В Иран, по следам улытауских легенд

27 Қараша 2014, 11:54

В Иран, по следам улытауских легенд

Моя поездка в первую очередь была связана с тем, что легенды Улытау тесно связаны с Ираном. Во-вторых история степных народов Великой Степи имеют общие корни с Иранским народом. В третьих – это древняя «цевелизацияобразующая» страна и сегодня продолжает влиять на ситуацию в регионе. Чтобы понять Переднею Азию, нужно знать Иран.

Исламская Республика Иран расположена в юго-западной части Азии. Она граничит с Азербайджаном, Арменией,  Туркменистаном, Афганистаном, Ираком и Пакистаном. Столице Ирана - Тегеране.  Лето здесь жаркое, а зима  тёплая. На севере Ирана, в провинции Гулистан проживает около 8 тысяч казахов. Наши сородичи сюда откочевывали из Мангыстау и Атырауского региона в 30 годы прошлого века во время конфискации Советской властью.

20 августа 2014 года. Знакомство с Ираном решил начать с юга страны, с города Шираз. Знаменитый ширазский базар, могила любимого поэта моей юности Саади, «зеркальный» мечеть заняло первый день путешествия. Второй день «посвятил» правителям Перси.

Из интернет-источника: Персидские цари  вели войны, ходил походом в Египет, пытался покорить скифов и даже нанести удар могущественным Афина. Укрепляли границы своего обширного государства, простиравшегося от Босфора до Инда, от Каспийского до Персидского залива. Покровительствовали науке и торговле, сооружали дороги и особо внимание уделяли строительству караван сараев и дворцов.

И вот сегодня я посетил одну из знаменитых строении персов Персеполь — уникальнейший памятник архитектуры VI–IV веков до н. э.  Персеполь были воздвигнуты 2,5 тыс лет назад на гигантской платформе высотой  двадцати метров. Огромная монументальная лестница вела к сооружению, известному под названием «Ворота всех народов». Через эти «Ворота» некогда проходили к Дарию с дарами посланцы покоренных им народов. Сюжеты вырубленные в стенах  по обеим сторонам лестниц сохранилась в мелчайших подробностях. Каких только народов нет: египтяне, греки, вавилоны, бактрицы. Вот и наши пошли - саки в остроконечных шапках, ведут в подарок коней, несут золотые предметы. Невольно приходит волнение. Это караван ведь из наших степей…

Иранские ученые утверждают, что сокровищница царя, состоявшая из многих залов, занимала площадь в боле 10 000 квадратных метров. После победы над персами, чтобы вывезти  сокровища, Александру Македонскому понадобилось 3000 верблюдов и бесчисленное количество повозок.

Вот и настал день, когда я стаю у могилы шахиншаха (щах всех шахов) Кира II чтобы просить прощения за своих предков, за то, что они были вынуждены убить Великого завоевателя Мира. Как вам известно, все подробности смерти Персидского царя изложены у Геродота. Массагеты во главе Тумар ханум (Томирисом) применили обычную тактику - заманивания врага вглубь пустынней территории.

Из интернет-источника: «Массагеты носят одежду, подобно скифской, и ведут похожий образ жизни. Из золото и меди у них все вещи. Но все металлические части копий, стрел и боевых секир они изготавливают из меди. Так же и коням они надевают медные панцири. Железо и серебро у них совсем нет в обиходе. Зато золота и меди там в изобилии. Они вели воины с великими полководцами – Дарием, Киром, Александром Македонским».

За Сырдарьей пустынная  территория - это естественно - Бетпак-дала (Голодная степь), там и погибли войска персов. Для чужака эта пустыня на первый взгляд покажется жизненной: травостой, саксаульные рощи, жынгылы. Но на самом деле она безводна для чужака. Сцены гибели Кира описаны во многих школьниках: Томирис приказала наполнить емкость человеческой кровью и утопить голову царя приговаривая - «Ты хотел много крови – так напейся ее досыта!». Персы выкупили у кочевников тело царя и похоронили на родине, в городе Пасаргады. Его надгробье пережила многие потрясении, воины, вандализм и сегодня наиболее посещаемый объект туризма.                    

Следующим объектом моего посещения стал город Язд – центр зороастризма. Не для кого не секрет, что многие туристические объекты привлекающие к себе туристов легендами не всегда соответствуют истине. Однако поток туристов на этих объектах каждым годом не уменьшается. Ярким примером может быть – «Ноев ковчег», в Казгуртском районе Южноказахстанской области, сделанный из металлических швеллеров и уголков сегодня один из наиболее посещаемых объектов.

Улытау  славится многими историческими памятниками и легендами. Легенды Улытау связан с такими именами как Афрасиаб, Томирис, Македонский, Чингисхан,  Заратуштра. Остановимся на имени Заратуштра, по тюркской версии Зердеш баба.  Многие источники доводят до нас, что Зердеш баба родом из Южной Сибири, района  уральских гор. Судя  по тому, что его прозвали «степным Пророком» он точно наш – из племен Великой Евразийской Степи!

Из интернета-источника:  Заратустру считают основателем религии древних иранцев, называемой зороастризмом; человеком, открывшим людям завет Бога:  "добрые помыслы, добрые речи, добрые дела". Когда-то зороастризм исповедовали на территории древнего Ирана, Афганистана, Средней Азии, Южного Казахстана; он объединил большие пространства и оказал немалое влияние на мировые религии. Особенностью учения Заратустры в том, что путь к Богу лежит не столько через обряды и жертвоприношения, сколько через добрые мысли и праведное поведение. Заратустру считают первым Пророком в истории человечества, проповедовавшем монотеизм, учение о единобожии.                                                                                                                                                                                                          

По преданию, в двадцатилетнем возрасте будущий Пророк оставил мирские желания и ступил на путь праведности, скитаясь в поисках истины, а в тридцать лет получил божественное откровение, оставил дом и пустился в странствия. Согласно «улытауской» легенде первое откровение от Всевышнего и призыв к служению Зердеш баба получил именно в пещере Аулиетау, что на вершине Улытауских гор.

2011 году известный казахстанский археолог д.и.н. профессор Виктор Зайберт, после исследования горы Аулиетау и ее подножье, пришел к выводу, что Аулиетау – вершина Улытау, был сакральным местом еще в эпоху бронзы, то есть во II тысячелетии до н.э.. То, что горы Улытау были священным местом во времена тюрков и последующие периоды всем известно, оно не требует доказательств. Сегодня для нас важно то, что во времена Зердеш бабы, а это период позже, чем эпоха бронзы, это место было объектом паломников. Естественно будущий степной Пророк должен был посетить это место.

Иранцы подтверждают,  что Пророк Заратуштра пришел с северных регионов. Персы всегда считали территорию Юной Сибири своей северной территорией. Оно в принципе по результатам археологических находок соответствует истине.

Если учесть, что многие ученные признали, что племена арийцев, которые заселили Иран во II тысячелетии до н.э. пришли из района уральских гор, и в последующем они продолжали посещать прародину - Южный Сибирь, то для Зердеш бабы путь, который он намеревался отправиться было естественно «протоптанной тропой». После получения откровения он отправился в район, где ныне находится Иран, там и получил поддержку местных правителей.

Так что туристам и паломникам посещающий пещеру Аулиетау, могут быть уверены в максимально приближенности «улытауской» легенды к истине. Остается продумать, что взять у иранских «зорастрицев» и применить ее в Улытау для привлекательности и смотрибельности пещеры Зердеш бабы.      

В городе Исфахан, куда я прибыл на пятый день, гид рассказала о эпическом герое Рустаме, которого мы хорошо знаем из персидской поемы Фирдоуси «Шахнаме».  Основная суть поэмы - это конфликт между Ираном и Тураном. Туран – это мы – степной народ. Войну кочевников-туранцев против Ирана возглавляет Афрасиаб.  Со стороны иранцев  борьбой руководит богатырь Рустам. Рустам влюбляется в дочь вассала Афрасиаба - саманганского царя. Звали ее Тахмина, у которой от Рустама после его отъезда рождается прекрасный богатырь Сухраб. После достижения совершеннолетия Сухраб начинает служить Афрасиабу. Скрыв от Сухраба имя его отца, Афрасиаб посылает его на единоборство с Рустамом, и Сухраб гибнет от руки отца, опознавшего его слишком поздно.

Миф о борьбе предводителя туранцев Афрасиаба против иранцев отражает реально-исторические набеги кочевых иранских (а позже тюркских) племён на поселения иранских земледельческих общин. Но для нас важно не то, какие воины были между Ираном и Тураном а то, что с именем Афрасиаб связана одна из легенд об Алашахане.         

Один из сыновей Афрасиаба родился пятнами на лице, от чего его прозвали «алаш» (пестрый). Царь смущаясь уродство сына отправляет его с 40 охранниками на летний пастбища царства  в Улытау. Алаш вырос, окреп и создал свое царство, а подданные его прозвали Алашахан.

Корифей казахстанской археологии Алкей Маргулан ссылаясь на греческие источники утверждал, что именно в Улытау находился «медный дворец» Афрасиаба, так как меди в этом регионе по данным археологии в то время добывали в большом количестве.

Легенды, легенды… Я думаю, они вправе жить. Многие из мировых легенд сегодня подтверждены вновь найденными письменными источниками и археологическими доказательствами. Придет черед и Улытауским легендам.


Директор заповедника-музея «Улытау»               Б.Кожахметов

Бөлісу: