Будды и джунгары
В Казахстане встречается немало наскальных рисунков, оставленных буддистами. Замечательные образцы этих рисунков в свое время скопировал Чокан Валиханов с Танбалы таса, находящегося на берегах Или (Ч.Ч. Валиханов. Собр. соч. В пяти томах. Т. V. — А.-А., 1972. — С. 86-97). Об этих изображениях Алкей Маргулан говорит следующее: «Главный сюжет росписи — изображение трех будд в характерной для них созерцательной позе. В центре сидит многоликий и многорукий будда Чон-рай-чик. Он изображен в позе покорности судьбе: в кандалах, с поднятыми руками и одновременно произносящим народу назидания. Слева от него будда Шакья-Муни, справа — Ман-ла. Под буддами высечены тибетские молитвенные надписи...
Все данные говорят о том, что изображения будды и тибетские молитвенные надписи сделаны джунгарами во время их владычества в Джунгарии и Восточном Туркестане (XVII–XVIII вв.) (А.Х. Маргулан. О художественном наследии Чокана Валиханова // В кн.: Ч.Ч. Валиханов. Собр. соч. В пяти томах. Т. V. — А.-А., 1972. — С. 23). Одним из таких признаков присутствия в Казахской степи ламаистского буддизма является дворец Кызылкениш. Этот дворец отражает действительные взаимоотношения казахов и джунгаров через историю возведения этого дворца. Религия ламаизма приобрела официальный статус среди джунгар в начале ХVII века, когда в 1616 году состоялось торжественное причащение, на котором присутствовал специальный посланник далай ламы Цаган-номун-хан и на котором вожди ойратов дорбит Далай-тайшы, шор Кара-Кула, торгауыт Хо-Урлук, хошауыт Хундулен и шор Шохур отдали каждый по одному из своих сыновей в монастырь, причислив, таким образом, свои роды к ламаистской аристократии. Однако религия ламаизма не ограничивалась только храмовыми ритуалами, она была тесно связана и с экономикой, и с военным строительством. Именно ламаизм способствовал усилению единства Джунгарского государства и укреплению его вооруженной мощи. В результате Джунгария, превратившаяся в могучую вооруженную военную державу, подобно ордену крестоносцев стала создавать в Центральной Азии свои анклавы. Так, например, Батыр-хунтайшы за короткий срок успел выстроить четыре монастыря-крепости. Такие укрепления — монастыри в мирное время — были центрами распространения ламаизма, а в военное время превращались в неприступные твердыни.
ХVI-ХVII века отмечены в Джунгарии непрекращающейся борьбой за власть между Байбагас ханом — вождем хошаутов и Кара-Кулом — вождем шорцев. Байгабас хан не признавал центральную власть и выступал во главе феодалов, стремившихся к удельной самостоятельности. Кара-Кул, напротив, поставил перед собой цель объединить Джунгарию и создать централизованное государство (И.Я. Златкин. История Джугарского ханства. — М., 1983. — С. 103). В конце концов, когда к власти пришел сын Кара-Кула Батыр-хунтайшы, Джунгарское ханство стало единым (1635 г.). Потерпевшие поражение хошауыты перекочевали через Кукунор на Тарбагатай, заняв под пастбища его склоны. Младший брат Байбагыс хана, вождь племени хошауытов Хундулен-Убашы, перейдя Иртыш и через перевал Кобик-Сауыр, расположился на южном берегу озер Зайсан и Улингир. Об этом, направляя донесение в Сибирский приказ (Материалы по истории русско-монгольских отношений. — М., 1974. — С. 239), сообщал в 1644 году тобольский воевода Г.С. Куракин. Кстати, летняя ставка Хундулен-Убашы находилась в благодатных степях Центрального Казахстана. Это подтверждается словами из жизнеописания Зая-Пандита: «В год барана зимой 1643 года он находился при Хундулен-Убашы, кочевавшем по горам Хасулука» (Биография Зая- Пандиты // В кн. Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе. — Элиста, 1969. — С. 163). Не вызывает никаких сомнений, что упоминаемые здесь горы Хасулук — это Казылыкские гор в Сарыарке. Местные жители и сегодня называют горы Кызыларай, Каркаралы, Кент, Балкан (Ку) и Бакты собирательным общим именем «Бесказылык». Дворец Кызылкениш, о котором идет речь, расположен среди этих гор, на вершине Кента. С.Б. Броневский, первым обнаруживший месторасположение Кызылениша, назвал его «Кент-Казалык» (С.Б. Броневский. Указ. соч. — С. 247). Разумеется, проникновение Хундулен-Убаши в Казахскую степь, налаживание контактов с местным населением связано с военно-политическими климатом казахско-джунгарских отношений. Есимхан и ойратский правитель Кара- Кул установили между собой дипломатические отношения, принявшие обостренный характер при их преемниках — Жангир хане и Батыр хунтайше. Когда Батыр-хунтайши сел на Джунгарский трон, его соперник Хундулен-Убаши был вытеснен за пределы страны. Вместе с ним оказались дорбит Далай-тайшы, хошауыт Аблай-тайши и многие другие аристократы, получившие приют у казахских правителей. А Хундулен- Убаши был даже другом казаха-алшына Жалантос батыра и признавал себя подданым Жангир хана (Материалы по истории... — С. 234, 239, 309).