Первый в столице фестиваль органной музыки и кыл-кобыз
В 2005 г. при участии Президента РК был введен в действие орган фирмы «Hugo Mayer Organ Construkion». Величественный инструмент звучит в специально для него возведенном здании, с которым он составляет единое целое. Это давняя традиция - строить орган вместе с залом, поскольку само помещение становится резонатором. До этого замечательного события у нас в стране было два органа. Один установлен в Каз. гос. филармонии им. Жамбыла, другой — в Большом зале Каз. нац. консерватории им. Курмангазы. Теперь мы располагаем единственным в республике органным залом, соответствующим всем мировым стандартам. Для торжественного открытия зала были приглашены всемирно известный немецкий органист Л. Крэмер и выдающийся казахстанский исполнитель Г. Несипбаев. С 1 по 3 сентября 2005 г. состоялось выдающееся для столицы событие - первый в столице фестиваль органной музыки. Были приглашены известный органист, выпускник Высшей школы музыки и театра им. Ф. Мен-дельсона-Бартольди (Германия, Лейпциг) Й. Унгер, заслуженный артист Казахстана Г. Несипбаев и лауреаты международных конкурсов А. Несипбаева и С. Абильханова.
Пропагандистом кобызовой музыки является тонкий ценитель искусства, меценат С. Искаков, который вносит большой вклад в развитие и пропаганду отечественной культуры. Огромный список благих дел мецената включает проекты, связанные с кыл-кобызом и кобызовой музыкой. Ему принадлежит идея создания ансамбля кыл-кобыза и органа. Своеобразной сенсацией в 2006 г. стала премьера нового сочинения молодого казахстанского композитора С. Абдинурова — поэма для кыл-кобыза и органа «Тлеп-абыз». Произведение посвящено выдающемуся носителю, продолжателю традиций легендарного Коркыт-ата, кобызис-ту. сказителю, баксы Тлепу Аспантайулы (1757— 1820). Кыл-кобыз и орган - такой тип ансамбля в музыкальной практике использовался впервые. Кыл-кобыз - древнейший казахский музыкальный инструмент, связанный с историей тюркских народов и обладающий особой магической силой, использовался на протяжении многих веков шаманами, баксы. Согласно легенде, кыл-кобыз изобрел Коркыт. Престарелый музыкант столь глубоко проник в тайну мироздания, что когда он играл, смолкали птицы, хищники прекращали свою охоту, а смерть обходила старца стороной. Кыл-кобыз помогал бороться со злом. Орган — инструмент европейской культуры. Своими корнями уходит в далекое прошлое и долгие столетия был связан с культовой музыкой. Орган можно назвать поистине интернациональным инструментом, ведь прототипом его является флейта Пана -связка нескольких тростниковых дудочек, которые бытовали в музыкальной культуре почти всех народов. Сочетание в поэме «Тлеп-абыз» казахского и европейского инструментов является воплощением идеи гармонии мира, притяжения друг к другу полярно противоположных начал — двух полюсов (Восток — Запад), двух культур, двух религий. Кыл-кобыз, прародитель всех существующих смычковых, в сочетании с органом производит необычайно интересные, тембрально богатые эффекты. По инициативе и при поддержке Искакова был создан уникальный квартет кыл-кобызистов «Тлеп». В составе квартета «Тлеп» продолжатели традиций великих кобызистов, молодые талантливые музыканты А. Казакбаев, А. Сайжан, Г. Кылышбекова, Г. Мустахимова, музыканты играют на инструментах — точных копиях кобыза Тлепа.
Источник: энциклопедия АСТАНА