V.Консолидирующая роль казахов

2 Сәуір 2014, 03:54

Второй тупиковый путь: полное отстранение государства от решения межнациональных проб­лем.

Второй тупиковый путь: полное отстранение государства от решения межнациональных проб­лем.

Мы могли избрать и вненациональную модель развития государственности. Что это значило бы для нас?

Во-первых, государство устранилось бы от за­дачи национальной самоидентификации корен­ного этноса. Такое устранение во многом обесс­мысливает наш суверенитет. Мы оставались бы лишь невыразительным обломком распавшейся империи, наделенным самостоятельностью ввиду невостребованности нас бывшей метрополией.

Во-вторых, это означает, что государство устраняется от регуляции взаимоотношений эт­носов. В таком случае они, замкнувшись в соб­ственных рамках, начали бы отдаляться друг от друга и конкурировать друг с другом во всех сфе­рах жизни. На практике это может привести к развитию стихийных процессов, направленных на усиление разного рода защитных механизмов своей национальной идентичности. И государству все равно пришлось бы вмешиваться в эти отношения. Но такое вмешательство было бы за­поздалым, так как эти процессы привели бы об­щество к конфронтации, и разрешить ее мирны­ми средствами гораздо сложнее.

                                             

* * *

Третий возможный тупик: отказ от защиты на­циональных интересов казахского народа. Никог­да в истории никакой народ добровольно не от­казывался от своей независимости. Естественно, что и казахи не являются исключением. Трудно переоценить глубинную потребность казахского народа в национальной независимости. Он со­ставляет абсолютное большинство населения страны и живет на своей историко-этнической территории.

Именно благодаря казахскому народу, посто­янно отстаивавшему свое единственное истори­ческое Отечество, казахстанцы всех националь­ностей живут в девятом по территории государстве мира.

На данный момент казахская культура, генети­чески сформировавшаяся на данной территории, имеет весь набор инструментов для своего пол­нокровного развития и все более активно вклю­чается в мировые культурные процессы.

Я убежден в том, что отказ от защиты нацио­нальных интересов казахского народа, составляющего большинство населения страны,  невозмо­жен.

Таким образом, очевидно, что общим выводом из вышесказанного является следующий: резуль­татом реализации любого из трех перечисленных тупиковых вариантов возможного развития мог­ло быть только одно - внутренняя и внешняя не­стабильность и, как следствие, неизбежные меж­национальные конфликты в стране.

Ербол Тлешов, «Язык страны»

                                            

Бөлісу: