Жаңалықтар

Город Аксу: 1900-1916 г.г.

Известный семипалатинский краевед и исследователь, бывший политссыльный, народник Н. Я. Коншин, посетивший Павлодар и другие районы уезда, очень ярко описал в 1900 году Воскресенскую пристань: «На пристань по левому берегу Иртыша идет проселочная дорога, очень сносная, как и все наши степные дороги. По ней я проехал обратно, на пристань же мне удалось съездить на пароходе, который вел туда баржи для нагрузки углем… Лишь через шесть часов, поздно вечером, добрался пароход до Воскресенской пристани, где мне надо было попасть в главную контору Общества, чтобы получить там разрешение проехать на Экибастуз по железной дороге…» Далее наш гость из Семипалатинска долго блуждал по пристани в темноте в поисках злополучной конторы, которая находилась в 1,5 верстах от Иртыша. Случайно попавшийся ночной сторож, узнав, что у Коншина была записка от Дерова, провел его на станцию железной дороги. «На станции никакого помещения для пассажиров не оказалось, и ожидавшие поезда рабочие спали в прихожей на полу, мне же предложили посидеть в телефонной. Пришедший под утро поезд из Экибастуза долго простоял на станции, и я воспользовался его остановкой для осмотра пристани. Кроме главной конторы и железнодорожных построек, здесь находится целый ряд недавно отстроенных зданий, где помещаются "главноуправляющий" конторой (П. И. Фигнер) и разные служащие. Здания - деревянные, большие, некоторые в два этажа. С копями в Экибастузе и с Павлодаром главная контора Воскресенской пристани соединена телефоном». По сведениям специалистов тех лет, это была система телефонов Эриксона (американская фирма). Воскресенская пристань и дорога успешно действовали несколько лет. В течение 1900—1903 годов по дороге было вывезено и перегружено в баржи через пристань до 1,5 миллиона пудов угля в год. После банкротства общества в 1903 году пришли в упадок пристань и железная дорога. Одновременно с пристанью возле казахского аула № 5, в урочище Кызыл Шырпы, появилось новое поселение из глинобитных домиков, где жила казахская беднота, работавшая на пристани и железной дороге. После переселения крестьян, с 1906 года, население этого поселка постепенно увеличивалось. Поселение, названное Глинкой, к 1911 году достигло 1000 человек. В 1912—1913 годах произошли изменения в жизни бывшей пристани и Глинки. По указу губернатора и при давлении местного казачества посёлку и пристани дали название Ермак. В 1914 году был утвержден план нового посёлка Ермак. Одновременно с этим, в июне 1914 года, учреждено новое «Киргизское горнопромышленное общество» по добыче экибастузского угля и открыта железная дорога, после почти десятилетнего бездействия. Оживилась работа на пристани, посёлок Ермак вырос в крупное село. Источник: акимат Павлодарской области
19.03.2013 11:29 3671

Известный семипалатинский краевед и исследователь, бывший политссыльный, народник Н. Я. Коншин, посетивший Павлодар и другие районы уезда, очень ярко описал в 1900 году Воскресенскую пристань: «На пристань по левому берегу Иртыша идет проселочная дорога, очень сносная, как и все наши степные дороги. По ней я проехал обратно, на пристань же мне удалось съездить на пароходе, который вел туда баржи для нагрузки углем… Лишь через шесть часов, поздно вечером, добрался пароход до Воскресенской пристани, где мне надо было попасть в главную контору Общества, чтобы получить там разрешение проехать на Экибастуз по железной дороге…» Далее наш гость из Семипалатинска долго блуждал по пристани в темноте в поисках злополучной конторы, которая находилась в 1,5 верстах от Иртыша. Случайно попавшийся ночной сторож, узнав, что у Коншина была записка от Дерова, провел его на станцию железной дороги. «На станции никакого помещения для пассажиров не оказалось, и ожидавшие поезда рабочие спали в прихожей на полу, мне же предложили посидеть в телефонной. Пришедший под утро поезд из Экибастуза долго простоял на станции, и я воспользовался его остановкой для осмотра пристани. Кроме главной конторы и железнодорожных построек, здесь находится целый ряд недавно отстроенных зданий, где помещаются "главноуправляющий" конторой (П. И. Фигнер) и разные служащие. Здания - деревянные, большие, некоторые в два этажа. С копями в Экибастузе и с Павлодаром главная контора Воскресенской пристани соединена телефоном». По сведениям специалистов тех лет, это была система телефонов Эриксона (американская фирма).

Воскресенская пристань и дорога успешно действовали несколько лет. В течение 1900—1903 годов по дороге было вывезено и перегружено в баржи через пристань до 1,5 миллиона пудов угля в год.

После банкротства общества в 1903 году пришли в упадок пристань и железная дорога.

Одновременно с пристанью возле казахского аула № 5, в урочище Кызыл Шырпы, появилось новое поселение из глинобитных домиков, где жила казахская беднота, работавшая на пристани и железной дороге. После переселения крестьян, с 1906 года, население этого поселка постепенно увеличивалось. Поселение, названное Глинкой, к 1911 году достигло 1000 человек. В 1912—1913 годах произошли изменения в жизни бывшей пристани и Глинки. По указу губернатора и при давлении местного казачества посёлку и пристани дали название Ермак. В 1914 году был утвержден план нового посёлка Ермак. Одновременно с этим, в июне 1914 года, учреждено новое «Киргизское горнопромышленное общество» по добыче экибастузского угля и открыта железная дорога, после почти десятилетнего бездействия. Оживилась работа на пристани, посёлок Ермак вырос в крупное село.

Источник: акимат Павлодарской области

Бөлісу:
Telegram Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram - ға