Триединая структура государства

4 Қыркүйек 2014, 05:52

Три тысячи лет тому назад в Казахской степи кочевое скотоводство стало основным видом хозяйствования, определившим этническое формирование автохтонного населения.

Три тысячи лет тому назад в Казахской степи кочевое скотоводство стало основным видом хозяйствования, определившим этническое формирование автохтонного населения. Этот процесс поддерживался хозяйственно-культурным типом, а также специфическими социально- экономическими, политическими, культурными, родственно- кровными и другими связями и отношениями. Это, в свою очередь, от поколения к поколению устанавливало в обществе диахронно-вертикальные связи. Такая преемственность поколений послужила причиной кристаллизации культурно-духовного состояния общества. Процесс концентрации этнических признаков в Казахской степи начался еще в гуннскую эпоху. Время от времени агрессия внешних сил дестабилизировала этническое единство и культурно-духовную целостность и растягивала во времени интенсивность этногенеза. Несмотря на это, в течение последних трех тысяч лет степные кочевые племена сохранили тенденцию к консолидации, постоянно находясь во взаимообщении, образовывая с каждым разом все более крупные родоплеменные союзы. В итоге, на месте рухнувшей империи Чингисхана стал формировать свою государственность казахский народ.

Прежде чем говорить о трех жузах, ставших структурными компонентами казахской нации, обратимся прежде к хозяйственно-культурному типу и образу жизни, а также к географическому ландшафту, которые способствовали реализации этой уникальной системы. Облик Казахской степи, ее природно-географические условия разделялись на три хозяйственно-культурных района (К. Акишев). Это: 1. Западный и Центральный Казахстан, его просторные равнины; 2. Восточный Казахстан и юго-восточный район, Еренкабырга (Тянь-Шань и Алтайский край); 3. Южный Казахстан, реки Сыр-Дарья, Чу, Талас, Арысь и их окрестности. Эти природные зоны Казахстана, обусловившие возникновение трех хозяйственных районов, впоследствии оказали прямое влияние на административно- территориальное разделение при строгом соблюдении принципов централизованной власти. Три составные части казахской земли первоначально определялись по движению солнца и назывались «запад, восток и срединный народ». Позднее кочевники стали обозначать свою территорию пятицветным колором: восток — синим, запад — белым, север — черным, юг — красным цветом, а центр получил желтую окраску. Таким образом, единое государство стали образно различать по цветовой гамме. Гуннов, отправившихся на запад, стали называть Белыми гуннами, тюрков, оставшихся на востоке, — Синими тюрками (Синяя Орда), Западное ханство — Белая орда, Среднее ханство — Желтая Орда (Сары Орда). Эти названия были даны в соответствии с прочно установившейся традицией, перешедшей и к Казахскому ханству. В связи с различением трех частей бескрайней Степи по культурно-хозяйственному признаку его внутренние структурные части стали называть Ұлы жүз — Старший жуз, Орта жүз — Средний жуз, Кiшi жүз — Младший жуз. То есть, сработала триединая структура государства, определенная характером степной цивилизации кочевников.

Однако, главными причинами образования тройственной структуры организации государства были не только система хозяйствования и система ее осуществления, находившихся в отношениях взаимозависимости. Сыграло свою роль и тенгрианство, поклонение Небу. Для кочевников, в частности, для тюрков, тенгрианство было не только религией, но прежде всего образом жизни, потому что в его основе лежит идея единства, согласия с Природой. Для кочевников жизненным принципом было не покорение Природы, а взаимопонимание, слияние с ней. В представлении кочевников Тенгри (Небо) — есть бескрайний синий небесный простор, объект вечного познания и вместе с тем космос, который невозможно измерить до конца. То есть, Тенгри для кочевников не являлся, как в других религиях, персонифицированным существом, человекоподобным божеством.

Согласно миропониманию кочевников, Тенгри — синее Небо, где самым почитаемым выступало Солнце. Солнце было глазами — Оком небесным, и казахи ставили свои юрты таким образом, чтобы порог обращен был в сторону солнца, а на рассвете приносили ему жертву, разбрызгивая молоко. Современные обычаи подливать масло в очаг, когда невестка впервые переступает порог дома, или обносить огнем младенца, лежащего в колыбели, также являются сохранившимися пережиточными представлениями о земном огне как посланнике Солнца. Для определения же четырех сторон света нужно было встать лицом к восходящему солнцу, тогда сзади будет Запад, слева — Север, справа — Юг. Следовательно, у кочевников, и у казахов в том числе, верным ориентиром и мерилом пространства было солнце, и ориентация по нему служила компасом с глубокой древности. В тесной связи с этим идет утверждение у казахов трехжузовой организации государства, восходящее к архаическим представлениям о мире. Поклоняясь Солнцу, связывая его со всем живым на земле, ориентируясь в пространстве по ходу солнца, казахи называли племена, обитающие на востоке, где начинается путь светила, Старшим жузом, племена, живущие посередине солнечного пути, — Средним жузом, а племена, населяющие Запад, — Младшим жузом. С вышеуказанной точки зрения слово «жуз» нужно понимать как обозначение пространства. В языке до сих пор сохранились выражения «айдың жүзi болды», «дүзге шығу», «дүз тағысы Тәңiрмен тiлдес», «жүзiн құбылаға қарату», говорящие о пространстве и времени, в которых пребывает человек.

Сакральные представления о тройственной структуре подтверждаются историческими фактами. Китайские древние хроники свидетельствуют, что с ХII в. до н.э. на территории Восточного Туркестана или на северо- востоке современного Казахстана проживали племена гуннов. То, что гунны имели в своем составе племена саков (скифов, уйсуней, канглы), в современной науке не вызывает никаких сомнений. Наряду с этим, в китайских хрониках упоминается племя гуннов «Улы жуз» (да юечжи) на востоке страны в округе Гансу (Бей шу. Шанхай. Т. 50. — 1937. — С. 351-357; Оразбай Мухтархан. Проблемы этнополитической истории Казахстана в V веке до н.э.-V в. н.э. Кандидатская диссертация. Институт истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова, 1991). Оно входило в состав Союза гуннских племен.         

Бөлісу: