Жаңалықтар

1886-1895 г.г.

Д. П. Багаев - павлодарский краевед, фотограф, первый директор областного историко-краведческого музея. История Экибастузского месторождения начинается с XIX века, когда некий Косым Пшенбаев обнаружил залежи угля. Обозначив место находки двумя кусками каменной соли, он невольно дал название местности (каз. Екібастұз с казахского — дословно «две головы соли»). Так якобы возникло и закрепилось название места — Экибастуз. Датирует Багаев это событие 1886 годом. К. Нуралин — …Какой-то пастух кипятил в степи овечье молоко. В качестве таганка под котелок положил черные камни, валявшиеся вокруг. Вдруг он видит чудо — камни горят пламенем. Чтобы не забыть место с чудесными камнями, он с соседнего соленого озера притащил две глыбы соли и водрузил их торчмя. И место стало называться «Еки бас туз» — «Две головы соли». В конце XIX века экибастузским углем заинтересовался павлодарский купец А. И. Деров, который в 1893 году для выяснения благонадежности месторождения направил в Экибастуз небольшую поисково-разведочную партию. Однако эта разведка из-за неопытности изыскателей не дала положительных результатов. Деров, опасаясь неоправданных затрат, не решался начать освоение бассейна. В то же время Западно-Сибирская горная партия, принимая во внимание острую необходимость в твердом топливе для строящейся дороги, и постоянно развивающегося пароходства по Иртышу, близость Экибастуза по реке Иртыш к линии Западно-Сибирской железной дороги, настоятельно рекомендовала Дерову повторить более грамотные разведочные работы. Открытие месторождения угля К. Пшенбаевым, а затем разведка ученых, инженеров и геологов, приглашенных павлодарским купцом-миллионером А. И. Деровым в конце 90-х годов XIX века, привели к тому, что было решено начать первые попытки добычи угля шахтным способом. Собственных капиталов Дерова было недостаточно, и он начинает создавать акционерное общество. А развитие пароходства на Иртыше и Оби, пуск железной дороги в 1886 году от Челябинска до Омска предопределили исход - уголь Экибастуза требуется вывозить к Иртышу. Заручившись поддержкой киевского сахарозаводчика Л. Бродского и духовного наставника протоиерея Иоанна Кронштадтского, А. Деров принял решение о создании акционерного общества по добыче экибастузского угля, которое впоследствии получило название «Воскресенское». Весной 1895 года Деров вместе с Касымом Пшембаевым приступают к новым разведочным работам в Экибастузе. На этот раз разведочный шурф глубиной 6,4 метра закладывается в 2,5 километра от западной части соленого озера Экибастуз. Пробы угля из этого шурфа показала наличие здесь весьма мощного крутопадающего пласта с хорошей качественной характеристикой. В 1895 году Деров на Экибастузском месторождении закладывает три разведочных шахты - Владимирская, Мариновская, Ольговская. Источник: акимат Павлодарской области
20.03.2013 05:48 3542

Д. П. Багаев - павлодарский краевед, фотограф, первый директор областного историко-краведческого музея. История Экибастузского месторождения начинается с XIX века, когда некий Косым Пшенбаев обнаружил залежи угля. Обозначив место находки двумя кусками каменной соли, он невольно дал название местности (каз. Екібастұз с казахского — дословно «две головы соли»). Так якобы возникло и закрепилось название места — Экибастуз. Датирует Багаев это событие 1886 годом.

К. Нуралин — …Какой-то пастух кипятил в степи овечье молоко. В качестве таганка под котелок положил черные камни, валявшиеся вокруг. Вдруг он видит чудо — камни горят пламенем. Чтобы не забыть место с чудесными камнями, он с соседнего соленого озера притащил две глыбы соли и водрузил их торчмя. И место стало называться «Еки бас туз» — «Две головы соли».

В конце XIX века экибастузским углем заинтересовался павлодарский купец А. И. Деров, который в 1893 году для выяснения благонадежности месторождения направил в Экибастуз небольшую поисково-разведочную партию. Однако эта разведка из-за неопытности изыскателей не дала положительных результатов. Деров, опасаясь неоправданных затрат, не решался начать освоение бассейна. В то же время Западно-Сибирская горная партия, принимая во внимание острую необходимость в твердом топливе для строящейся дороги, и постоянно развивающегося пароходства по Иртышу, близость Экибастуза по реке Иртыш к линии Западно-Сибирской железной дороги, настоятельно рекомендовала Дерову повторить более грамотные разведочные работы.

Открытие месторождения угля К. Пшенбаевым, а затем разведка ученых, инженеров и геологов, приглашенных павлодарским купцом-миллионером А. И. Деровым в конце 90-х годов XIX века, привели к тому, что было решено начать первые попытки добычи угля шахтным способом. Собственных капиталов Дерова было недостаточно, и он начинает создавать акционерное общество. А развитие пароходства на Иртыше и Оби, пуск железной дороги в 1886 году от Челябинска до Омска предопределили исход - уголь Экибастуза требуется вывозить к Иртышу. Заручившись поддержкой киевского сахарозаводчика Л. Бродского и духовного наставника протоиерея Иоанна Кронштадтского, А. Деров принял решение о создании акционерного общества по добыче экибастузского угля, которое впоследствии получило название «Воскресенское».

Весной 1895 года Деров вместе с Касымом Пшембаевым приступают к новым разведочным работам в Экибастузе. На этот раз разведочный шурф глубиной 6,4 метра закладывается в 2,5 километра от западной части соленого озера Экибастуз. Пробы угля из этого шурфа показала наличие здесь весьма мощного крутопадающего пласта с хорошей качественной характеристикой. В 1895 году Деров на Экибастузском месторождении закладывает три разведочных шахты - Владимирская, Мариновская, Ольговская.

Источник: акимат Павлодарской области

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға