страны, расположенной в самом сердце Центральной Азии, и ставшей независимым государством в 1991 году. Территория Казахстана в пять раз превышает территорию Франции, при этом численность населения составляет 16 млн.  Казахстан получил независимость после распада Советского Союза. Тогда некоторые внешние наблюдатели задавались вопросом, способен ли он вообще стать жизнеспособным государством. Сегодня, через 21 год после получения независимости, Казахстан представляет собой быстро развивающуюся страну со здоровой рыночной экономикой. При этом он является источником стабильности и роста в регионе Центральной Азии и имеет репутацию весьма уважаемого международного партнера. Как этого удалось достичь? Многое было сделано благодаря интуиции и стратегии одного человека – президента Назарбаева, определившего развитие Казахстана со дня получения страной независимости до тех позиций, которые она занимает сегодня. В основе его правления лежат неспешные, но упорные реформы – в первую очередь, экономики – целью которых является создание прочного основания для независимого развития страны. За время, прошедшее с 1994 года, средний доход на душу населения вырос в двенадцать раз. При этом безработица остается на весьма низком уровне. Что касается политической модернизации, то она начинается медленно, и причиной тому является мнение казахстанских властей, что процессу нужно дать время, чтобы он развивался в полном соответствии с теми потребностями, традициями и ожиданиями, которые присущи казахстанскому обществу, а не теми, которые провозглашаются на Западе. Лидеры Казахстана указывают в качестве примера на соседний Кыргызстан, который более активно начал развивать политические институты, и, в итоге, прошел через две революции и сегодня имеет ВВП на душу населения примерно в пять раз ниже, чем в Казахстане. Главное различие между этими двумя странами состоит в том, что Казахстан владеет богатыми природными ресурсами, в то время как Кыргызстан таковых не имеет. Однако это все же не вполне объясняет успех казахстанской модели развития. Есть множество стран, не обделенных природными ресурсами, однако, ценность страны, вообще говоря, не определяется одним их наличием. Для Казахстана, например, главным приоритетом является образование. В 2009 году Казахстан занял первое место в индексе ЮНЕСКО «Развитие всеобщего образования», продемонстрировав высокие уровни начального образования, всеобщей грамотности взрослого населения, а также гендерный паритет. Это впечатляющие результаты продолжения политики развития системы образования, проводившейся в Советском Союзе, и это жизненно важно для обеспечения молодого и малочисленного населения Казахстана знаниями, необходимыми для благополучной жизни в условиях экономики, опирающейся на научно-технический прогресс, которую намерены строить лидеры страны. Власти Казахстана осознают, что ставка на природные ресурсы – это опасный курс, ставящий под угрозу благополучное будущее страны. Их подход прост: стране следует адаптироваться к высоким технологиям постиндустриальной экономики, чтобы не отстать от мировых темпов развития. Реформа здравоохранения также включена руководством страны в число приоритетов, поскольку власти видят в ней предпосылку для успешного социально-экономического развития. За период с 1993 года по настоящее время страна привлекла более $160 млрд прямых иностранных инвестиций, что составляет 80% всех иностранных инвестиций в Центральную Азию. Благодаря своей тонкой дипломатии и умению балансировать между Китаем, Россией и Западом, Казахстан является уважаемым партнером в целом ряде вопросов международной безопасности. Развивающимся странам следует обратить внимание на инициативу жизнеспособного развития сектора энергетики, которую Казахстан выдвинул в Организации объединенных наций. Эта инициатива весьма необычна для страны, богатой природными ресурсами. Главная программа инициативы «Партнерство зеленого моста» была представлена на конференции «Rio+20» в июне текущего года. Предложенная инициатива «Партнерство зеленого моста» представляет собой международный механизм сотрудничества на уровне стран, правительств, международных организаций и частных компаний, цель которого состоит в том, чтобы на транснациональном уровне найти решения для устойчивого роста. За время, прошедшее с момента представления инициативы в Рио-де-Жанейро, интерес к участию в проекте уже выразили Европейский банк развития, Международная финансовая корпорация и ряд правительств стран-партнеров. Я полагаю, что данная идея обладает существенным потенциалом, при этом отрадно видеть, что молодая страна продвигает такую смелую международную программу. Эти амбиции в еще большей степени высветила заявка Казахстана на организацию в своей новой столице Астане выставки ЭКСПО 2017 на тему «Будущее энергетики», которую, как ожидается, посетят порядка пяти миллионов человек из разных стран мира. Цель данного мероприятия состоит в том, чтобы обсудить альтернативные способы получения энергии, опираясь на существующий глобальный опыт. Этот проект достоин поддержки со стороны правительств других, особенно развивающихся, стран. Я полагаю, что нам следует продемонстрировать солидарность с молодой и успешной страной, которая уже разработала столь прогрессивную международную повестку дня и предлагает крайне необходимые свежие решения. Среди экономического мрака, сгустившегося над Европой, и, в частности, над моей страной Испанией, мы все чаще присматриваемся к более молодым, и зачастую более динамичным государствам, которые порой заставляют нас вступать в конкурентную борьбу на более высоком уровне. Казахстан представляется одной из тех стран, которые имеют все шансы миновать несколько промежуточных этапов развития, непосредственно вступив в фазу передовой экономики, опирающейся на научно-технический прогресс. Всем нам следует иметь это в виду. Источник: Мигель Анхель Моратинос, издание Foreign Policy Journal (США), перевод: Sobesednik.ru  Миге́ль А́нхель Морати́нос Куйаубе́ (исп. Miguel Ángel Moratinos Cuyaubé; род. 8 июля 1951, Мадрид) — испанский дипломат, юрист и политик. В 2004—2010 годах занимал должность министра иностранных дел и международного сотрудничества в кабинете Сапатеро. Член Испанской социалистической рабочей партии. В период председательства Испании в ЕС Моратинос с 1 января 2010 года занимал пост председателя Совета Европейского союза.
22.11.2012 17:35 2754

Недавно я был поражен тем, как много полезного можно почерпнуть из опыта Казахстана – страны, расположенной в самом сердце Центральной Азии, и ставшей независимым государством в 1991 году. Территория Казахстана в пять раз превышает территорию Франции, при этом численность населения составляет 16 млн. 

Казахстан получил независимость после распада Советского Союза. Тогда некоторые внешние наблюдатели задавались вопросом, способен ли он вообще стать жизнеспособным государством. Сегодня, через 21 год после получения независимости, Казахстан представляет собой быстро развивающуюся страну со здоровой рыночной экономикой. При этом он является источником стабильности и роста в регионе Центральной Азии и имеет репутацию весьма уважаемого международного партнера.

Как этого удалось достичь?

Многое было сделано благодаря интуиции и стратегии одного человека – президента Назарбаева, определившего развитие Казахстана со дня получения страной независимости до тех позиций, которые она занимает сегодня. В основе его правления лежат неспешные, но упорные реформы – в первую очередь, экономики – целью которых является создание прочного основания для независимого развития страны. За время, прошедшее с 1994 года, средний доход на душу населения вырос в двенадцать раз. При этом безработица остается на весьма низком уровне.

Что касается политической модернизации, то она начинается медленно, и причиной тому является мнение казахстанских властей, что процессу нужно дать время, чтобы он развивался в полном соответствии с теми потребностями, традициями и ожиданиями, которые присущи казахстанскому обществу, а не теми, которые провозглашаются на Западе.

Лидеры Казахстана указывают в качестве примера на соседний Кыргызстан, который более активно начал развивать политические институты, и, в итоге, прошел через две революции и сегодня имеет ВВП на душу населения примерно в пять раз ниже, чем в Казахстане.

Главное различие между этими двумя странами состоит в том, что Казахстан владеет богатыми природными ресурсами, в то время как Кыргызстан таковых не имеет. Однако это все же не вполне объясняет успех казахстанской модели развития. Есть множество стран, не обделенных природными ресурсами, однако, ценность страны, вообще говоря, не определяется одним их наличием.

Для Казахстана, например, главным приоритетом является образование. В 2009 году Казахстан занял первое место в индексе ЮНЕСКО «Развитие всеобщего образования», продемонстрировав высокие уровни начального образования, всеобщей грамотности взрослого населения, а также гендерный паритет. Это впечатляющие результаты продолжения политики развития системы образования, проводившейся в Советском Союзе, и это жизненно важно для обеспечения молодого и малочисленного населения Казахстана знаниями, необходимыми для благополучной жизни в условиях экономики, опирающейся на научно-технический прогресс, которую намерены строить лидеры страны. Власти Казахстана осознают, что ставка на природные ресурсы – это опасный курс, ставящий под угрозу благополучное будущее страны. Их подход прост: стране следует адаптироваться к высоким технологиям постиндустриальной экономики, чтобы не отстать от мировых темпов развития.

Реформа здравоохранения также включена руководством страны в число приоритетов, поскольку власти видят в ней предпосылку для успешного социально-экономического развития.

За период с 1993 года по настоящее время страна привлекла более $160 млрд прямых иностранных инвестиций, что составляет 80% всех иностранных инвестиций в Центральную Азию. Благодаря своей тонкой дипломатии и умению балансировать между Китаем, Россией и Западом, Казахстан является уважаемым партнером в целом ряде вопросов международной безопасности.

Развивающимся странам следует обратить внимание на инициативу жизнеспособного развития сектора энергетики, которую Казахстан выдвинул в Организации объединенных наций. Эта инициатива весьма необычна для страны, богатой природными ресурсами. Главная программа инициативы «Партнерство зеленого моста» была представлена на конференции «Rio+20» в июне текущего года.

Предложенная инициатива «Партнерство зеленого моста» представляет собой международный механизм сотрудничества на уровне стран, правительств, международных организаций и частных компаний, цель которого состоит в том, чтобы на транснациональном уровне найти решения для устойчивого роста. За время, прошедшее с момента представления инициативы в Рио-де-Жанейро, интерес к участию в проекте уже выразили Европейский банк развития, Международная финансовая корпорация и ряд правительств стран-партнеров.

Я полагаю, что данная идея обладает существенным потенциалом, при этом отрадно видеть, что молодая страна продвигает такую смелую международную программу.

Эти амбиции в еще большей степени высветила заявка Казахстана на организацию в своей новой столице Астане выставки ЭКСПО 2017 на тему «Будущее энергетики», которую, как ожидается, посетят порядка пяти миллионов человек из разных стран мира. Цель данного мероприятия состоит в том, чтобы обсудить альтернативные способы получения энергии, опираясь на существующий глобальный опыт. Этот проект достоин поддержки со стороны правительств других, особенно развивающихся, стран. Я полагаю, что нам следует продемонстрировать солидарность с молодой и успешной страной, которая уже разработала столь прогрессивную международную повестку дня и предлагает крайне необходимые свежие решения.

Среди экономического мрака, сгустившегося над Европой, и, в частности, над моей страной Испанией, мы все чаще присматриваемся к более молодым, и зачастую более динамичным государствам, которые порой заставляют нас вступать в конкурентную борьбу на более высоком уровне.

Казахстан представляется одной из тех стран, которые имеют все шансы миновать несколько промежуточных этапов развития, непосредственно вступив в фазу передовой экономики, опирающейся на научно-технический прогресс.

Всем нам следует иметь это в виду.

Источник: Мигель Анхель Моратинос, издание Foreign Policy Journal (США), перевод: Sobesednik.ru 

Миге́ль А́нхель Морати́нос Куйаубе́ (исп. Miguel Ángel Moratinos Cuyaubé; род. 8 июля 1951, Мадрид) — испанский дипломат, юрист и политик. В 2004—2010 годах занимал должность министра иностранных дел и международного сотрудничества в кабинете Сапатеро. Член Испанской социалистической рабочей партии. В период председательства Испании в ЕС Моратинос с 1 января 2010 года занимал пост председателя Совета Европейского союза.

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға