2 Сәуір 2014, 04:04
Я уже говорил о том, какой поток переселенцев пришлось принять Казахстану. Такому миграционному давлению кроме казахов не подвергался, пожалуй, ни один народ в мире. Это привело к тому, что в 70-е годы казахи оказались в меньшинстве на своей исконной земле.
Чтобы общаться со всеми, кто приехал в Казахстан, казахам пришлось выучить русский язык. Тем более, что такой была политика советского центра. Без русского языка невозможно было найти работу. История и культура были под прессом идеологии. Это оказало катастрофическое влияние на казахский язык и культуру. В этом нет вины того поколения казахстанцев и тех казахов, которых не учили родному языку. Такой была политика тоталитарной власти, таким было то суровое время.
Академик Дмитрий Лихачев как-то сказал, что если отнять у народа его язык и культуру, тогда нет и народа. В конце 20 века язык и культура казахского народа оказались на грани исчезновения.
Поэтому сегодня стремление казахского народа восстановить утерянное абсолютно закономерно. И мы видим, как другие этносы относятся к этому с пониманием и поддержкой.
Я воспринимаю такую поддержку, с одной стороны, как благодарность тех, для кого Казахстан стал Родиной. С другой стороны, такая взаимная поддержка станет стержнем крепкой дружбы и единства казахстанцев, которые обеспечат спокойное, уверенное будущее наших детей.
В дальнейшем роль казахского языка в Казахстане будет возрастать. Таков естественный ход вещей. Конечно, мы также продолжим поддержку развития русского, английского и других языков.
Государственный язык должны знать наши дети. И тогда через какое-то время, его будут знать все граждане Казахстана. Этот процесс уже идет.
* * *
С каждым годом увеличивается количество казахстанцев неказахской национальности, которые прекрасно владеют государственным языком. Знание казахского языка становится одним из важнейших условий личной конкурентоспособности. Родители, думая о будущем своих детей, должны позаботиться о том, чтобы они знали казахский язык.
К сожалению, в большинстве образовательных учреждений пока применяются неэффективные методики обучения. Профессиональный уровень учителей не всегда соответствует необходимым стандартам. У нас есть факты, когда издаются некачественные учебники на казахском языке.Сама грамматика казахского языка требует осмысления и совершенствования.
Правительству необходимо создать специальную комиссию и тщательно проанализировать ситуацию с развитием государственного языка.
Соответствующим государственным органам следует подумать и о том, чтобы на телевизионных каналах новости, фильмы и в целом основные программы, которые идут на казахском языке, сопровождались субтитрами на русском языке. И наоборот. Это касается и тех передач на телеканалах, суть которых мы хотим довести до всех граждан страны.
Все вопросы, касающиеся развития государственного языка, необходимо решать в строгом соответствии с Конституцией и законами, без ущемления прав граждан.