БЕТПАҚДАЛА
Кочевники, сделавшие опорой своей жизни скот, ради его сохранения шли на риск и многие трудности. У всех трех жузов был выработан единый способ вырваться из суровых тисков природы путем постепенного передвижения, как перелетные птицы, по направлению меридиана. До сегодняшних дней отчетливо сохранились следы кочевых путей протяженностью в сотни, тысячи километров, как свидетельство многих удивительных и необычных тайн и обид (С.Е. Толыбеков. Кочевое общество казахов в XVII-начале ХХ веков. — А-А. — 1971. — С. 495-594). До 20-30 годов нынешнего века роды Среднего жуза, обитающие на Бетпакдалинской стороне Сарыарки, располагались на зимовку на берегах реки Чу. С наступлением весны, пробираясь через глухую, пустующую Бекпакдала по следам талой воды, плотный караван кочевников заново торопился занять Сарыарку. «Из всего народа, переходящего Бетпак для зимовья на Чу и возвращающегося жить летом на побережье реки Сарысу, подчиняющихся Акмоле — всего семь волостей. Это — пять волостей тама, алшын, жагалбайлы. Также две волости аргынов, среди них народность таракты, входящая в аргыны». (С. Сейфуллин. Тяжелый путь, трудный переход. — А-А., 1960. — С. 44). Кочевой путь этих родов был единым. Эти пути назывались Цепной, Путь Тама, Путь таракты. Эти роды выходили на опасный и долгий путь Бетпакадала одновременно. На остатках костров первого каравана готовилась в котлах пища следующего каравана, из колодца, напоившего одних, утоляли жажду другие. Так шли караваны цепочкой — опираясь друг на друга. Отводя всего по четыре-пять часов на отдых осенней ночью, не зная привалов, плотные караваны через шестнадцать-семнадцать ночлегов добирались до Чу. Длинный путь, представляющийся постороннему взору пустынным, глухим, хранит много тайн кочевой жизни. Каждая сопка, «глухонемые» колодца кочевий, обломки раскаленных палящим солнцем посуды, чернеющие за каждым холмам могилы, удивительно гармонично выражают характер местности названия. Длинный караван вытянулся на расстояние светового дня. Голова каравана направлена на юг, в сторону Чу. Родовые союзы, беззаботно и беспрепятственно наслаждавшиеся летом в горах Арки Актау, Желтау, Ортау, Сарыкулжа, Конуркулжа, Байбише, Тайаткан, Шунли, Айгырушкан и на плодородных берегах рек Сарысу, Атасу, Шажатый, Коктал, теперь, с наступлением холодной серой осени, дружно кочуют, стремительно уходя от первого снега с дождем. Рассыпанные по побережьям многоводных рек и серебряных ручьев Арки в раз поднявшиеся аулы, перейдя гору Болат, сливаются в одну линию. Гора Болат — самая высокая гора Бетпака, отделяющая ее от Арки. Она долго еще стоит перед взором уходящего каравана, будто прощаясь, очень медленно исчезает из поля зрения. При возвращении эта гора показывается издали первой. Будто указывая путь в Сарыарка, подбадривает уставшую душу, вселяет в нее радость и надежду.