ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ ДЕРЖАВЫ

28 Тамыз 2014, 05:08

ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ ДЕРЖАВЫ

Заселив Великую Степь, приспособившись к смене времен года, наблюдая за движением небесных светил, построив свою жизнь и благополучие на разведении четырех видов скота, подчиняясь воле Всевышнего и полагаясь во всем на него, кочевники приняли за точку отсчета месяц көкек. Это первый месяц нового года, когда в первые же сутки свет становится равным тьме, и наступает пора обновления мира. Кочевники стали считать этот день священным и назвали его Великим днем Улуса (державы). Великий день Улуса — это великий день Народа, Каганата, Ханства, Государства.

Казахи по традиции началом года считают месяц Наурыз. Если следовать этой традиции, месяц көкек — второй месяц нового года. А по григорианскому календарю месяц көк-көк (сәуір, апрель) — четвертый месяц. Почему же көкек, который в народе считается началом года, переместился и стал вторым по счету месяцем? Первоначальной причиной этого является культурно-историческое взаимовлияние народов. Степные народы издревле считали день весеннего равноденствия священным днем, как проявление мудрости и могущества творца. Но основатель тенгрианства Зороастр, родившийся на берегах Волги (1500-1200 гг. до н.э.), последние годы жизни провел в Персии.

По священным установлениям Зораты (Зороастр, Заратуштра, Зардош и т.п.) в одном году проводилось семь празднеств. В числе этих празднеств был День равноденствия, которому придавалось особое значение, потому что в этот день «обновлялся вечный мир». Традиция, родившаяся в повседневной трудовой жизни кочевников, через проповеди и внушения Зораты была перенята персами, а день был назван Наурыз. В персидском языке нау — новый, а руз — день, то есть наурыз — это новый день. Параллельно с Наурызом персы праздновали мерам — осеннее равноденствие.

В средние века и позже усиливалось влияние арабско-персидской культурной экспансии, ислам проник в Великую Степь, а в самом Иране вместо традиционного Великого дня Улуса усиливается праздник Науруз. И сменив название, этот праздник изменил и свое содержание, вытеснив традиционное название көкек и заменив его названием науруз. На то, что месяц көкек переместился на второе место, а началом года стал наурыз, оказала влияние и астрономия. Весеннее равноденствие не имеет постоянной временной точки, время наступления этого явления каждый год меняется. Противостояние солнца звездам Зодиака непрерывно изменяется и каждые 70 лет передвигается на 1 градус. Месяцы же не меняют порядка своего чередования. В результате первый месяц начинается 22-го месяца наурыз и кончается 21 апреля (сәуiр, көк-көк). То есть начало года захватывает только 8 дней в месяце наурыз, остальные же 22 дня приходятся на апрель. Таким образом, хотя апрель (сәуiр) и находится по счету на втором месте, однако содержит в себе больше дней нового года, чем первый месяц. Те, кто считает сәуiр (көкек) первым месяцем нового года, основывают свои доводы на этих подсчетах.

Акселеу Сейдимбек, "Мир казахов"

Бөлісу: