Творческие вершины композитора Якова Хана в контексте отечественного эстрадно-джазового искусства

30 Маусым 2014, 05:37

Творческие вершины композитора Якова Хана в контексте отечественного эстрадно-джазового искусства

Изучение творчества диаспор, населяющих нашу Республики являются объектом изучения многочисленных наук – истории, политологии, этнологии, социологии, экономики, культурологии и мн.др. Изучение самобытной исторической картины их жизнедеятельности, особенностей быта, традиций, культурных ценностей, приоритетов в духовной сфере, консолидации корейской диаспоры стало возможным благодаря политике первого Президента РК Н.А.Назарбаева. Исключительная роль в решении этих вопросов принадлежит Ассамблее народа Казахстана.

[1].

Мыслящий образами и символами корейский композитор, Член союза композиторов РК отдавший джазу 45 лет до сегодняшнего дня не может дать четкого определения тому жанру, которому посвятил всю жизнь. Кинофильм «Серенада солнечной долины», в котором играл биг-бенд Глена Миллера, пластинки Каунта Бэйси и радиопрограммы «Голоса Америки» настолько покорили слух молодого человека, студента Шымкентского музыкального училища, что в свое время пропуская занятия он не на минуту не задумывался о том, что его могут отчислить за пропуски[2]. Очень часто он вспоминает эпизоды из далекого детства, когда мальчишкой до изнеможения трудился прореживая хлопок, чеканил, мотыжил и собирал его стирая пальцы до крови. А вечером с братом ходил на танцы и играл на гармошке, являвшейся семейной реликвией и называвшейся в народе «двадцать пять на двадцать пять». Ему очень нравилось исполнять вальсы  «Дунайские волны», «Амурские волны», «Оборванные струны» и другие популярные в те годы произведения. Оставшийся без отца в пятилетнем возрасте он не мог и предположить, что судьбой ему подарена учеба в Шымкенском музыкальном училище, о чем он мечтал с детства. Занимаясь в классе баяна и аккордеона, он некоторое время принудительно осваивал и виолончель. Однако свое призвание Яков Николаевич почувствовал в раннем возрасте, что определило в дальнейшем выбор инструмента и репертуара.

На протяжении всех последующих лет композитор освоивший музыкальную грамоту и игру на нескольких инструментах прослужил в Туркмении рядом с государственной границей Ирана. В это время, в сложнейших условиях его вновь спасла музыка. По ночам он слушал радио, настроенное на волну «Голос Америки», которое качественно вещало джазовые хиты. Сейчас он с улыбкой отмечает ту прозорливость, которая толкала его на такие поступки. Тогда после окончания службы в Туркмении он привез километры записанных лент с редкими и ценными для него образцами джазовых произведений.

В 1968 году он в составе группы «Ариран» посетил корейцев, проживающих на Сахалине. Впечатления от увиденного надолго  оставили след в его душе. Миссия, возложенная тогда на него не ограничивалась только выступлениями на концертной площадке. Он предоставил возможность своим соотечественникам, проживающим в том далеком краю познакомиться с произведениями зарубежных и советских композиторов. Проживающие без документов и не имеющие вообще никакой возможности передвигаться они с огромной радостью слушали композиции в их исполнении. Особенно запомнились всем вечера с участием легендарного барабанщика Тахира Ибрагимова. Публика всегда с восторгом принимала выступления с его участием, а все остальные участники коллектива радушно благодарили талантливого музыканта за испытываемые звездные минуты на сцене.

 С 1969 года Яков Николаевич работал в Государственном корейском театре музыкальной комедии, вначале в качестве исполнителя, позднее стал дирижером оркестра, с 1975-76 гг. артистом эстрадно-симфонического оркестра Казахского радио и телевидения. В 1977 году он успешно возглавлял корейский эстрадный оркестр «Каягым» в Ташкенте, в 1979-80 годах сопровождал на концертах группу «Арай» и Народную артистку РК Розу Рымбаеву.

В дальнейшем в группах «Бумеранг» и «Медео» Яков Хан реализовал себя как джазовый исполнитель и дирижер. С гастролями данный коллектив побывал с гастролями в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Ярославле и других городах. В середине 80-х годов он создал группу «Ариран», с которой впервые среди других музыкантов с большим успехом посетил Южную Корею. В 1991 организовал биг-бэнд, а эстрадно-джазовый ансамбль «Самульнори», появивишийся  в 2002 году под его управлением в Сеуле завоевал Гран-при. «Pro-jazz», созданный в 2006 году из десяти инструменталистов и четырех вокалистов успешно интерпретирующий джаз-рок смешанный с интонациями Востока отличается особой оригинальностью и ярким артистическим колоритом. И здесь в полной мере им реализованы, заложенные природой качества джазового дирижера.

Он автор и серьезных классических произведений – рок-оперы «Инь-Ян», баллады для саксофона и сопрано, сонатины для фортепиано, «Степных зарисовок» для струнного квартета, одноактного балета «Амазонки», симфонической поэмы «Прерванная мелодия», которая часто исполняется Государственным симфоническим оркестром РК.   

Руководитель эстрадно-джазовых коллективов «Ариран», «Каягым», «Самульнори», биг-бенда, «Pro-jazz», оркестра при Академическом корейском театре, Акиме г.Алматы не ограничиваясь рамками дирижерской и исполнительской деятельности собрал фольклор «Коре сарам» в целую антологию с писателем из Южной Кореи Кимом Пен Хахом. Этот сборник имеет две части под названием «Забытые песни о главном». Он приурочен к 70-летию композитора и состоит из 400 народных песен, которые в основном знакомят почитателей фольклора с народными корейскими песнями, пронизанными страданиями и глубокой печалью.  Важной составляющей книги стала обработка и запись оставшихся в народе не зафиксированных народных образцов, носителей которых уже давно нет в живых. В личной беседе с музыкантом выяснились факты, свидетельствующие о важности подобной работы для самого композитора, по его мнению, достойно выполнившего свой профессиональный и моральный долг перед будущим поколением корейцев [1]. Поездки по регионам компактного проживания корейцев – России, Узбекистану, Талдыкоргану, Уштобе, Шымкенту, Кызылорде, Жезказгану, Таразу стали итогом выполнения поставленных задач. Богатейший материал для импровизаций был собран в виде чистого фольклора, который в дальнейшем подлежит обработке в джазовом стиле[3].              

Описывая события и особые достижения Я.Хана за последние годы на олимпе джазового искусства необходимо перечислить его участие за один только 2011 год в пяти  фестивалях международного и республиканского значения на трех из которых он стал обладателем Гран-при. Первый, прошел в феврале, в г.Актобе и был посвящен памяти основоположника отечественного джазового искусства, легендарного барабанщика Тахира Ибрагимова.

Осенью того же года в том же городе был проведен Международный джазовый фестиваль «Актобе-джаз - 2011». На нем были представлены новые эксперементальные замыслы автора. Этно-фольклорная группа «Сазген – Сазы» исполнила на таких инструментах как домбра, кобыз и саз сырнай композиции в эстрадно-джазовом стиле. Сам композитор вспоминая события этого конкурса замечает то, что публика восприняла новаторский подход с любопытством и особым интересом. Несмотря на привычное классическое звучание названных инструментов, к которому привык слух музыкантов здесь произошла серьезная трансформация, принесшая глоток свежести и оригинальности, и скорее необычайности в гармоническом звучании. Первый международный фестиваль для молодых музыкантов «Gnesin-jazz», организованный Министерством культуры и российской академией им.Гнесиных прошел в конце года и принес еще одну награду композитору. Благодаря участию группы «Сазген-Сазы» в данном мероприятии принесло «Gnesin-jazz», статус международного. Исполненные ими «Караван» Д.Элингтона, «Алқоңыр», «Жекпе жек», «Гаухар тас» и «Полет шмеля» настолько покорили искушенную слушательскую аудиторию, что музыкантов по нескольку раз вызывали на бис.

По инициативе Я.Хана проводятся вечера джазовой музыки, с одной только важной целью – довести до молодых музыкантов необходимость в изучении музыкального наследия, оставленного мэтрами эстрады. Ему всегда принадлежат самые ценные идеи по сохранению и пропаганде среди подрастающего поколения джазовой классики. Одним из таких вечеров, посвященных метрам эстрадных, джазовых и роковых направлений – Тахиру Ибрагимову, Сейдолле Байтерекову, Таскыну Окапову, Талгату Сарыбаеву, Шарипу Омарову, Баглану Садвакасову, Бахытжану Жумадилову, Льву Кофману, Виктору Киму и многим другим состоялся во Дворце Республики, хотя изначально планировался во Дворце школьников. Идеей проведения подобного мероприятия проникся сам аким г.Алматы А.Есимов, который оказал содействие в его реализации. На один вечер прилетели звезды мирового масштаба – Георгий Метакса, Энвер Измайлов, Байгали Серкебаев, Владимир Миклошич, Батырхан Шукенов, среди отечественных исполнителей ннеобходимо выделить Розу Рымбаеву, Алибека Днишева,  Сагная Абдуллина и многих других.

В ходе встречи с музыкантом были получены интересные и важные  сведения о корейском фольклоре, эстрадной и джазовой музыке, о написанных классических произведениях, где непосредственно отражена глубокая индивидуальность композитора и дирижера. В прошлом году Якову Николаевичу исполнилось 70 лет! Поздравляя с прошедшим юбилеем маэстро хотелось бы пожелать ему крепкого здоровья и дальнейших плодотворных успехов в творческой карьере. 

  

 

 

 

                                                                                       Кандидат искусствоведения,

доцент, заведующая отделом

музыковедения

                                                                                         Института литературы и искусства им.М.О.Ауэзова

Мусагулова  Г.Ж.

 



[1] Композитор родился в 1943 году в Махта-Аральском районе ЮКО в семье коммуниста Николая Хана, репрессированного в 1936 году.Я.Хан вырос в многоднтной семье (8 детей, самым младшим из которых был он).

[2] За неделю он посмотрел его 21 раз

[3] Книга увидела свет в 2007 году при спонсорской поддержке Татьяны Цой.

Бөлісу: