Жаңалықтар

Калкаманулы Бухар жырау

Казахский поэт-сказитель, государственный деятель Бухар-жырау Калкаманулы родился в районе горы Далба на территории нынешнего Баянаульского района Павлодарской области. Он происходил из рода Аргын, из его рода Каржас. Отец Бухара был батыром. Известно, что он имел мусульманское образование, в совершенстве владел искусством слова. Дошедшие до нас произведения Бухара были сохранены народом и записаны в конце ХIХ и начале ХХ столетия. Прожив долгую жизнь, Бухар-жырау стал свидетелем многих исторических событий. При Тауке-хане он был одним из влиятельных биев. Претерпев материально-бытовые трудности и лишившись своего былого влияния в "Годы Великого бедствия...", с приходом к власти Абылай-хана Бухар-жырау возвращается к государственным делам. Являясь главным советником хана и одним из авторитетнейших биев, Бухар-жырау играл важную роль в разрешении крупных проблем жизни казахского народа. Бухар-жырау был весьма образованным для своего времени человеком и писал на арабском языке. Из его поэтического наследия до нас дошло около 1200 строк. Они были собраны в XIX-XX вв. из устных преданий. Из сочинений Бухар-жырау и содержащихся в них идейных противоречий, выявляются многие противоречивые тенденции того времени. Нестабильный и переменчивый характер своего времени Бухар-жырау воспринимает как вполне закономерное явление. Он говорит, что в мире нет ничего вечного, подвергаются изменениям не только жизнь человечества, но и сама природа. Бухар-жырау мечтает об объединении трех жузов казахского народа под началом единого сильного государства с одним центром. Поэтому, считая Абылай-хана способным претворить в жизнь эту мечту, Бухар-жырау всячески поддерживает его в своих действиях и песнях, ведет самоотверженную борьбу за развитие и укрепление ханской власти. Бухар-жырау понимает, что установление дружественных отношений с русским народом отвечает жизненным интересам казахского народа. В этой связи он оказывает определенное влияние на Абылай-хана. Наряду с этим Бухар-жырау понимает, что основной целью царского правительства является реализация колониальной политики. Затрагивая наиболее актуальные проблемы своего времени, в своих произведениях Бухар-жырау призывал людей к единству, дружбе и героизму. Подвергая острой критике некоторые жестокие поступки Абылай-хана, он, наряду с этим, является автором многих философско-афористических размышлений в виде агитационно-пропагандистских и безусловных сентенций. Произведения Бухара, в которых он касался всех животрепещущих вопросов своего времени и пытался ответить на них, начали появляться на страницах печати еще до революции. Его произведения неоднократно издавались в сборниках, антологиях и хрестоматиях. Наиболее полно они представлены в антологии "Алдаспан", изданной в 1970 году. В 2002 году вышел сборник «Нар заман мен заман поэзиясы», где представлено значительное количество произведений жырау. Источник: акимат Павлодарской области
08.04.2013 08:19 7071

Казахский поэт-сказитель, государственный деятель Бухар-жырау Калкаманулы родился в районе горы Далба на территории нынешнего Баянаульского района Павлодарской области. Он происходил из рода Аргын, из его рода Каржас. Отец Бухара был батыром. Известно, что он имел мусульманское образование, в совершенстве владел искусством слова. Дошедшие до нас произведения Бухара были сохранены народом и записаны в конце ХIХ и начале ХХ столетия. Прожив долгую жизнь, Бухар-жырау стал свидетелем многих исторических событий. При Тауке-хане он был одним из влиятельных биев.

Претерпев материально-бытовые трудности и лишившись своего былого влияния в "Годы Великого бедствия...", с приходом к власти Абылай-хана Бухар-жырау возвращается к государственным делам. Являясь главным советником хана и одним из авторитетнейших биев, Бухар-жырау играл важную роль в разрешении крупных проблем жизни казахского народа.

Бухар-жырау был весьма образованным для своего времени человеком и писал на арабском языке. Из его поэтического наследия до нас дошло около 1200 строк. Они были собраны в XIX-XX вв. из устных преданий. Из сочинений Бухар-жырау и содержащихся в них идейных противоречий, выявляются многие противоречивые тенденции того времени. Нестабильный и переменчивый характер своего времени Бухар-жырау воспринимает как вполне закономерное явление. Он говорит, что в мире нет ничего вечного, подвергаются изменениям не только жизнь человечества, но и сама природа.

Бухар-жырау мечтает об объединении трех жузов казахского народа под началом единого сильного государства с одним центром. Поэтому, считая Абылай-хана способным претворить в жизнь эту мечту, Бухар-жырау всячески поддерживает его в своих действиях и песнях, ведет самоотверженную борьбу за развитие и укрепление ханской власти.

Бухар-жырау понимает, что установление дружественных отношений с русским народом отвечает жизненным интересам казахского народа. В этой связи он оказывает определенное влияние на Абылай-хана. Наряду с этим Бухар-жырау понимает, что основной целью царского правительства является реализация колониальной политики.

Затрагивая наиболее актуальные проблемы своего времени, в своих произведениях Бухар-жырау призывал людей к единству, дружбе и героизму. Подвергая острой критике некоторые жестокие поступки Абылай-хана, он, наряду с этим, является автором многих философско-афористических размышлений в виде агитационно-пропагандистских и безусловных сентенций.

Произведения Бухара, в которых он касался всех животрепещущих вопросов своего времени и пытался ответить на них, начали появляться на страницах печати еще до революции. Его произведения неоднократно издавались в сборниках, антологиях и хрестоматиях. Наиболее полно они представлены в антологии "Алдаспан", изданной в 1970 году. В 2002 году вышел сборник «Нар заман мен заман поэзиясы», где представлено значительное количество произведений жырау.

Источник: акимат Павлодарской области

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға